Владыка Никон: «Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков»
09.04.15
Владыка Никон: «Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков»
09.04.15

Стенограмма рабочего совещания депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых».

В совещании принимал участие руководитель Епархиального отдела противодействия алкоголизму и наркомании протоиерей Роман Тарасов.

Совещание депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых».

(Выдержки из некоторых выступлений. По материалам информационно-публицистического интернет-ресурса «Нет наркотикам». Электронный адрес размещения: http://narkotiki.ru/5_77823.htm).

18 февраля 2015 года состоялось рабочее совещание депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых».

От Уфимской епархии в совещании принимал участие руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Роман Тарасов.

На заседании активно обсуждался вопрос роли общественных организаций в антинаркотической работе. Была поддержана и развита мысль председательствующего на совещании депутата Н.С. Валуева о том, что без поддержки общественными организациями, в первую очередь работающими во взаимодействии с традиционными религиозными конфессиями, в этом направлении государственным службам работать очень трудно. На фоне достаточно сложной наркоситуации негосударственные общественные организации пытаются занять неосвоенную государством нишу. При этом достаточно часто используют для достижения своих целей неэтичные способы.

Как было отмечено рядом экспертов, подавляющее большинство таких реабилитационных организаций на самом деле являются представителями тоталитарных или деструктивных культов зарубежного происхождения. Благодаря их деятельности, нередко в повседневной жизни понятия «реабилитация» и «вербовка в секту» наркоманов становятся синонимами, что недопустимо. И об этом необходимо активно информировать государственные службы и общество.

Советник директора ФСКН России в аппарате Государственного антинаркотического комитета М.А. Габрильянц сообщил, что ФСКН России был обобщен опыт совершенствования федерального и регионального законодательства в антинаркотической сфере, изучен и систематизирован опыт регионов, так называемые лучшие практики. В качестве одного из успешных примеров таких лучших практик М.А. Габрильянц привел объединение усилий реабилитационных структур, существующих при православных приходах под эгидой Русской Православной Церкви. К сильной стороне их деятельности им отнесена направленность не просто на формирование трезвеннического подхода к жизни, а прежде всего мировоззрения духовного, из которого трезвость выводится, как неотъемлемая, естественная его часть. Представителем ФСКН России высказано пожелание, чтобы критерии оценки деятельности реабилитационных центров, которые были вынесены на обсуждение, также включали бы оценку и духовной составляющей.

Как отметил М.А. Габрильянц, существует множество псевдорелигиозных организаций, которые под прикрытием реабилитации алкоголь- и наркозависимых занимаются мошенничеством, фактически ведут подрывную деятельность, пользуясь несовершенством нашего законодательства и «крышеванием» со стороны некоторых структур. Необходимо учитывать давление со стороны лоббистов либерализации потребления наркотиков, в том числе, продвигающих программы «снижения вреда», раздачу наркоманам шприцов, игл и так называемой «заместительной» терапии, основанной на замене одного наркотика на другой. Разрабатываемые участниками совещания критерии оценки деятельности реабилитационных центров могут стать заслоном и религиозному экстремизму, и программам «снижения вреда».

Врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, директор автономной некоммерческой организации по предоставлению социально-правовых услуг «Доброе сердце. Кубань» Н.В. Каклюгин в своем выступлении рассказал о некоторых организациях, которые умышленно путают понятия ресоциализации и индоктринации, пытаясь свою интерпретацию данных процессов в практическом исполнении широко рекламировать и продвигать на глобальный, общероссийский уровень. При этом они, развивая направление, якобы, ресоциализации, на самом деле занимаются вовлечением пациентов в деятельность замкнутой, закрытой группы, где не может быть возврата в общество, а происходит включение адептов в формирование неких аффилированных, связанных с этой материнской организацией структур, часть из которых является коммерческими проектами. В итоге получается, что люди работают в неких структурах, созданных этой организацией, в замкнутых группах внутри этой организации, не имея реального выхода в открытое общество, по сути, оставаясь в закрытой от «внешних» структуре. И такой процесс не является и ни в коем случае не может называться ресоциализацией! Одной из таких организаций в России уже создан ряд проектов, которые называются «IT-ресоциализация», «творческая ресоциализация», «спортивная ресоциализация» и так далее. Хотя, если рассмотреть вопрос вовлечения наркозависимого во время или после завершения программы реабилитации в тот же бокс или агрессивные виды спорта, как ему это предлагают сделать подобные структуры, назвав это «спортивной ресоциализацией», то это с точки зрения Н.В. Каклюгина получается, простыми словами, самое натуральное извращение – люди, только-только выздоравливающие или выздоровевшие от агрессивной по своей сути, криминальной наркомании, вдруг начинают участвовать в боевых поединках между собой, накачивая себя и окружающих таких же как они «выздоравливающих» наркоманов агрессией и куражом азарта соперничества! На продемонстрированном участникам совещания видеоролике (http://www.youtube.com/watch?v=KZ_E8vdeuxEвсе) этим моменты были отражены в полной мере.

Выступающий эксперт назвал показанный сюжет просто красивой рекламной картинкой, никакого отношения к реальности не имеющей. Он напомнил зрителям, присутствовавшим на совещании, что понятие «ресоциализация» в научной трактовке означает возвращение человека в общество и привитие ценностей, навыков, с которыми человек живет в нашем с вами обществе. А в той организации, которая заказала этот видеоролик, во-первых, присутствует скрытая религиозная составляющая. Как минимум, половина тех людей, которые появлялись в кадре, являются адептами неопятидесятнической религиозной структуры. Речь шла о деятельности реабилитационных учреждений, входящих в состав Национального антинаркотического союза и его члена – благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи». Докладчик пояснил, что это достаточно широко известная в экспертной среде информация – много уже и фотографий, и видео на эту тему размещено в интернете, есть и публикации в печати, и необходимо как можно шире тиражировать мысль о том, что на наших глазах происходит сознательная подмена понятия «ресоциализация» и замена им понятия «вербовка»! В качестве примера была приведена упомянутая в видеоролике сеть кофеен «The All-Day Bar project» (http://ruskline.ru/special_opinion/2014/08/resocializaciya_po_czmovski_c…), созданных помощником пастора-неопятидесятника религиозной организации «Царство Бога», в которой работают выпускники этой организации сугубо нетрадиционной духовной ориентации и вместе, что называется, «варятся в собственном соку». «И это никакой не выход в общество», – таково однозначное заключение эксперта.

Следующей в ролике была показана творческая ресоциализация выпускников реабилитационной программы через игру в театре. Какая же это ресоциализация, обратился к залу врач психиатр-нарколог, к.м.н., Н.В. Каклюгин, когда члены данной организации вместе на сцене одного из московских театров играют наркоманов, по сути, изображая тех, кем они раньше были. По-наркомански такие действия называется «гоняют тягу». Живут прошлым, а не настоящим и будущим, вспоминают свои наркоманские будни, что может способствовать не оздоровлению их психосоциального и духовного статуса, а лишь повысит вероятность возникновения в будущем рецидива наркомании. Но при всем при этом, подчеркнул докладчик, в этой организации такие процессы ее пиарщики почему-то упорно называют ресоциализацией, искажая профессиональный взгляд на то, что вообще-то должны делать нормальные качественные программы, то, что должно быть в критериях четко отражено. Помимо всего прочего, выступающий сообщил о том, что лидер направления «творческой ресоциализации» не так давно уехал в девятый раз реабилитироваться в Белоруссию.

На следующей, представленной участникам совещания иллюстрации был отображен момент демонстрации по американской кабельной телесети ролика. В это время в студии телеканала «Slavic Family TV» вместе с председателем правления Национального антинаркотического союза, экс-президентом благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи» Никитой Лушниковым присутствовали двое лидеров нетрадиционного религиозного движения неопятидесятников-харизматов. Первый, Валерий Макаренко — пастор «Царства Бога» из Харькова, Украина. Второй, Сергей Демидович — пастор «церкви» «Добрая весть» , который вместе со старшим братом, «епископом» той же религиозной организации, Алексеем Демидовичем, ополченцами ДНР осенью 2014 года изгнан с Донбасса за экстремистскую деятельность и содействие бандформированиям украинских националистов. Таким образом, отметил докладчик, две личности в студии, которые присутствовали при показе рекламного ролика, как упорно утверждается, «светского» фонда, являются лидерами неопятидесятнического религиозного движения и оба поддерживают нынешний «кровавый» проамериканский режим Украины. А то, что было показано в ролике – это не более чем «пустышка», к реальности никакого отношения не имеющая. Изображение было снято с аккаунта пастора харьковской неопятидесятнической религиозной организации «Царство Бога» в социальной сети «Instagram» Валерия Макаренко, младшего брата пастора такой же по сути «церкви» «Новое Поколение» из украинского города Першотравенск, Дмитрия Макаренко, которому уже несколько лет запрещен въезд в Россию за проявления религиозного экстремизма.

Следующая иллюстрация, показанная участникам совещания докладчиком, наглядно продемонстрировала схему поступления доходов в структуры одной из подобных религиозных организаций нетрадиционной ориентации, позволяющую уходить от налогов. Организация томская, называется «Церковь «Исход»» неопятидесятнической сети «Новое Поколение», но, как отметил выступающий эксперт, все везде, по сути своей, одинаково.

Далее он пояснил, как это происходит. Создается фонд, при фонде различные коммерческие общества с ограниченной ответственностью, ООО: те же, как, к примеру, «All-Day Bar» из первого ролика, питерский фитнес-клуб «Район», где, как стало известно группе экспертов, происходит мощная «отмывка» денежных средств, поступающих из филиалов фонда «Центр здоровой молодежи» из разных регионов России. Уже опубликованы и преданы широкой огласке свидетельства людей, которые там работали, о том, что и этот проект «спортивной ресоциализации» через фитнес – тоже по своей сути мошенничество. В нем не происходит ресоциализации, все ее участники, как рассказал участникам совещания Н.В. Каклюгин, «сугубо адепты, сугубо внутри, зарабатывают деньги сугубо на организацию» (http://ruskline.ru/analitika/2014/09/17/harizmaticheskij_rajon/). Все эти многочисленные ООО типа томского «Альянс-групп», как показало расследование местных тележурналистов в 2012 году, коммерческие структуры, обслуживающие интересы фондов. Которые, в свою очередь, обслуживают интересы религиозной организации, скрывающей через созданные фонды и ООО свою нетрадиционную религиозную ориентацию и, соответственно, механизмы финансирования. Такие схемы ухода от налогов и сокрытия своей истинной духовной ориентации, по мнению докладчика, очень важно знать для лучшего понимания современных особенностей поддержания жизнедеятельности нетрадиционных религиозных движений в России.

На следующей иллюстрации участникам совещания были изображены конкретные структурные элементы разветвленной сети той организации, о которой сообщалось в начале доклада.

Докладчик дополнительно сообщил, что на сегодняшний день у данной сетевой структуры появилась масса родственных организаций, оказывающих влияние в России и на некоторые политические фигуры и учреждения. Есть среди них даже, якобы, мусульманский фонд «Аль-Амин», успевший заключить ряд соглашений с духовными управлениями мусульман в некоторых кавказских регионах России.

В завершение своего выступления Н.В. Каклюгин продемонстрировал присутствующим фрагмент пропагандистского ролика из старого рекламного сюжета белгородского подразделения благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи («http://www.youtube.com/watch?v=MQDB7hCq0s8). Более чем половина появившихся в кадре участников съемки являлась тогда, а многие и сейчас, адептами неопятидесятнической (харизматической) религиозной организации «Царство Бога» и работают в филиалах по всей России и за рубежом. Часть из них действует, в, якобы, светских структурах, другие – в различных ООО, фондах, некоторые стали пасторами «Царства Бога» и других родственных ему структурах нетрадиционной религиозной ориентации. В этом свете, как отметил докладчик, особенно показателен текст песни, который четко характеризует направленность деятельности в России таких организаций как эта, их цели и задачи: «Открывайте шире двери, мы принесли то, что вы так хотели». Припев: «Я волна, новая волна, подо мной будет вся страна. Подожди – скоро навсегда затоплю ваши города».

Тем временем, что подтвердил эксперт и о чем известно многим присутствовавшим в зале участникам совещания, организации, подобные этой, сегодня чрезвычайно активно плодятся, создают свои многочисленные проекты «ресоциализации», обманывают профессионалов, родственников зависимых и зарабатывают на этом незаконным путем огромные деньги. Но налоги при этом платят не в бюджет государства, рожают детей не для государства, хотя их лидеры и любят рассказать о рожденных в их семьях детях. Но в их семьях, а не в российских… Не дай Бог, отметил докладчик, завершая свое выступление, чтобы слова прозвучавшей на заседании песни из рекламного ролика стали пророчеством! За все происходящее ему, как профессионалу, как и всем, кто занимается этим направлением, просто стыдно. Особенно за то, что такое безобразие в России выносится как пример для подражания на высокий политический уровень. При участии таких организаций как продемонстрированная в ролике постоянно проводятся различные мероприятия, массовые сборища, называемые «терапевтическими» лагерями, но, к чему призвал эксперт, все мы должны понимать и помнить – это псевдореабилитация и псевдоресоциализация, это формирование государства внутри государства. Создаваемые и совершенствуемые участниками совещания критерии оценки деятельности подобных организаций должны эти моменты обязательно прощупывать, находить и фиксировать.

Директор автономной некоммерческой организации по предоставлению социально-правовых услуг «Выбираем жизнь» и центра реабилитации наркозависимых «Белоярский» из города Екатеринбург О.Л. Федоров внес ряд предложений в отношении усовершенствования понятийного аппарата, который необходим при создании и развитии Национальной системы реабилитации, ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях.

Он напомнил присутствующим, что 21 декабря 2010 года председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России В.П. Иванов при подписании Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью отметил, что «…одной из базовых задач, определенных Стратегией государственной антинаркотической политики, является развитие сотрудничества с общественными объединениями и религиозными организациями, которые занимаются социальной помощью наркозависимым». Однако, на что обратил особое внимание докладчик О.В. Федоров, у нас, к сожалению, до сих пор постоянно происходит путаница с пониманием того, какое религиозное движение является традиционным, а какое таковым не является и, соответственно, с какой организацией, исповедующей то или иное религиозное учение, имеет смысл сотрудничать, а от какой лучше держаться подальше и рекомендовать делать то же самое нашим согражданам.

В связи с этим от выступающего эксперта поступило предложение при формировании безусловно стратегической для будущего России Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых заложить в ее словарь такое понятие как «традиционные для России религиозные конфессии» и поименно перечислить их. Таким образом, внимание общественности, государственных служащих, чиновников, политиков в столице и на местах будет обращено на то, что, например, протестантизм – это не совсем традиционное вероисповедание для России, а неопротестантизм или иначе – неопятидесятничество, вообще никакого отношения к классическому протестантизму не имеет, являясь типичным тоталитарным деструктивным культом. Кстати говоря, о чем дополнительно сообщил докладчик, такое понятие как «тоталитарный деструктивный культ» в современном российском законодательстве также отсутствует. Данное решение, по мнению эксперта, будет способствовать формированию в обществе понимания адекватности тех или иных организаций и их руководителей, соответствия их вызовам времени, а также позволит привлекать в качестве экспертов при оценке деятельности реабилитационных центров представителей только традиционных религиозных конфессий.

И это предложение, подчеркнул особо О.В. Федоров, не является призывом к нарушению прав верующих и свободы совести. Прецедент такого рода уже есть в сфере образовательной деятельности. Совсем недавно при введении курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах разгорелась серьезная длительная полемика на тему, какие конфессии должны быть представлены в образовательном процессе. В результате официально, на государственном уровне были определены 6 модулей: основы православной культуры, основы ислама, буддизма, иудаизма, мировых религий и светской этики. Как отметил докладчик, основ протестантизма здесь мы не видим. Таким образом, на чем выступающим экспертом был сделан акцент, если не унифицировать понятийный аппарат, то в итоге каждое ведомство будет иметь свой перечень допущенных к взаимодействию с государственными службами и согражданами религиозных течений, что в дальнейшем будет затруднять взаимодействие. Кроме того, как только мы займемся первичной профилактикой химической зависимости, а по опыту наиболее эффективна она в общеобразовательных учебных заведениях, то с этими противоречиями придется столкнуться однозначно.

Речь в выступлении О.В. Федорова не шла о том, чтобы в рамках данной темы запретить деятельность в сфере реабилитации алкоголиков и наркоманов организациям, позиционирующим себя как протестантские, но такой маркер государство, с его точки зрения, должно здесь обязательно поставить. Иначе полноценного межведомственного и межсекторального, между государством, традиционными религиозными институтами и обществом, взаимодействия в сфере профилактики зависимостей не достигнуть никогда.

Также выступающим экспертом было отмечено, что в процессе прохождения этапов реабилитационной программы и последующей ресоциализации наркологическому пациенту нужно понять, каким «другим» он может стать: «сыном», «мужем», «братом», «работником», «родителем» и т.д., т.е. осмыслить, освоить и научиться применять в трезвой жизни без приема психоактивных веществ свои новые конструктивные социальные роли. Если этого не произойдет, он не справится с этим заданием, то реабилитация оказалась бесполезна. В связи с этим у докладчика возник вопрос, который он адресовал в зал: «Где наркологический больной может найти информацию обо всех этих конструктивных ролях и моделях поведения?» И сам же дал ответ: «Естественно, в традиционных религиях, каждая из которых содержит полноценное созидающее здоровую социализированную личность духовное и нравственное учение. Именно в их, накопленном за тысячелетия арсенале мы и черпаем все те конструктивные жизненные смыслы, цели и задачи, которые формируют у участников реабилитационных программ (как зависимых, так и созависимых) настоящий здоровый патриотизм (не путать с национализмом) и общепринятую в нашем обществе социальную компетентность, т.е. знания, умения, навыки, а также формы и стили общения, позволяющие им быть конструктивными в основных сферах деятельности личности».

А нетрадиционная религия, по мнению эксперта-общественника, предлагает мировоззрение, которое не способно совмещаться с общепринятым социальным контекстом, т.е. вырывает человека из социума, затрудняет его общение с окружающими и исключает (или существенно затрудняет) его ресоциализацию, возвращение в общество. Отчасти и поэтому прошедшие реабилитацию в центрах, организованных нетрадиционными религиозными движениями, как правило, остаются в группах с непонятными окружающим убеждениями, противоречащими заложенным государственной системой образования и традиционными вероисповеданиями, зачастую становятся гражданами непонятно какой страны, размывая до неузнаваемости свой культурный и религиозный национальный идентификационный код. Плоды трудов таких группировок, на чем сделал акцент докладчик наравне со многими предыдущими, мы видим на примере Украины. И это, безусловно, очень серьезная проблема, без решения которой невозможно двигаться дальше.

Именно в силу отсутствия решения отвечающими за данную ситуацию государственными службами и политическими объединениями, общественники, включая докладчика, работая на местах, видят абсолютно внятно следующую картину: активную деятельность по реабилитации лиц с зависимым поведением, алкоголиков и наркоманов в российских регионах энергично развивают деструктивные ответвления нетрадиционных для России религиозных конфессий. И в первую очередь эксперт выделил особо так называемых «неопятидесятников» (синоним – «неопротестанты»). При этом они умело используют так и не залатанные за эти годы «дыры» в российском законодательстве. Неслучайно в наши дни, на что обратил внимание О.В. Федоров, стало безопасно, следовательно, очень популярно среди руководителей подобных неопротестантских организаций, создав центр реабилитации, называть его протестантским. Что вполне объяснимо – ведь таким образом зачастую понижается, а то и снимается критичность у многих контролирующих эту сферу чиновников, некоторой части общественности и средств массовой информации. Но это определение, как пояснил докладчик, в подавляющем большинстве случаев не соответствует действительности, о чем не раз говорили и сами классические протестанты: лютеране и баптисты. И с этим правовым беспределом, уверен эксперт, нужно в срочном порядке что-то делать!

Именно поэтому он и посчитал чрезвычайно важным предложить внести в итоговую резолюцию данного «круглого стола» пункт о включении в понятийный аппарат Национальной системы реабилитации и в современное российское законодательство, в частности, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» четкого определения, какие религиозные институты являются для России традиционными, а какие к ним относиться не могут ни в коем случае.

Председательствующий на совещании, депутат Н.С. Валуев выразил четкую уверенность, что реабилитанты, из какого бы центра они ни выходили, с каким бы уклоном этот центр ни был, должны выходить оттуда абсолютно свободными людьми: и ментально, и физически, одна зависимость не может заменяться другой. Это, по его мнению, и есть основополагающий фактор, которому обязаны соответствовать абсолютно все реабилитационные центры, занимающиеся реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых.

В заключении депутат Н.С. Валуев поблагодарил всех присутствующих за участие в рабочем совещании. И пояснил, что очень многие законы, над которыми работает Государственная Дума, так или иначе могут одновременно касаться компетенции сразу нескольких комитетов. Естественно, что они проходят согласование и, в общем-то, проблема, которая обсуждалась на совещании, конечно, является всеобъемлющей, которой должен заниматься и Минздрав, естественно, и МВД в том числе, и ФСКН России. «У нас существует одна проблема, и мы должны все вместе работать над тем, чтобы как можно меньше людей сегодня погибало от всех этих страшных зависимостей и уж тем более – вовлекалось в эту сферу».

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.