Филарета Мензелинская, преподобная игумения
26.01.24
Филарета Мензелинская, преподобная игумения
26.01.24

Филарета
(Домника Але­ксандрова Реутова)
(+14.04. 1905),
первоначальница и игумения
Мензелинского Пророко-Ильинского
женского монастыря

В 1905 году исполнилось 50 лет со времени официального открытия Мензелинской Пророко-Ильинской женской общины (в 1855 году). За этот период времени на­стоятельницами и руководительницами обители состоя­ли: игумения Евгения, в мире Евфросиния Феодорова Собина, и игумения Фила­рета, в мире Домника Але­ксандрова Реутова, трудами и заботами которых и со­здана и благоустроена эта обитель.

Деятельность этих двух тружениц по устроению оби­тели так тесно связана, что говоря об одной из них, нельзя умолчать и о другой. Они проходили свой жизненный путь рука об руку — совершали своё дело совместно, так что трудно даже определить, которая из них понесла больше или меньше трудов по созиданию обители. Несомненно, что первой принадлежала инициатива, а созидание было общим делом.

Начало обители положено в 1836 году мещанской девицей г.Мензелинска Евфросинией Феодоровой Собиной. Эта избранница Божия трёх лет лишилась своего отца, и мать её вступила во второй брак с крестьянином деревни Юртовой. Но недолго она пользовалась любовью и ласками и ма­тери. Последняя, будучи обременена большим семейством второго мужа, 8-летнюю Евфросинию отдала на воспитание своей сестре.

В доме тётки, любознательной и трудолюби­вой Евфросинии удалось научиться грамоте, что в то отдалённое время было величайшей роскошью не только для деревенской девочки, но и для мальчика.

Известно, что то­гда как самое обучение, так и дальнейшее развитие гра­мотея, было строго религиозным. Учились по Часослову и Псалтири, читали больше Слово Божие и книги религиозного содержания. Божественное семя пало на добрую почву и при­несло обильный плод. Свет божественного учения проник в душу юной Евфросинии и зародил в ней стремление ко спасению, к жизни для Бога. Живя ещё в миру, она ста­ралась удаляться мира и дала обет девства. В годы пер­вой и цветущей ещё молодости она неоднократно предприни­мала паломничество ко святым местам. Не раз побывала в Киеве, Сарове и Соловецком монастыре. Во время этих путешествий в душе её созрела и окрепла мысль оставить мир и воспринять благое иго Христово.

В 1831 году, 30 лет от роду, она, будучи в Сарове, была по благословению, у старца Серафима, который, провидя будущее, благословил её на собирание обители. И вот, в 1831 г., следуя завету старца Серафима, девица Евфросиния на свои средства приобретает в г.Мензелинске дом—келию и начинает собирать около себя девиц, желающих посвя­тить себя иноческому житию. Эта келия с её первыми насельницами и была подготовительным рассадником на­стоящего монастыря.

В 1843 году под руководство Евфросинии поступает будущая её сотрудница — 14-летняя мещанская девица г.Мензелинска, Домника Александрова Реутова (родилась в 1829 году, января 7 дня). В первые же годы даровитая и трудолюбивая Домника обращает на себя внимание как руководительницы, так и других сестер. Все скоро горячо и искренно полюбили её и тща­тельно занялись её воспитанием в духе иночества. Будучи религиозно настроена с детства, Домника, приходя в воз­раст, с кротостью и терпением проходила все послушания и удивляла сестёр силою своего характера в трудах и подвигах иноческих. Она безропотно ис­полняла самые трудные и, часто, непосильные работы.

Строгое исполнение иноческих правил в келии, каждодневное посещение богослужения в соборе, чтение и пение при богослужении и приготовление просфор составляли их главные труды и занятия. С тою же целью беспрепятственного постоянного служения Госпо­ду, стали присоединяться к ним и другие женщины и девушки, так что число их достигло 12-ти. Перво­начальная келия оказалась уже тесною и неудобною, и нужно было приискать новое помещение и, в виду возра­стающего количества желающих присоединиться к трудам отшельниц, необходимо было устроить иноческую об­щину и упрочить законное существование её.

В 1855 году Правительством духовным и гражданским, разрешена была к открытию в городе Мензелинске, на отведённом городом месте, иноческая Пророко-Ильинская община, под управлением самой основательницы этой общины инокини Евгении, впоследствии игумении. С этого времени сколько горя, сколько забот и трудов выпало на долю как игумении, так и её ближайшей сотрудницы, почившей инокини Филареты! Нужно было обнести оградою отведённое общине место, устроить келии, создать храм Божий, испросить священника для постоянного совершения богослужения. На все это нужны были средства, а их-то всегда и недоставало юной общине. Но отшельницы не па­дали духом — они усердно молились и ещё усерднее труди­лись. А трудились они едва ли не более всякого рабочего крестьянина: они сами рубили дрова, возили бревна, кир­пичи, воду и все необходимое для постройки и содержания начинающейся обители.

Обладая физическою силою, молодая монахиня Филарета всегда была первою работницей, первою трудницей. В этом не всегда посильном для женщины труде, при неблагоприятных условиях, при дожде и холоде, кроется причина того тяжкого недуга, которым страдала игумения Филарета всю свою жизнь и который, осложнившись другими старческими немощами, свёл её в могилу. И мы видим, что труды и деятельность её были оценены достойным образом. Так, по открытии общины, в 1855 г., когда инокиня Евфросиния была избрана и утверждена на­стоятельницей, Домника Александрова в возрасте 24—25 лет, призывается на должность казначеи. В следующем 1856 году утверждается в этой должности и состояла в оной до 1878 года, а с 1878 года, т.е. ещё при жизни игумении Евгении, до дня смерти состояла в должности на­стоятельницы.

Созидание монастыря началось с 1855 года, т.е. с того времени, когда приобретён быль первый участок земли около Ильинской кладбищенской церкви и эта церковь передана в собственность общины. С этого момента деятельность общины, руководимая инокиней Евгенией (Собиной), при непосредственным наблюдении и живом участии во всех трудах инокини Филареты (Реутовой), приняла самый живой и кипучий характер. Строились храмы, дома и службы. Настоящий свой вид монастырь принял в последнее десятилетие. Последними капитальными постройками были дома причта. Таким образом, вступила на путь иночества игумения Филарета в убогую келию, а по смерти своей оста­вила вполне благоустроенный монастырь, в котором 4 довольно благолепных храма, где совершают своё спасе­ние до 350 сестёр и к которому принадлежат четыре земельных дачи (всего до 800 десятин земли).

Когда игумения Евгения, вследствие своего болезненного состояния, устранилась от управления монастырём, и монахиня Филарета, как ближайшая его сотрудница, заняла её место, физические труды уже не обременяли её, но зато тяжким бременем легли на неё труды нравственные по управлению обителью. И сколько забот, хлопот и огорчений выпало на её долю! Количество сестёр все умножалось, расходы по содержанию их и монастыря все увеличивались. Нужно было изыскивать средства и на пропитание этих 350 монастырских жилиц, и поддерживать в приличном виде храмы, келии и другие монастырские здания. Если требова­лись заботы о материальном, экономическом состоянии оби­тели, то ещё больших забот и попечений требовало нравственное, душевное состояние насельниц обители. Нужно было каждой из них дать дело, чтобы никто из них не жил праздно, чтобы все они были полезны себе и оби­тели, нужно было следить за точным исполнением ими иноческого устава, нужно было принять меры и против искушений и падений, которые везде возможны и всегда были.

С 1868 года при монастыре существует женская цер­ковно-приходская школа, в которой обучаются дети горожан. С 1899 года школа помещается в особом здании и всецело содержится на средства монастыря.

Такие разнообразные, трудные обязанности, принятые инокиней Филаретой по званию игумении, особенно при существовании долголетнего тяжкого недуга, осложнявшегося в старости другими немощами, все более и более расшатывали её подорванное здоровье и, наконец, окончательно подорвали её силы. Прикованная к болезненному ложу, усопшая, как истинная инокиня, прямо смотрела в глаза смерти и постоянно гото­вилась к ней. Многократно, в течение своей болезни, приобщалась она Св. Таин Тела и Крови Христовых, освятилась Таинством св.Елеосвящения и мирно и тихо предала дух свой Господу.

За свою не­утомимую деятельность игумения Филарета была награждена в 1879 году благословением Св. Синода с выдачею гра­моты; в 1880 года возведена в сан игумении; в 1885 г. награждена наперсным крестом; в 1898 году — медалью в память Императора Александра III-го; в 1898 же году был поднесён ей сестрами и почитателями наперсный крест с украшениями, и в 1899 году награждена Библию, от Св. Синода выдаваемою. Все это само собою говорит о много­плодной деятельности почившей.

Скончалась матушка Филарета на 76 году жизни 14 апреля 1905г., в 2 часа пополуночи.

14-го и 15 апреля по почившей игумении Филарете со­вершались панихиды всем градо-Мензелинским духовенством во главе с протоиереем В.В.Уводским. 15 апреля, в 6 часов вечера, был совершён вынос тела по­чившей из настоятельских покоев в Вознесенский храм, где 16 апреля, после Литургии, при громадном стечении горожан и жителей ближайших селений совершено отпевание всем составом градо-Мензелинского духовенства. При отпевании сказаны речи и поучения: протоиереем В.В.Увод­ским и священниками Ф.В.Комаровым и В.И.Веселицким.

Погребена игумения Филарета на южной стороны ограды Вознесенского храма. А игумения Евгения почила на 82 году жизни 21 сентября 1881 г. Память этих тружениц-первоначальниц благоговейно чтится признательною обителью.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.