Михаил Дуванейский, блаженный
19.01.24
Михаил Дуванейский, блаженный
19.01.24

Михаил Наумович
(08/19.11.1798 — 19/31.10.1876)
Пустынник.

Раб Божий Михаил родился в 1798 году 8 ноября в крестьянской семье деревни Зуевой Дуванейской волости Уфимского уезда. Родителя его звали Наумом, а имя матери неизвестно. Родители были бедные, но очень благочестивые, и Михаил был их единственным сыном. Отрок был нрава живого и весёлого, любил игры и забавы и никакой склонности к подвижничеству в нем не было заметно.

Достигнув возраста, он женился и имел дочь. Но жена его скоро скончалась. Михаил Наумович женился второй раз и от второй супруги имел четырёх сыновей и двух дочерей. В это время он проводил жизнь беззаботную и веселую — имел хороший достаток, будучи мельником. Пьяницею он не был, но любил компанию, повеселиться с товарищами, хорошо играл на скрипке и нередко, развеселившись, пел песни и плясал. Но в то же время он любил посещать храм Божий, молился усердно Богу и охотно беседовал со своим отцом духовным о спасении души. Доброе семя слова Божия и кроткие наставления уважаемого Михаилом Наумовичем приходского священника падали на добрую землю и глубоко западали в сердце Михаила. Но он всё ещё не решался отрешиться от своей весёлой жизни и говорил сам себе: я ещё молодой, повеселюсь, пока молод, а как достигну 30 лет, все брошу и начну спасаться.

И Господь видел в нём чистоту намерения и потерпел его —дожил Михаил до назначенного им времени и решился принести плоды покаяния. Когда Михаилу исполнилось 30 лет от роду, раз на Сырной неделе он в прощёный день вечером вышел со скрипкой на улицу и начал веселиться с товарищами, петь и плясать. Вдруг в самый разгар веселья Михаил Наумович со всего размаху бросил скрипку на землю и растоптал её ногами. Затем оградил себя крестным знаменем, поклонился на все стороны и сказал изумлённым его поступками товарищам: «Простите меня все Христа ради! Будет! Пожил я, погрешил, потешил себя, а теперь более с вами гулять не буду!» Товарищи начали его уговаривать, но он им резко ответил: «Будет — погрешил, теперь надо мне о душе своей вспомнить и потрудиться для души!..».

С этого памятного дня он круто изменил свою жизнь. Хотя телом и оставался среди мира с женой и детьми, но все попечение и заботу он устремил уже на спасение своей души. Безграмотный, он стал ходить к священнику и скоро выучился чтению по-славянски и по-русски и писать немного навык. Прежде всего он стал иметь к себе внимание и воздержание наружное и внутреннее: пищу употреблял по захождении солнца весьма умеренно, а в первую, 4-ю и седьмую седмицу поста совсем не вкушал никакой пищи. В церковь ходил неопустительно ко всем службам, а дома проводил большую часть ночи в молитве и полагал множество земных поклонов, прося Господа простить ему грехи юности. Старался удерживать язык свой и удалялся от беседы с людьми, особенно от празднословия и пересудов. Если кто вызывал его на разговор, то говорил только о предметах духовных и полезных и как только кто заводил речь о суетном или начинал пересуды, то Михаил Наумович останавливал собеседника и удерживал от осуждения; когда же не слушались, то обрывал разговор и уходил.

Особенно он стал внимательно следить за собственными своими детьми, чтобы их воспитать в страхе Божием и благочестии. При всяком случае наставлял детей жить по заповедям Христовым и во всем собою подавал им пример христианских добродетелей и особенно приучал детей к любви и милосердию. Его старания о детях не пропали, и все дети выросли ему на утешение хорошими и благочестивыми людьми, проводили жизнь трезвую, во всех добродетелях и были весьма милостивы к нищим. Раз в голодный год сын Михаила Наумовича кормил всех нищих, приходивших к нему, и раздал всё своё состояние на пропитание нищих, но Господь ему помог потом снова поправиться и жить без нужды…

В таких заботах о спасении своей души и воспитании детей провёл Михаил Наумович восемь лет, затем скончалась его вторая супруга, оставив его вдовцом с семерыми малолетними детьми, а ему самому в это время от роду было 38 лет.

Оставшись с такой семьёй без хозяйки в доме, Михаил Наумович очень скорбел и смущался, как ему прожить и вести хозяйство без жены. Враг навёл на него сильную тоску и уныние, а при этом воздвиг в нем бурю плотских страстей, так что раб Божий не находил себе покоя от смущавших его помыслов и задумал жениться в третий раз, чтобы не впасть в грех. Однако прежде, чем решиться на это, Михаил Наумович пошёл за советом к своему духовному отцу священнику отцу Симеону Малееву. Батюшка знал его воздержную жизнь и молитвенные подвиги и, видя в своём духовном сыне истинного подвижника Христова, понял, что враг восстал на него за его добродетель и хочет его отклонить от начатого доброго пути. Священник стал его отклонять от женитьбы и сказал, что и венчать даже его не станет, что это ему искушение вражие. Потом батюшка сам приехал к Михаилу Наумовичу в дом, чтобы увещать его оставить своё намерение жениться. При этом батюшка дал ему совет строго воздерживаться во всем и умерщвлять страсти бдением и постом. В среды и пятки не вкушать пищу до ночи, а в остальные дни есть хлеб с водою два раза в день. Советовал ему удручать своё тело крестьянскими работами и тайно от людей класть поклоны до усталости.

Михаил Наумович все советы своего доброго пастыря принял с усердием и сложил в своём сердце и с того времени успокоился и оставил мысль о женитьбе. Чтобы иметь более уединения, он переехал жить на мельницу и здесь предался всевозможным трудам и лишениям для усмирения своей плоти. Часто с пашни он во время обеда удалялся в лес или какой-нибудь глухой овраг и молился об избавлении его от плотских страстей, полагая при этом поклоны до изнеможения. И Господь внял его смиренной молитве и даровал ему покой от злых плотских помыслов. Михаил Наумович решился до времени жить с своими детьми, пока они придут в возраст, и следить за их воспитанием.

Когда он возрастил детей н женил старших, то сломал свою мельницу и, сдав все своё деревенское хозяйство детям, научив их жить в любви и согласии между собою, он с благословения своего духовного отца удалился в лес удельной дачи Дуванейского имения, где построил себе келию, сначала одноэтажную, а потом пристроил к ней верхний этаж с намерением, если будет Богу угодно, устроить в верхнем этаже малую церковь или хотя бы молитвенный дом. Он выпросил себе у священника старый иконостас из церкви, поставил его в своей молитвенной келии, все стены её украсил святыми иконами со многими лампадами. Возле своей келии развёл пчельник и из своего воску сам делал свечи, которые и возжигал во время молитвы перед святыми иконами. Здесь, вдали от мира и его шума, в лесной глуши и уединении, раб Божий предавался горячей молитве без развлечения — когда же ум его утомлялся от напряжения в молитве, он начинал трудиться: своими руками он выкопал пещеру, расчистил лесной ручей и запрудил его. Кроме того, сам делал ульи для своих пчёл и ухаживал за пчёлами. Будучи грамотным, он по имевшимся у него книгам совершал полунощницу, утреню, часы и вечерню, причем сам для себя и пел, и читал. Читал также каноны, акафисты и Псалтирь.

В таких молитвенных трудах в совершенном уединении и безмолвии никем из людей непосещаемый он провёл 15 лет, борясь с невидимым врагом — диаволом, который нападал на пустынника с яростью, устрашая его разными ужасными привидениями и мечтаниями. То являлись ему страшные дикие звери, и змеи и бросались на него с яростью, готовые поглотить его живого, то разбрасывали его келию по бревну, так что подвижник оставался на одной половице. Но Михаил Наумович терпел это бесовское нападение мужественно, не прекращая молитвы, и враг не мог причинить ему никакого вреда. Нередко враг являлся ему в виде обнажённых бесстыдных женщин, чтобы подвигнуть его на плотскую похоть, но Михаил Наумович отвращал свой взор от этого зрелища и усиливал свою молитву к Богу о помощи. Часто он ходил в свою сельскую церковь и исповедовал духовному отцу свои помыслы и борьбу с диавольскими привидениями, и пастырь ободрял его не ослабевать в борьбе в надежде на помощь Божию, укреплял его приобщением Св. Таин Христовых и молился о нем у престола Божия.

Однажды Михаил Наумович читал полунощницу в нижней келии. Вдруг к окну подошёл огромный волк, посмотрел в окно и завыл ужасным голосом, долго выл, потом ударился об землю и с страшным воем удалился в лес. С того времени враг более не возмущал покой пустынника своими привидениями.

Господь одарил Михаила Наумовича благодатными дарами, и он стал обнаруживать случаи прозорливости. Прежде всего это испытал на себе его средний сын Алексей. Однажды при свидании с сыном он сказал ему: «Алеша, Алеша, много ты нужды увидишь!» Сын с удивлением ответил: «Да какая же у меня, батюшка, нужда будет?» — «Кто знает, сынок, а вдруг несчастным случаем жена помрет?» И точно. В скором времени жена Алексея ехала с покоса, лошадь ее понесла и убила до смерти. Так сбылось слово прозорливого старца. В другое время опять отец говорит Алексею: «Чадо, опять на тебя скоро горе придёт! Кто знает: вон у людей лошадей уводят, как бы и у тебя не увели?» Прошло немного времени, и у Алексея воры увели лошадей.

Были и другие случаи прозорливости подвижника, и народ узнал о нем и стал к нему ходить за советами и наставлениями. Между прочим, однажды он сказал собравшемуся к нему народу: «Вот, ребята, у вас на Таулинской горе монастырь будет!» Люди спросили: как это может быть? Та земля татарская: татары на свою землю монастыря не пустят! Старец ответил: «Хоть не скоро, а земля перейдёт к русским, и здесь будет святая обитель!» Слова старца оправдались: через 30 лет на Таулинской горе основался мужской монастырь.

Старец Михаил Наумович был роста высокого, сухощав, стан имел прямой, волоса черные, бороду небольшую, глаза черные, живые и весьма проницательные. Обуви не носил ни зимою, ни летом. Носил обычное крестьянское одеяние из белого холста, а сверху халат крашенинный синий. Опоясывался поясом из материй. В руках почти всегда имел палку. Рассказывают, что о нем узнал Уфимский епископ Филарет и, услышав о подвигах его, вызвал его в Уфу для беседы. Старец пошёл на зов владыки и был принят милостиво. Владыка расспросил его о его жизни и, между прочим, посоветовал старцу для избежания славы человеческой скрывать свои подвиги от людей и зимой при людях босым не ходить, а надевать обувь. Старец принял наставление с глубоким смирением и послушанием и с того времени лишь завидит посетителя, то надевал на босую ногу сапоги или лапти. Он после того не раз, сам желая насладиться духовною беседою святителя, ходил для этого в Уфу и был с любовью принят святителем.

О келейной жизни пустынника рассказывали современники и особенно крестьянин Павел, которого  старец особенно любил и даже выучил грамоте, что Михаил Наумович чаю не пил, мяса не ел, рыбы по постным дням тоже не вкушал. Посетителей, приходивших к нему за советами, он принимал приветливо и радушно, угощал вместо чая травой-душицей с медовою сытой, угостив, приглашал прославить Бога и спеть какой-нибудь псалом. Любимой его песнею был псалом: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил…». Он часто его пел с народом и один. Между прочим сложил он кант о самом себе и певал его со слезами наедине или с близкими ему людьми. Вот эти незатейливые стишки:

Как люди-то живут?

Словно маков цвет цветут!

Я же в горе и печали жизнь свою провожу.

Я прелестный мир оставил,

Сам в пустыню жить ушел.

Как моя красна пустыня!

Сокрушенное житье!

Я борюся со страстями,

Как в пучине со волнами,

Как в темном лесе со зверями.

Так борюсь я со страстями,

Со сильнейшими врагами.

Враги мстят мне и мятут,

Жить спокойно не дают,

Сердце мне они крушат,

Плоть мою они сушат!

Но я плоть всю иссушу,

И все сердце сокрушу,

И в жизнь загробную пойду.

Плоть мою во гроб уложат,

И на суд душу поведут!

На суде буду стоять,

Всего слезами обливать!..

Когда народ к нему соберётся, то он учил их петь церковные песнопения, объяснял им краткие обычные молитвы и церковные песнопения. Потом начинал читать утреню и часы, а народ заставлял петь. Многие нередко оставались у него ночевать, но он на полунощницу всегда уходил один в вырытую им пещеру и там молился до света.

Священники не возбраняли народу ходить к Михаилу Наумовичу и слушать его наставления, потому что знали его как преданнейшего сына Святой Православной Церкви, видели его праведную жизнь и понимали, что он примером своей жизни и духовными беседами назидает простой народ и научает их любить Святую Церковь, почитать своих пастырей, понимать церковную службу и усердно ходить в храм Божий. Местные священники и сами нередко обращались к Михаилу Наумовичу за советами в важных обстоятельствах своей жизни и имели к нему глубокое уважение и любовь. Пустынник в храмовые и другие великие праздники брал из церкви св. иконы и приглашал священников служить у него молебны. Вообще хотя и жил в пустыне, но жил в самом тесном единении с церковью и её служителями.

Хотя многие его почитали за его жизнь, но он этим не превозносился, считал себя великим грешником и всегда с сокрушением вспоминал, что он всю жизнь провёл в мирской суете и нерадении. Всегда искал совета и молитв о себе у своих приходских пастырей. Когда к нему приводили больных, то он отказывался лечить или исцелять, а советовал им молиться Богу и обращаться к доктору или фельдшеру, а к бабушкам и знахарям обращаться запрещал.

Многие думали, что у Михаила Наумовича хранятся деньги и покушались его ограбить. Однажды приключился следующий печальный случай: неподалёку от Михаила Наумовича в одном селе жил человек духовного звания нетрезвой жизни. И вот враг внушил этому священнику ограбить пустынника. Михаил Наумович перед этим собрал несколько рублей, чтобы приобрести несколько киотов для своих икон. Тот пьяный пришёл к нему в келию и стал требовать денег. Михаил Наумович тотчас же вынес ему все свои деньги, сколько у него было и, подавая ему, сказал: возьми, коли надо, только смотри, Бог тебя накажет. Тот взял деньги и вышел. Через несколько лет Бог наказал этого человека: он лишился ума и умер в сумасшедшем доме.

Когда старцу исполнилось 60 лет, он стал часто прихварывать болью в желудке и запорами. Но, несмотря на болезнь, он не изменил своего правила и отшельнической жизни и еще прожил больным в пустыне 18 лет. Всего он прожил в пустыне 40 лет.

Почувствовав приближение своей смерти, он усугубил свои молитвы и стал чаще посещать своих детей в деревне и делать им последние наставления: «Живите, дети мои, по-божьи, людей не обижайте, кто вас обидит — прощайте и никогда ни с кем из обидчиков не судитесь, нет вам моего благословения с кем-либо судиться! Господь Сам вас рассудит. Странников принимайте, нищих не оставляйте, в церковь, ребята, ходите всегда, и дома молитесь чаще. Друг с другом не ссорьтесь: где мир да любовь, в том доме и Бог!»

Почувствовав приближение смерти, старец пришёл в деревню к любимому среднему сыну Алексею, у которого чаще любил пребывать. Алексей был в это время в отлучке. Старец послал за старшим сыном. Когда сын пришёл, он стал с ним петь псалмы и разные молитвы. Когда довольно попели, послал за священником, исповедался, приобщился Святых Таин и пособоровался. Потом отослал сына домой обедать, приказав ему недолго медлить дома и скорее вернуться к нему. Сын пошёл домой и только успел сесть за стол и пообедать, как прибежали за ним, сообщая, что Михаил Наумович скончался! Старец умер один без посторонних свидетелей, никто даже из детей не присутствовал при его кончине.

Как только разнеслась весть о кончине старца, народ стал стекаться со всех сторон проститься с усопшим и помолиться у его гроба. Шли из разных деревень и ближних сел, служили панихиды и молились у его тела. Погребение его было очень торжественное, при огромном стечении почитавшего старца народа. Погребён он в деревне Зуевой, на общественном кладбище.

Народ не забывает его могилы. Когда бывает на кладбище священник при похоронах кого из прихожан, то всегда заходит на могилу старца Михаила Наумовича и служит о нем панихиду.

Кончина старца последовала 19 октября 1876 года.

Сост. м.Т. по рассказам ученика пустынника рясофорного монаха П-а.

Печатается по изданию: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Том Октябрь. М.: (Издание Афонского русского Пантелеимоновского монастыря, 1909. Репринтное издание Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 507-516.)

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.