Владыка Никон: Светские радости жизни мне не чужды: люблю петь и читать Чехова
30.01.15
Владыка Никон: Светские радости жизни мне не чужды: люблю петь и читать Чехова
30.01.15

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский рассказал «КП», зачем в школах нужны священники, почему пить вино — не всегда грех и зачем христиан ссорят с мусульманами

— Вы возглавляете епархию уже почти 25 лет. Как изменились за это время верующие? Они помолодели или это представители старшего поколения?

— Несомненно, помолодели. У нас было в советские годы такое выражение — «белые платочки». Это бабушки, которые приходили в храмы, особенно в праздничные дни, носили белые платки. Собственно, они сохранили нашу веру и нашу Церковь. Теперь же много молодежи приходит. Это и наши братья мусульмане говорят, у них такая же ситуация.

— У вас в этом году юбилей?

— В этом году одни юбилеи. В октябре мне будет 65 лет со дня рождения, 26 августа будет 25 лет как я архиерей и 25 лет, как я управляющий Уфимской кафедрой. В 1990 году, после того, как меня посвятили в епископы, я приехал в Уфу. На всю Башкирию тогда было всего 17 приходов и 28 священнослужителей. Сейчас у нас уже 343 прихода, 277 священнослужителей и девять монастырей.

«Проповедовать в школе никто не собирается»

— Читательница Татьяна пишет вам: «Моя мама ругается, когда я хожу в церковь в брюках, говорит — грех». Есть ли правила, что можно, а что нельзя надевать в церковь?

— По церковной традиции женщина должна носить юбку или платье, а мужчина — брюки. Но понятно, что мир меняется, может, и климат тоже меняется. Я никогда не осуждаю женщин, которые носят брюки, т.к. судить дано право одному Богу! Церковь вообще никогда никого не осуждает. Мы не можем диктовать правила, но мы стараемся их прививать и наше дело говорить, как нужно одеваться или поступать в любом случае. А человек или прислушивается к нашему мнению или поступает так, как он считает нужным. В каждом храме у входа есть набор платочков — для тех, кто забыл свой, и такие большие, как шали, – обернуться, если пришла в брюках. В храм, желательно, приходить женщинам не в брюках и не накрашенными. Но если такое случается, мы не можем запрещать в таком виде быть в храме.

— А если девушка в короткой юбке пришла? Бабушки любят по этому поводу возмущаться.

— Бабушки у нас часто, бывает, возмущаются. Я иной раз их за это немного ругаю. Если зашла девушка, может она впервые в храме. У нее накрашены губы, ногти, и пришла в короткой юбочке или брюках. Ну и что? Может она не знала просто. Дома не воспитывают, в школе и институте об этом тоже не говорят. В таком случае лучше подойти к ней, как мать, и сказать тихонько, чтобы не застыдить: «Дочка, хорошо, что ты пришла в храм. В следующий раз, когда придешь, надень, пожалуйста, юбку подлиннее, хотя бы ниже колена». А то бывает, скажут так оскорбительно или некорректно, что девочка и приходить снова не захочет. Зачем, скажет она, я туда пойду, если там ругают и оскорбляют.

— Если про школу заговорили: вы сетовали, что родители выбирают «Светскую этику», а не «Основы православной культуры»…

— До революции воспитательная функция всегда была у Церкви и Мечети. Мы заинтересованы вместе с государством воспитывать достойных граждан. Многие сегодня считают себя верующими людьми, но живут не по вере, Заповеди не исполняют. Мы воруем, осуждаем, не храним супружескую верность, злоупотребляем алкоголем, употребляем наркотики. По христианскому учению, до церковного брака нельзя жить половой жизнью, а сейчас знаете какая статистика?

Я по образованию врач и до сих пор выписываю «Медицинскую газету» и другую литературу. На сегодняшний день, согласно данным опросов, которые официально опубликованы, 41% девушек к 16 годам потеряли свою девственность. Задумайтесь, это официальная статистика! Это все почему? Вот включаем мы телевизор, а там показывают разврат, насилие и деньги. Вот наше воспитание! В советское время в школах были октябрята, потом пионеры, потом комсомольцы. А сейчас что?

В семьях родителям некогда, им нужно работать, в школе теперь дается только сумма знаний, в университете — тем более! То есть. у государства отсутствует воспитательная функция. Церковь и Мечеть не могут быть равнодушными к этим общественным явлениям!

— Вы предлагали даже ввести в школах должности штатного священника и штатного муллы?

— Мы могли бы вести предметы на общественных началах. У святейшего Патриарха Алексея II было любимое выражение: «Чем больше будет храмов, тем меньше будет тюрем». Он имел в виду культовые здания представителей всех традиционных конфессий России. Очень удивляет, что люди себя верующими считают, крестик носят, а для своих детей «Основы православной культуры» не выбирают. Мусульмане в Башкортостане тоже неохотно изучают основы исламской культуры. Почему?

— Может, кто считает необходимым, делают это дома?

— Дома можно научить, как себя вести, как уважать старших. Никто же не собирается на этих уроках проповедовать или учить молиться. Там учат основам наших традиционных религий, как взаимодействовать с другими конфессиями, как друг с другом жить. Зная учения традиционных конфессий, молодой человек никогда не будет конфликтовать с представителями другой веры!

— Интересно ваше отношение к «христианским активистам», которые требуют отмены концертов, борются с организаторами различных тренингов. Это христианство или они прикрываются религией?

— В далеком 1988 году мы отмечали 1000-летие христианства. Представьте себе — более 1000 лет в России православие, столько же — ислам, а после перестройки все стало дозволено. И к нам поехали проповедники из различных стран, в том числе крайне радикальных направлений ислама.

Россия — это своеобразная страна. Мы не отбросы общества, мы не третий мир и не всякий сброд. Мы — страна со своими великими культурными, национальными и религиозными традициями. Сотни лет, в первую очередь как представители двух самых больших религий в России – православные и мусульмане, живем мирно, братски, наши многие семьи имеют смешанные браки, мы называем себя братьями, а Запад прилагает все усилия, чтобы нас рассорить, разобщить и нарушить наше единство. Мы вместе прошли различные тяжкие испытания, особенно в Великой Отечественной Войне, когда бок о бок сражались, трудились в тылу и защищали нашу общую Родину! В единстве наша сила!

Никому, я убежден, не удастся поссорить православных и мусульман! И я считаю: не надо к нам сюда никому лезть. Если приехала группа, о которой писали — каннибалы какие-то, которые проповедуют чуждые для нас взгляды, учат нас жить по-западному, пропагандируют гомосексуализм, извращения различные… Зачем нашей молодежи это надо?

— Но эффект-то получился прямо противоположный. Далеко не самый популярный коллектив вмиг стал «звездами» — все пошли в интернет смотреть, что же такое они поют, раз это запрещают.

— Мне кажется, эффект совершенно нормальный. Может, такими действиями мы и подняли их «популярность», но прецедент был создан! Да, пусть кричат, что у нас опять занавес повесили, цензура. Ну и что нам от этого? Я считаю, что нам бояться нужно не этого. Нам нужно прививать нашей молодежи ценности своих национальных культур, которые содержат в себе основы нравственных принципов, содержащихся в учениях традиционных религий.

— Кому выгоден шум и скандал вокруг карикатур, напечатанных во французском журнале?

— Если человек верующий, он никогда не будет оскорблять чувства верующего человека другой религии или атеиста. Я считаю, что происходит стравливание мусульман и христиан. Это очень большая глупость, но выгодно тем, кто хочет, чтобы была война и кто хочет диктовать всему миру свою волю.

— Как, кстати, вы относитесь к смешанным бракам?

— Я отношусь хорошо, если это совершается по любви. Любовь покрывает все. Мы не можем любви препятствовать и никогда этого не будем делать.

Почему к нам не едет Патриарх?

— Читатель Азамат спрашивает, приедет ли к нам когда-нибудь Патриарх? Он слышал, что одно время планировался визит – освятить Собор Рождества Богородицы.

— Собор давно готов, я его не освящал, но сейчас пока нет возможности пригласить Святейшего Патриарха, так как в Уфе нет здания епархиального управления, которое обязательно посещает Его Святейшество во время своих визитов в епархии.

— Епархия, насколько я знаю, претендует на несколько зданий в Уфе, которые принадлежали Церкви до революции. Будут ли их передавать епархии?

— Мы сейчас претендуем на здания, где раньше располагалось женское духовное епархиальное училище, сейчас это госпиталь ветеранов войн. Если пройти чуть дальше мимо стадиона «Динамо» на Карла Маркса, 3 — это наша бывшая Духовная семинария, сейчас там находится Министерство промышленности. Если подойдем к Башкирскому госуниверситету, здание слева от колонн — это бывшее мужское духовное училище.

Я был несколько раз у главы республики, он понимает эту проблему, и я тоже понимаю эту проблему. Все-таки и госпиталь, и министерства, и университет – необходимые государственные учреждения. Я это все понимаю, но я это «понимаю» уже 25 лет! Уже, как говорится, и меня теперь понять уже пора и надо переходить от слов к делу. Сейчас эта проблема сдвинута с мертвой точки и по решению руководства республики подыскивается подходящее здание взамен госпиталя.

— Были уже прецеденты, когда Русская Православная Церковь возвращала себе изъятые при советской власти строения. Вы тоже будете судиться?

— Есть закон Российской федерации, который обязывает государство вернуть церковную собственность в течение шести лет со дня обращения в Минимущества на местах религиозной организации, принадлежащей к традиционной конфессии.

«Не надо просить у Бога миллионы и миллиарды»

— Разрешено ли христианину пить вино?

— Это не грех. Святой апостол Павел сказал: «Не упивайтесь вином ибо в нем же есть блуд». Он не сказал «не пейте», а именно «не упивайтесь». Но у нас же не бывает такого, чтобы стаканчик вина выпили утром, за руль сели и на работу поехали, как в других странах. У нас уж если дорвались, как говорится, то до «ризоположения». Помните в фильме «Королева бензоколонки»: «Мне два по сто и в одну посудину». Поэтому нужно именно так понимать: можно, но должна быть мера.

— Это касается только вина, а остальной алкоголь — под запретом?

— Нет, он не под запретом. В древнем мире тоже были крепкие напитки, но вино называлось вином, а пиво и все остальное – «сикера».

— То есть все, но в меру?

— Да, должна быть золотая середина. Как и всегда в нашей жизни.

— Владыка, а что, по-вашему, самый страшный грех?

— Лишение жизни человека. Господь сотворил человека, дал ему жизнь, Он должен ее и взять.

— Читательница Людмила интересуется, почему исполняются не все просьбы к Богу?

— Господь никогда человека не отпустит от себя, не исполнив прошения, даже если в его сердце нет еще веры. Но опять же Господь знает, что именно нужно человеку для спасения. Понимаете, чтобы не как в старом анекдоте было, когда русский и грузин молятся, русский просит на коленях: «Господи, помоги, денег нет, жить не на что», а грузин просит денег на вторую «Волгу». Услышал он просьбу русского и говорит: «Слушай, возьми «червонец» и не отвлекай Бога по мелочам»! Понимаете, что я хочу этим сказать? Не все исполняется! Ведь мы так можем просить и миллионы, и миллиарды. А исполнится только то, что действительно необходимо каждому человеку для спасения и пользы.

— Еще популярный вопрос: как можно попасть к вам на прием?

— У нас в епархии записи никакой нет. Если я не служу где-то в этот день или не в командировке, то вторник, среда и четверг с 13 до 15 все, кто приходит- принимаем. Наш адрес Сочинская, 29, номер телефона приемной (347)256-18-43.

— Что бы вы порекомендовали к чтению нашим детям?

— Я как священнослужитель должен сказать, что нужно читать Евангелие и духовные книги, но мы живем в светском обществе, и я считаю, что современная молодежь должна читать наших российских классиков. Я философскую литературу вроде Достоевского не особенно люблю, предпочитаю Куприна, Чехова. Он, как вы знаете, медик бывший. Из стихов предпочитаю Беллу Ахмадулину, Веронику Тушнову, Евгения Евтушенко. И русские народные песни люблю, особенно старинные романсы.

— Я смотрю, светские радости жизни вам не чужды?

— Нет, не чужды. Я такой же человек, только имею некоторые ограничения в связи с монашеским званием и епископским саном (по пословице – все нам дозволено, но не все полезно).

Служил в закрытом военном городе

— Вы упоминали, что по образованию — врач. Как так получилось, что человек науки, да еще, я знаю, военный — и в митрополиты?

— Я, действительно, врач-терапевт и всегда совмещал профессию со службой Господу. Я верующий человек с детских лет. Родился в Тамбовской области в обычной деревне. У нас за семь километров был храм. Если кому сейчас сказать – не поверит, но не было мне еще семи лет, а я один ходил туда молиться. Сейчас мне по своему сану не положено иметь жену. Если вы помните из школьного курса истории, православное духовенство состоит из двух видов: черное (это монашество) и белое, они могут иметь семью. Весь «генералитет» церкви —только черное духовенство. Так вот, если бы я был женатым и у меня был бы ребенок – ни за что бы одного в такую даль сейчас не пустил! А в то советское время не боялись.

— У вас в роду были священники?

— Отец мой умер монахом, мама моя сейчас монахиня, но тогда, в шестидесятых, они могли пару раз в году сходить в церковь — на Рождество и на Пасху. А я посещал церковь неотступно и регулярно. Помню, всегда ходил с бабушками на поминки, всю ночь читал Псалтирь. В 1963 году моя семья переехала в Красноярск, я там тоже в храм ходил, а после школы решил стать священником, но родители не разрешили. Поэтому я пошел в институт, отучился на врача, а потом ушел в армию. Служил я старшим врачом полка в закрытом городе. Вообще, историю о том, как я попал в армию, кто бы послушал- сказал, что кругом одни чудеса.

— Расскажите…

— Заканчиваю институт, получаю диплом. Родители снова не дали мне благословления поступать в семинарию. Я пошел учиться дальше в интернатуру, а параллельно написал заявление в военкомат, чтобы меня взяли в армию. Потому что в то время с высшим образованием было трудно поступить в семинарию. Таких вызывали куда следует и был «крутой разговор»: тебя учили, сколько на твое обучение государство затратило денег, а ты в попы!

Параллельно я работал врачом в поликлинике и каждый день молился святителю Николаю — потому что в миру меня звали Николай Николаевич. Я просил, чтобы меня все-таки взяли в армию, и попал я в такую часть, чтобы в церкви можно было бы хоть раз в месяц быть на службе. Как я два года буду без Церкви-то?

И святитель Николай исполнил мои просьбы! Меня отправили служить в Красноярск-26. Это такой секретный закрытый город всего в 90 километрах от самого Красноярска, где я жил. Он теперь уже и не такой секретный, называется Железногорск.

Я считался офицером штаба, это руководящая должность. Всю неделю служу в полку, а в субботу на автобус до Красноярска и сразу в храм. Помолился, почитал, попел и домой к родителям, а в воскресенье утром в храме помолился — и обратно в часть.

— Нравилась служба?

— Мне нравилось служить, все в части знали, что я верующий человек, но, несмотря на это, хотели оставить в армии на 25 лет начальником госпиталя. Я прекрасно понимал, что до полковничьей папахи я бы быстро дослужился, но мне могут препятствовать ходить в церковь. Это был 1977 год, потепления к Церкви еще не было и штатного военного непременно бы заставили «прекратить позорить армию». А без Бога и без Церкви я не могу. Моя цель с самого детства была — стать священником и монахом.

— Когда родители вам все-таки дали на это благословление?

— Никогда. Я стал диаконом, а потом священником практически в 33 года. А в Евангелии написано, что человек в меру возраста приходит в 30 лет, потому что Господь в этом возрасте вышел на проповедь. То есть, после тридцати лет человек может самостоятельно принимать решения и ответственен за свои поступки.

— Пригодилась ли вам медицинская практика за годы служения?

— Неоднократно. Когда я служил священником в Ульяновской области, много ездил по Приходам и часто приходилось оказывать медицинскую помощь.

— У вас много крестников, наверное. Часто просят стать крестным отцом?

— Я как-то тоже задавался этим вопросом. Надо было все-таки вести дневник. Думаю, человек 20-30 крестных детей у меня есть. И это не считая тех, которых я сам крестил, а это дети почти всего нашего духовенства, ну и светских, если попросят, я никогда никому не отказывал.

— То есть можно к вам приезжать венчаться?

— Записывайтесь в очередь.

 

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА В УФЕ / епархия-уфа.рф

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.