Ю. Кустикова. Преодолеть свою страсть
07.03.13
Ю. Кустикова. Преодолеть свою страсть
07.03.13

5-6 марта в Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы социальной защиты граждан России от наркотической угрозы» состоялись обучающие семинары для священнослужителей и мирян, которые работают в сфере реабилитации наркозависимых на приходах. По благословению митрополита Никона данное мероприятие организовано епархиальным Отделом по противодействию наркомании под руководством протоиерея Романа Тарасова.

Первый день семинаров был посвящён проблемам и методикам помощи наркозависимым людям. Во второй день об этапах реабилитации  — «Прийти в себя», «Прийти к Богу», «Вернуться к людям» — говорил руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Мефодий (Кондратьев).

— На этапе «Прийти в себя», — рассказал отец Мефодий, —  важно сформировать отношение реабилитанта к зависимости, обратить его внимание на духовную составляющую жизни человека, подтолкнуть к подведению итогов прожитой жизни – этому помогают просмотр и обсуждение фильмов, написание своей духовной автобиографии (была ли в моей жизни любовь, опыт молитвы, ощущение присутствия Высшей Силы (Бога) в судьбе, жажда совершенства, поиски смысла жизни и т. д.)». Зачем нужно такое подробное «самокопание»? Многие, страдающие наркоманией, просто забыли о том, что человек духовен, забыли, что что-то чувствовали, кроме тяги к наркотику, что существует внутренняя жизнь, которая определяет жизнь физическую. Надо оживить забытые чувства, заставить работать интеллект. Так появляется мотивация к выздоровлению.

Второй этап – это воцерковление реабилитанта: формируются понятия о вере, самоконтроле, или трезвении, как говорят в Церкви, покаянии, целомудрии, молитве, понятие о страсти и о том, как её победить.

— Может показаться, что мы хотим сделать из них монахов. Это не так! – подчеркнул о. Мефодий. — Есть такое выражение: Церковь «под законом» и Церковь «под благодатью»… Пусть научатся жить «под законом». Кроме того, человек не есть сумма своих поступков. Монашество – это индивидуальный личный выбор, который в этой среде встречается нечасто. Как правило, наши реабилитанты возвращаются в общество, работают, живут благочестивой семейной жизнью, ходят в храм.

На третьем этапе формируются социальные навыки у подопечных: обычно на год пишется целый «стратегический» план, осуществлять который помогает группа специалистов. Более подробно о возвращении к людям рассказала исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония», врач-нарколог Елена Рыдалевская.

После продолжительной реабилитации начать жить в большом городе непросто. Здесь помогает  социальное сопровождение (кейс-менеджмент) – это помощь в восстановлении документов, получении необходимого лечения, поиске работы, духовное окормление, помощь в преодолении кризисов и возможности срывов, навыки благочестиво проводить праздники.

Немаловажной составляющей успеха является работа с родственниками реабилитантов, которые, как правило, являются созависимыми. Созависимость – сильная поглощённость, озабоченность, крайняя зависимость от человека или предмета, гиперконтроль за ними. Она возникает не в тот момент, когда в семье появляется  наркоман. Как правило, это происходит  намного раньше. Такие взаимоотношения строятся в семьях, где у родителей нет смысла жизни, веры, иерархии ценностей, где уже есть родственники, страдающие каким-либо видом зависимости (ни для кого не секрет, что в России практически в каждой семье есть больные алкоголизмом) или  родственники, тяжёлой болезни которых подчинён распорядок жизни всей семьи, наконец, это неполные семьи. Здесь ребёнок не имеет права проявлять свои чувства, должен следовать жёстким правилам, воплощать родительские мечты и замыслы о нём, не имеет личного пространства, его не уважают, либо – другая крайность: из него сделали идола, а идолы требуют «жертв» — развлечений, игрушек, потом квартир, машин, денег… Душевную пустоту каждый заполняет по-своему, и у многих, выросших в таких семьях, это наркотик!

Что входит в задачи реабилитации родственников наркозависимых, зачем она вообще нужна? О своём опыте по данному вопросу рассказали Е. Рыдалевская и диакон Родион Петриков из Красноярской епархии. Работа с членами семей нужна хотя бы потому, что у людей уже сформировались стереотипы относительно друг друга, что родственники часто долгие годы содержали наркомана. Как снова не попасть в этот порочный круг?

«Нужно увидеть пределы своих возможностей, признать, что не я, а только Бог – Господин и Властитель в жизни моего ребёнка, — считает диакон Родион, — отказаться от неадекватных притязаний и ожиданий (например, что ребёнок ДОЛЖЕН измениться, должен быть таким, как я хочу), позволить детям (иногда уже 30-40-летним) оказаться лицом к лицу с последствиями их действий (не отдавать за них долги, не «помогать» избежать уголовных преследований, если они того заслужили), отказаться от попыток контролировать, – другими словами, научиться не потакать греху в детях и обрести смысл собственной жизни». А в чём он – для любого верующего человека вопрос понятный. Елена Евгеньевна рассказала:

— К нам в центр пришла очень приятная женщина. На первой встрече она смогла только сказать, как её имя, что её сын пьёт и заплакала. На следующих встречах к этой скудной «автобиографии» начали добавляться подробности. За своей проблемой женщина не видела жизни, которая проходила мимо неё. Постепенно она пересмотрела свои отношения с сыном, обрела веру в Бога, вступила в православное сестричество, стала помогать в больницах и на одной из последних встреч рассказала, что сын начал общаться с ней и в гости приходит трезвым! Семья напоминает сообщающиеся сосуды: если один живёт осмысленно, полно, радостно, другому легче «выровняться»!

Из своего опыта  консультирования диакон Родион выделил в работе с созависимыми несколько шагов. Во-первых, нужно достичь единства в понимании ситуации (нередко один из родителей считает, что это только блажь, мол, «молодой ещё», повзрослеет и всё будет нормально), разрушить надежды на быстрое выздоровление, так как этого просто не бывает (в среднем срок реабилитации наркозависимых – 1,5 года). Во-вторых, отстраниться и противодействовать наркозависимому: так он быстрее осознает, что болен. Многочисленные наблюдения специалистов-наркологов показали, что за помощью обращаются только те люди с зависимостями, которые пережили подлинный жизненный кризис – серьёзные проблемы со здоровьем, потерю семьи, детей, работы. Поэтому чем дольше вы «помогаете» наркоману держаться на плаву – содержите его, выплачиваете его долги, платите за квартиру, одеваете – тем дольше ему не захочется что-то менять! Конечно, это не призыв отказаться от своего ближнего, это призыв оказать ему настоящую, а не мнимую помощь – лишите его своей финансовой поддержки и дайте информацию, куда он может обратиться за помощью. И самое главное – молиться за него! Не случайно говорят, что молитва матери со дна моря достанет!

Надеемся, что семинары, подобные этим, ещё не раз будут проходить в нашей епархии, ведь проблема очень актуальная: человек с проблемой зависимости может прийти и попросить помощи в любом храме.

Ю. Кустикова

ФОТОМАТЕРИАЛ Л. В. Безматерных о событии

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.