Напоминаю, что 25 июля 2014 года Священный Синод (журнал № 80) принял Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма; одобрил к богослужебному использованию чина Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании; а также восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В связи с этим на всех Приходах епархии рекомендуется в осуществлении решений Священного Синода провести следующие мероприятия:
1. Совершение Молебного пения о страждущих недугом винопития по новому одобренному чину после литургии;
2. На Божественной Литургии желательно посвятить проповедь важности сохранения трезвенного образа жизни. В проповеди рекомендуется раскрыть историю установления данной даты в начале XX века, разъяснить историю события, воспоминаемого в этот день Церковью, отмечая, что, Иоанн Предтеча является для христиан образцом воздержанной и трезвой жизни;
3. По возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществить публикации в церковных и светских СМИ и провести мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни (крестные ходы, торжественные молебны с участием правящих архиереев, встречи со студентами и школьниками, демонстрация выставки «Человеческий потенциал», спортивные мероприятия, демонстрация на региональном ТВ роликов социальной рекламы проекта «Общее дело», проведение обучающих мероприятий со специалистами по социальной работе, педагогами, священнослужителями).
4. Для примера предлагаю ознакомиться с проведенным в Уфе велопробегом, посвященному утверждению трезвого образа жизни: http://www.allufa.ru/archives/26181
Для сведения
История вопроса (к сведению)
В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Церковь по решению Священного Синода возобновила празднование церковного Дня трезвости. День этот выбран не случайно. 29 августа (11 сентября нов. ст.) 1913 года, согласно постановлению Святейшего Синода, по всей России был проведен первый церковный праздник трезвости. Тогда, в конце ХIХ — начале ХХ века, добродетель трезвости в России была в большом почете. Но в середине ХIХ века употребление абсолютного алкоголя достигло в России 3,5 литра на человека в год. И хотя эта цифра была намного ниже, чем в других странах, общественность выражала обеспокоенность таким положением дел, а Церковь всегда возвышала свой голос в защиту народного отрезвления. В 1889 году Святейший Синод своим указом призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, организовывать общества трезвости на приходах, своей проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни. Во многих храмах были образованы общества трезвости, которые возглавили священники, тысячи людей принимали на себя обет трезвости. Государь Император Николай II собственноручно написал: «… желаю всемерного распространения по всей земле русской трезвенного движения». Небесным покровителем трезвости был провозглашен Святой Иоанн Предтеча, являющийся для православных образцом воздержанной и трезвой жизни.
В наши дни употребление абсолютного алкоголя на душу населения доходит по официальным данным до 15-18 литров на человека в год. И это не голая статистика. Всемирная Организация Здравоохранения предупреждает: если в стране употребление абсолютного алкоголя достигает 8 литров на человека в год, это угрожает генофонду нации. Значит, нужно с болью и горечью признать, что мы уже под более чем двойной угрозой (!) исчезновения. Потому сегодня крайне необходимо возрождать дореволюционные традиции трезвости. И во многих епархиях они уже возрождаются, на приходах действуют братства трезвости, православные люди принимают обеты трезвости, являя своим ближним пример воздержания.
В разных городах и селах уже несколько лет проводится Праздник трезвости, который все больше приобретает значение Всероссийского. У этого праздника есть поучительная предыстория.
Святой Пророк Иоанн Предтеча погиб во время пира, устроенного царем Иродом в день своего рождения. Разгоряченный вином Ирод, хвастаясь своим могуществом, обещал в награду бесстыдной плясунье всего, что она пожелает. Так пьяный пир закончился мученической смертью Величайшего Пророка.
Вот и сегодня бывает, что подобные застолья оборачиваются трагедиями и бедами, и кому-то приходится за это расплачиваться порой ценой собственной жизни.
Еще в 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «… живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать… решимости воздерживаться от употребления вина…».
Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) призывал священников, тех, «…которые по своему призванию являются преимущественными благовестниками спасающей любви во Христе Иисусе, прежде всех помогать в борьбе с алкоголизмом своим полным воздержанием».
Христианская традиция трезвости выражена в словах апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14,21).
Поразительные успехи в деле распространении трезвости были достигнуты в ХIХ – начале ХХ века совместными усилиями Церкви и государства. Необходимо это и сегодняшней России. В 2009 году решением Священного Синода был создан Церковно – Общественный совет по противодействию алкогольной угрозе. По его инициативе заработал проект «Общее дело» на центральном телевидении. Обсуждение данной проблемы получило широкий резонанс в СМИ, общественных организациях и государственных структурах. Правительство Российской Федерации поддержало народную инициативу, утвердив Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Сегодня мы видим изменения в системе торговли и здравоохранения и в налогообложении. Эксперты говорят о некотором уменьшении числа больных алкоголизмом и снижении употребления алкоголя. Но мы не можем сказать, что проблема решена.
Поэтому Русская Православная Церковь продолжает активно участвовать в реабилитационной и профилактической деятельности.
Секретарь Уфимской епархии Д.Ю. Кондрашов
Приложение: Чин Молебного пения о страждущих недугом винопития.
Молебное пение
о страждущих недугом винопития или наркомании
Иерeй начинaет: Благословeн Бог нaш:
Чтeц: Царю Небесный: Трисвятое. Отче наш: Господи, помилуй, 12 раз. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся:
И псалом 26:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды.
Тaже ектения:
Миром Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О свышнем мире:
Лик: Господи, помилуй.
О мире всего мира: И прочее.
О еже призрети милостивно на рабов Своих имярек, страждущих душею и телом, и разрешити их от уз смертоносныя страсти, Господи помилуй.
О еже избавити от пагубныя страсти винопития (или: наркомании) и соблюсти спасительным страхом в чистоте, воздержании и правде души страждущих рабов Своих имярек, Господу помолимся.
О еже посетити рабов Своих имярек благодатию Святаго Духа, и избавити их от греха сего, в них гнездящагося, Господу помолимся.
О еже низпослати рабом Своим имярек духа премудрости и разума и всадити в сердца их страх божественный, Господу помолимся.
О еже подати им силу препобедити пагубную страсть и припасти к Богу в покаянии, да причастницы благ вечных будут, Господу помолимся.
О сродницех их и знаемых, плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, и о еже прияти молитвы их и воздыхания, Господу помолимся.
О избaвитися имже и нaм от всякия скорби, гнева и нyжды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нaс, Боже, Твоeю благодaтию.
Пресвятyю, Пречиcтую, Преблагословeнную, слaвную Владычицу нaшу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянyвше, сaми себе и дрyг дрyга, и вeсь живот нaш Христу Богу предадим.
Возглaс: Яко милоcтив и человеколюбец Бог еси, и Тебе слaву возсылaем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Таже, Бог Господь: и тропaрь, глaс 4:
Скорый в заступлении един сый, Христе,/ скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим,/ избави их от недуг и страстей,/ приведи их ко спасительному воздержанию/ и воздвигни к жизни вечней в любви к Тебе,/ во еже пети Тя и славити непрестанно,// молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Слава и ныне, глaс тойже:
(Тропарь иконе Божией Матере «Неупиваемая Чаша»):
Днесь притецем вернии,/ к божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматере,/ напaяющия верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия,/ и людем верным чудеса показующия,/ яже мы видяще и слышаще,/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице Премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,//спасти души наша.
Прокимен, глaс 4: Тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Стих: Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.
Ко Ефесеем послaние святаго апостола Павла чтение:
[глава 5, стихи 8-21]
Братие, яко чада света ходите: Плод бо духовный есть во всякой благостыни, и правде, и истине. Искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приближайтеся к делом неплодным тьмы, паче же и обличайте. Бываемое бо отай от них, срамно есть и глаголати. Вся же обличаемая от света, являются: все бо являемое свет есть. Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: Искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что есть воля Божия: И не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.
Аллилyиа, глaс 4: Стих: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Стих: Изведи из темницы душу мою.
Евангелие от Луки: [глава 8, стихи 26-39]
Во врeмя оно прииде Иисус во страну Гадаринску, яже есть об он пол Галилеи. Изшедшу же Ему на землю, срете Его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих, и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробех. Узрев же Иисуса, и возопив, припаде к Нему, и гласом велиим рече: что мне и Тебе, Иисусе, Сыне Бога Вышняго; молюся Ти, не мучи мене. Повеле бо духови нечистому изыти от человека: от многих бо лет восхищаше его: и вязаху его узы железны и путы, стрегуще его: и растеразая узы, гонимь бываше бесом сквозе пустыни. Вопроси его Иисус, глаголя: что ти есть имя? Он же рече: легеон: яко беси мнози внидоша вонь. И моляху Его, да не повелит им в бездну ити. Бе же ту стадо свиний много пасомо в горе: и моляху Его, да повелит им в ты внити, и повеле им. Изшедше же беси от человека, внидоша во свиния, и устремися стадо по брегу в езеро, и истопе. Видевше же пасущии бывшее, бежаша, и возвестиша во граде и в селех. Изыдоша же видети бывшее: и приидоша ко Иисусови, и обретоша человека седяща, из негоже беси изыдоша, оболчена и смысляща, при ногу Иисусову, и убояшася. Возвестиша же им видевшии, како спасеся бесновавыйся. И моли Его весь народ страны Гадаринския отыти от них, яко страхом велиим одержими бяху. Он же влез в корабль возвратися. Моляшеся же Ему муж, из негоже изыдоша беси, дабы с Ним был. Отпусти же его Иисус, глаголя: возвратися в дом твой, и поведай, елика ти сотвори Бог. И иде по всему граду проповедая, елика сотвори ему Иисус.
Таже ектения сугубая:
Помилуй нас, Боже:
Лик: Господи помилуй, трижды.
Еще молимся о велицем Господине:
Лик: Господи помилуй, трижды.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей:
Лик: Господи помилуй, трижды.
Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися и живым им быти, пощади и помилуй рабов Твоих имярек, исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес их, и, яко благосерд, прости им вся прегрешения вольная и невольная и скоро воздвигни их от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Лик: Господи помилуй, трижды.
Призри, Господи, милостивно на рабы Твоя имярек, порабощенныя пагубною страстию, даруй им познати сладость воздержания и произрастающих от него плодов духовных, молим Ти ся, услыши и помилуй.
О еже пощадити рабов Твоих имярек, и простити им всякое прегрешение вольное и невольное, показати на них великую Твою милость, избавити от греховнаго пленения и насилия диавольскаго, молим Ти ся, услыши и помилуй.
О еже не умрети рабом Твоим имярек лютою смертию, но оживотворитися Кровию Твоею Честною и исцелитися от горести, еюже их сопротивник напои, молимся Тебе, Врачу душ и телес, услыши и милостивно помилуй.
Яко бесноватаго страны Гадаринския божественною силою от насилия диавольскаго свободивый, исцели рабов Твоих имярек, люте страждущих, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Возглaс: Услыши ны, Боже Спасителю нaш, уповaние всех концев земли, и сyщих в мори далeче, и милоcтив, милоcтив бyди, Владыко, о гресех нaших, и помилуй ны: милоcтив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе слaву возсылaем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Молитва
Владыко Господи, сотворивый человека по образу Твоему и по подобию, и Духа Святаго тому даровавый! Избави падшее создание Твое от работы вражия, отверзи ему двери покаяния, ангела светла посли ему, избавляюща от всякаго навета вражия. Услыши, Боже, припадающих к Тебе в скорби и печали и не отврати лица Твоего от одержимых пагубною страстию винопития [или: наркомании], но даждь им крепость, надежду, веру, произволение благое утверди и приведи их ко спасительному воздержанию, попали терние согрешений вольных и невольных, да вселится в них благодать Твоя, просвещающая и очищающая всего человека. Исцели их от тяжкаго недуга пиянства [или наркомании], свободи от омрачения духовнаго и окаменения сердечнаго. Даруй им здравие душевное и телесное, направи на путь трудолюбия и благочестия. Услыши, Милостивый Господи, вопль родителей и сродников, плачущих о чадех и ближних своих. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Отпуст.
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, силою Честнаго и Животворящего Креста, молитвами святаго мученика Вонифатия и преподобныя Марии Египетския…