Формирование Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых является одним из приоритетных направлений государственной антинаркотической политики. Созданная в Башкортостане система профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наркозависимых включает в себя как государственные учреждения, так и негосударственные, в том числе светские и религиозные. Среди них есть православные реабилитационные центры. О проблеме наркомании и духовном излечении от неё в преддверии Дня работника органов наркоконтроля мы*** побеседовали с Главой Башкортостанской митрополии Русской Православной церкви, управляющим Уфимской епархией, митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном.
— В 2006 году Управлением ФСКН России по Республике Башкортостан и Уфимской митрополией Русской Православной церкви заключено соглашение о сотрудничестве. С момента заключения этого соглашения, какие значимые мероприятия проведены совместными усилиями?
— Следует отметить, что ни одно наше значимое церковно-общественное мероприятие не обходится без приглашения на него сотрудников госнаркоконтроля. С другой стороны, наши священнослужители принимают активное участие в форумах, проводимых Управлением ФСКН России по Республике Башкортостан. Руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Уфимской епархии о. Роман (Тарасов) является членом Общественного совета при УФСКН России по Республике Башкортостан. Уфимская епархия и УФСКН России по Республике Башкортостан провели целый ряд совместных профилактических мероприятий в учебных заведениях, детских домах, приютах и спецшколах республики. Священнослужители Уфимской епархии проводят беседы в Уфимском филиале Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России.
— Какой нравственный облик должен иметь современный человек?
— Человек призван любить Бога, любить своего ближнего, любить свою Родину, жить в мире со своей совестью и с окружающими его людьми, проявлять заботу, милосердие и сострадание к находящимся в трудных жизненных обстоятельствах людям, с уважением и любовью относиться к людям других вероисповеданий.
— Возможно ли противостояние общественных сил порокам алкоголизма и наркомании? Как Вы считаете, наркомания — это болезнь или грех?
— Наркомания — это грех, но вместе с тем наркоман — это и больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию есть необходимое условие успеха реабилитационного процесса. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков, участвуя в процессе исцеления в качестве соработников Божиих.
— Является ли наркотическая зависимость лишь психоматическим явлением или это более сложная проблема личности?
— Наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей.
Церковь свидетельствует, что употребление наркотика является грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей.
Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.
Формирующаяся зависимость часто толкает человека на совершение других греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек может совершить такие преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится звеном в цепочке преступного бизнеса.
На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратитьнаркотизацию. Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких, также является грехом.
Наркомания — это проблема не только отдельного человека, но и его близких. Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами семейной жизни, такими как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В то же время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов. Под созависимостью понимается неадекватная болезненная вовлеченность родственников или близких зависимого человека в разрешение проблем, связанных с его наркотизацией. Такая вовлеченность может приводить к разрушительным последствиям для здоровья и жизни этих людей. Созависимый человек поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и перестает заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей.
Широкое распространение наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества — усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров.
-На сегодняшний день, какая работа проводится в республике православными реабилитационными центрами с лицами, зависимыми от наркотических веществ?
— В крупных городах практически ежедневно прихожане обращаются к священнослужителям в связи с проблемой потребления наркотиков кем-то из
близких. В настоящее время наша работа ведется в нескольких направлениях. Прежде всего, это в консультационном центре при Спасском храме г. Уфы проводятся ежедневные консультации по зависимостям. Дежурят врачи, психологи, священнослужители. Также еженедельно проходят группы взаимопомощи для наркозависимых и созависимых, богослужения и беседы в психоневрологическом диспансере г. Белорецка.
Кроме этого, у нас существует волонтёрская группа, всегда готовая поддержать попавшего в трудную жизненную ситуацию человека. Обратиться к нам за помощью можно по телефону 89173844060, либо по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 37А, Спасский храм.
— Расскажите, пожалуйста, о деятельности православных реабилитационных центров, действующих в Башкортостане? В чём их
сходства и отличия?
— С 2005 года в нашей епархии действует Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. В 2006 году создан реабилитационный центр при Спасском храме г. Уфы. В 2007 году открыт мужской стационар реабилитационного центра, с 2010 года — женский. В настоящее время оба стационара расположены в с.Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан. Каждый стационар может разместить до 15 человек. Работа в стационарах осуществляется по духовно-ориентированной авторской программе, разработанной в 1996 году руководителем отдела по противодействию наркомании алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиереем Сергием Бельковым. Реабилитационный процесс включает в себя: первичное консультирование, которое проводится в кабинете первичного приема в Спасском храме г. Уфы или заочно — по телефону доверия, мотивационный период, проводимый в Спасском храме г. Уфы. Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает деятельное раскаяние, участие реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое послушание, индивидуальное духовное руководство. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых, обучать ремеслу, развивать творческие способности. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы с духовниками. Основной период реабилитации предполагает участие реабилитанта в церковной жизни и проводится внутри церковной общины в с. Тастуба. Ресоциализация проводится в Уфе, в ходе которой прошедшему реабилитацию человеку оказывается помощь в трудоустройстве, дается возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника. Постреабилитационное сопровождение осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию человека и включает поддержание связи с церковной общиной Спасского храма г. Уфы. Кроме того, проводится работа с родственниками наркозависимых, оказывается помощь семье наркозависимого в выходе из состояния созависимости, в разрешении проблем, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию.
— Какое основное отличие православных реабилитационных центров от светских? В чем особенность церковной реабилитации?
— Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения этой цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.
Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.
Таким образом, реабилитация в понимании Церкви есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ. Реабилитация начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.
Члены общины, проводящие реабилитацию, призваны быть соработниками Божиими, помогающими зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщающими их к церковной жизни.
Показателем успеха реабилитации с точки зрения Церкви наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни.
Можно выделить три основных принципа церковного понимания реабилитации зависимого человека:
Принцип 1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни. Господь, Целитель душевных и телесных недугов, силой Своей освобождает плененного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с Ним Его служителей, осуществляющих милосердную помощь больному. В реабилитации, осуществляемой Церковью, особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и молитвенника. На оновном этапе реабилитации пастырскому попечению священника отводится важная роль. Если реабилитация, осуществляется на базе прихода, священник, как ответственный за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации.
Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а также в созданных или патронируемых Церковью учреждениях. В последнем случае община формируется из реабилитантов и верующих сотрудников. Общинная жизнь проходит здесь также под окормлением священника, но отдельно от прихода, который в этом случае лишь обеспечивает возможность реабилитационному сообществу участвовать в своей богослужебной жизни. В реабилитации, осуществляемой в Церкви, особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины и, прежде всего, среди людей, освободившихся от наркотической зависимости и ставших членами общины.
Спаситель благовествовал Своим последователям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни, являются любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду.
Церковная реабилитация предусматривает не механическое вхождение в Церковь, но поэтапное освоение азов духовной жизни и постепенное приобщение к участию в Таинствах Церкви. Степень и сроки воцерковления и вовлечение в жизнь общины индивидуальны у каждого проходящего реабилитацию.
Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют понимание духовной и физической природы зависимости, необходимые знания и владение навыками, обладание информацией о методиках, используемых в светских реабилитационных учреждениях.
В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления.
— Кто ведет работу с наркозависимыми в православных центрах?
— Необходимо привлекать к участию в осуществляемой Церковью работе по реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Реабилитационный процесс, организованный в православной общине, проходит при условии, что все его участники являются воцерковленными людьми или, как минимум, принимают христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.
— Есть ли примеры пациентов, которые после прохождения реабилитации в православных центрах находятся в состоянии длительной ремиссии?— Если говорить о центрах, находящихся на территории нашей республики, то это десятки человек. В целом по стране таких людей уже сотни.
— Каково Ваше отношение к светским программам по реабилитации
наркопотребителей ?
— Памятуя предупреждение апостола Павла: «Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10), что в равной мере справедливо для людей зависимых от наркотиков, Церковь не одобряет применение заместительной терапии (использование метадона или других аналогичных препаратов). Данный способ является одним из вариантов снижения социального вреда, связанного с наркоманией, однако, он препятствует решению главной, с точки зрения Церкви, задачи человека — исцелению, преображению его души для вечной жизни в Царствии Божием. Церковь также категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков.
Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов XX века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. Сегодня во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. Помимо собственных оригинальных программ реабилитации наркозависимых Русская Православная Церковь допускает использование методик, заимствованных из опыта отечественной наркологии, форм и методов, разработанных в других странах, если они находятся в согласии с нравственными принципами, гарантирующими благо и достоинство человеческой личности.
Церковь считает приоритетным развитие церковной системы реабилитации, включающей в себя, в том числе и оригинальные программы, направленные на предотвращение наркотической угрозы. Все вновь создаваемые церковные методики реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.
— Ваше пожелание современной молодежи?
— Некогда Бог сказал Своему народу: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Мы обязаны вместе остановить безумное устремление навстречу собственной гибели, которым уже охвачена значительная часть нашего общества. Господь да благословит всех нас в этом трудном, святом и великом деле!
***Пресс-служба Управления ФСКН России по Республике Башкортостан совместно с Пресс-службой Уфимской епархии РПЦ