Иулитта Борисовна Зуева
(1807- 3/16.08.1903)
блаженная, Христа ради юродивая
В этой же обители (Уфимский Благовещенский женский монастырь) нашла себе место вечного упокоения и другая подвижница, недавно скончавшаяся юродивая Иулитта, о которой и скажем здесь же несколько слов.
Скончавшаяся в Уфимском Благовещенском монастыре и оставившая по себе светлую память Христа ради юродивой, Иулитта Борисовна Зуева родилась в 1807 г. Ее родители Борис и Мария были простые поселяне села Воздвиженского Оренбургской губернии и уезда, люди простые и благочестивые, любившие в праздники после недельных сельских трудов своих посещать Божий храм. У них кроме Иулитты был еще сын Адриан.
До 15 лет Иулитта росла и жила в доме родителей, как и всякая сельская девушка, отличалась при том большою скромностью и трудолюбием. Когда ей было пятнадцать лет, родители задумали ее выдать замуж. Она же в тайне сердца своего имела думу посвятить себя жизни иноческой и с самых малых лет уже не ела мясной пищи. Глубоко опечаленная намерением родителей, она в горячей молитве искала помощи и утешения у ангела хранителя и Пресвятой Богородицы, и однажды во сне получила указание, чтобы провести жизнь девственную… идти подвигом юродства. В ближайшее, после этого времени, воскресенье Иулитта уже начала этот тяжелый подвиг. Наряженная скромно, но чисто в храм к службе, Иулитта, после службы идучи домой, села в грязную лужу и стала говорить несообразности. Скоро по деревне разнеслась молва, что «Улитка сдурила». На другой день Иулитта попросила мать под предлогом нестерпимой головной боли остричь ей волоса. Мать остригла ее, она же сняла всю одежду, кроме рубашки, и так стала ходить по деревне, и так стала ходить по деревне.
Началась тяжелая многоскорбная доля Иулитты, и этот крест добровольно ради Господа она несла всю свою долгую жизнь! Тяжело ей жилось в родной деревне: мальчики стали гоняться за нею, осыпая бранью и побоями; доставалось и от взрослых. Купив пучок больших иголок и ими защищаясь от неотвязчивых порою преследователей, Иулитта ночами тайно молилась, а днем ходила по избушкам и кому и чем могла, помогала женщинам; то в тканье, то в уходе за ребятишками. Питалась она только черным хлебом и водою, а от всякой хорошей пищи под разными предлогами уклонялась.
Вскоре умерли её родители; брат Адриан нанялся в караульщики, Иулитта же стала совсем свободною. В это время тайно она была духовною дочерью священника Сперанского из с. Никитинского, который был человеком доброй души и особенно милостивым ко всем бедным и бесприютным, особенно сиротам. У него Иулитта живала по временам, и он ее постоянно оберегал и защищал. Порою Иуллите приходилось от несдержанных и нецеломудренных людей испытывать и большие покушения на ее целомудрие, но она твердо охраняла себя, где скрывая, где же наперед обнаруживая в прямом резком слове намерение замышлявших недоброе, тем приводя их в стыд и смущение, удерживала от дальнейших проступков; то при всех устыдит, то заберется под печку, то исколет иголками. И никому никогда не сделала зла.
Такая жизнь, полная подвигов тайной молитвы, труда, крайнего смирения и терпения, скоро очистила ее душу и развила ее духовные силы: она стала вдумчива, опытна в вопросах духовной жизни, в уразумении путей Промысла Божьего в жизни людей, чиста и отзывчива на людское горе, милостива, тверда в молитве и надежде на милосердие Божие. Под благодатным воздействием Иулитта стала предвидеть будущее, и этим даром стала обильно служить спасению своих ближних. Прикрывая свое предведение внешними несообразностями, она верно предсказывала будущее и предуготовляла ко скорбям тем людей, что и легче им становились посещения Божьей воли. Когда она предузнавала пожар, сама одевалась на ночь и других заставляла делать то же. К бурану начинала храпеть, как лошади к ненастью. Она носила с собою мешок с иконками, крестами, с чугунком, кружкою и иголками. Кому предстояла скорбь и слезы, тому давала крест и говорила, чтобы омыл крест. При большой скорби крест давала большой, при малой — поменее, пред концом скорби приходила и отбирала…
Много-много лет (почти шестьдесят три года) Иулитта провела в подвиге юродства в родном селе и окрестных, служа ближним словом и делом, молитвами и услугами в нуждах главным образом духовных. Ходила она обыкновенно в таком виде. На голове носила шапку, подвязанную платочком, на себе сверх льняной рубашки синий сарафан, а на ногах рваные лапти, и всемерно сама же себя унижала, постоянно приговаривая: «Улитка дура» и т. п. Когда те, у кого она проживала, начинали ее уважать, она скоро уходила, а кто не обращал на нее особенного внимания, у тех жила подолгу и усердно работала.
В двадцатых числах июня 1885 г. Иулитта собралась в Уфимский монастырь. В это время туда уезжали Никитинские келейницы. С ними стала проситься ехать и Иулитта; ее долго не брали, опасаясь, что она станет дурить и им благополучно не доехать. Иулитта дала слово, что будетъ дорогою вести себя смирно, и действительно ничем не проявила себя странным. Девушки мирно доехали с нею до обители, а игумения Евпраксия всех их и Иулитту приняла охотно в свою обитель.
До гробовой своей доски Иулитта была благодарна тем сестрам, что привезли ее в обитель, и не иначе выражалась, что, привезя ее в обитель, они заживо ее в рай свезли. В обители старица нашла желанный простор своему молитвенному подвигу: посещала она и постоянные службы обители, молилась и тайно по ночам. И как на родине, так и здесь, она служила ближним данными ей от Бога силами прозрения в будущее и даром добрых советов. Когда какой-либо сестре грозила скорбь, она начинала кланяться той в ноги. Которой сестре предстояло быть переведенной из одной келии в другую, худшую, Иулитта приходила к себе, садилась на палку и начинала выезжать. Если кому-либо из сестер предстояло получить весть о смерти близких родных, Иулитта приходила в их келию и ложилась около кровати на полу, как покойник. В обители существует много рассказов о подобных предсказаниях блаженной, точно сбывшихся. Упомянем здесь еще об одном. Когда игумения Евпраксия была уже слаба и хотела раз поехать на дачу для поправления здоровья, а её келейница заказывала столяру для дачи кровать, Иулитта пришла и стала настойчиво требовать, чтобы делали скорей не кровать, а прочный стол. И сколько ее не унимали, она не переставала буянить, требуя своего. И что же? Не кровать на даче, а стол понадобился, чтобы положить почившую игумению!..
Многие миряне из города, простые и образованные, скорбящие и нуждавшиеся в советах и наставлениях, в разрешении недоуменных случаев, обращались к Иулитте и всегда получали от нее нравственную поддержку. Многих она утешала, многим предсказывала будущее, многих вразумляла. Так, когда к ней пришли жившие небрачно мужчина и женщина, она стала при них браниться грубо и тем довольно ясно указывала на их безнравственную жизнь. Те были этим потрясены и исправили свою жизнь, вступив в брак. Другому господину предсказала о бегстве его жены с любовником. А одной москвичке она была доброю советницею и успокоительницею её в течение многих годов, о чем та с признательностью и сообщила обители письмом. Когда было нужно и можно было надеяться на соблюдение тайны, Иулитта отлагала юродство и говорила прямо, мудро наставляя и советуя лучшее. Так одну сестру, собравшуюся уйти в мир, Иулитта так утешила, вразумила и наставила, что та уже навсегда осталась под крестом иноческого подвига.
Так почти девяносто (ошибка или в дате рождения, или автора: по данным текста о дате рождения — святой на день смерти должно было быть 96 лет — прим.ред.) лет от роду, скончав свой подвиг, тяжелый и спасительный, но миру незримый, старица перешла в вечную жизнь. Тихо скончалась она, напутствованная всеми таинствами святыми: покаяния, елеосвящения и приобщения Св. Христовых Тела и Крови З августа 1903 года. Она погребена в обители.
Ушла она из этого мира от своей скорбной доли, но оставила по себе светлую память — и народная тропинка не зарастает к ее могилке. Как падающая звездочка оставляет на темном небосклоне яркую полоску света, так и монахиня Филарета и блаженная Иулитта, скончавшись, оставили по себе светлые и добрые воспоминания. Звездный след скоро меркнет, но свет жизни этих стариц не меркнет, а остается незабвенным из рода в род. И эти воспоминания о них будят и в других душах теплую веру, примиряют с нестроениями нашей жизни и могуче влекут к доброй святой жизни; как бы говорят: все пройдет, пройдут скорби, печали, но не забудется добро, не забудется та любовь, которую явит человек ближнему, и никогда не забудется эта память добра, но еще возрастут новые и новые ветки добрых дел и чистых чувств!..
Составлено по монастырским запискам.
Подвижницы Уфимскаго Благовещенскаго женскаго монастыря, игумения Филарета и раба Божия, юродивая Иулитта. (Краткие биографические очерки). «Уфимские епархиальные ведомости», 1909 № 8 С. 380-389 (про блаж.Иулитту с 384 страницы)
Другое: