Владимир Сергеев, прот. Поиски Табынской иконы в Италии
22.11.12
Владимир Сергеев, прот. Поиски Табынской иконы в Италии
22.11.12

В мае 1919 года Колчак прибыл в Уфу, и уже тогда стало ясно, что красную армию не удержать, поэтому уфимский епископ Андрей (Ухтомский) благословил вывезти Табынскую икону, поскольку она была бы неминуемо уничтожена большевиками. Благодаря этой иконе атаману Оренбургского казачьего войска  А. Д. Дутову удалось собрать мощную армию без всякой поддержки адмирала Колчака. Так, к 40-м годам из 27 чудотворных икон удалось спасти только 2: Бугабашскую и Гребеневскую иконы Божией Матери.

Поиск Табынской начался почти сразу после ее вывоза из Уфимской епархии: уже с 1925 года отмечались попытки возвратить икону, которые продолжились в 1948 году Уфимским архиепископом Иоанном (Братолюбовым) и Оренбургским  епископом Мануилом (Лемешевским). С 1990 года эти поиски ведутся нашим владыкой — митрополитом Уфимским и Стерлитамакским Никоном. С 2000-х годов их поддержал митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Кирилл. Сейчас в поиске иконы участвует митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) — председатель ОВЦС МП.

Русское зарубежье опрашивалось как по церковным каналам, так и по общественным — через эмигрантские периодические издания. Воссоединение Русской Зарубежной Церкви и Церкви-Матери в Отечестве расширило эту возможность.

Конечно, мы понимаем, что чудотворная икона появится только тогда, когда это будет угодно Самой Божией Матери. Но вся история чудотворной святыни говорит о том, что это зависит и от нас. Трижды пропадала икона, и каждый раз ее появление сопровождалось мощным духовным подъемом. Но в этот раз икона была законным образом вывезена за рубеж, поэтому необходимо такое же законное ее возвращение. Понятно, что это возможно только через международный поиск и решение вопроса на самом высоком уровне.

В процессе опросов было высказано много предположений и сейчас каждое из них проверяется. В числе прочих было мнение о том, что икона в 1948 году была вывезена иезуитами из Пекина, вероятно, по просьбе митрополита Виктора (Святина), который посвятил Табынской иконе небольшой домовый храм. Имеются свидетельства о том, что икону выдели в Ватикане. Поэтому с 2011 года наши поиски проводятся в Италии. С этой целью мы участвуем в ежегодной международной богословской конференции, которая посвящена Католической церковью изучению всего богатства Православного духовного наследия. Так, в 2012 году симпозиум собрал более 160 участников, среди которых находились представители епископата, священнослужители и монахи Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, древних Церквей Востока, ученые российских, европейских, американских и восточных университетов.

За два года участия в конференции удалось наладить контакты с официальными структурами Ватикана и католическим духовенством, а также представителями разных православных церквей и русских православных приходов. Например, удалось наладить контакты с о. Андреа Палмери, секретарем Ватиканской комиссии по межхристианскому диалогу. Он обещал помощь не только в поисках Табынской иконы, но и в предоставлении доступа в библиотеку Ватикана. Это позволяет относительно подробно проводить исследование.

Следует отметить, что Италия — это не только место, где находится Ватикан и Туринская плащаница. В Италии на самом деле сосредоточены практически все православные святыни, которые удалось спасти крестоносцам от уничтожения мусульманами. Приведу далеко не полный список самых важных из них: Части Креста Господня (часть перекладины, титло и другие части древа); Гвозди от креста; Терны (иглы) от венца; святая лестница, по которой Господь поднимался в дом к Пилату; Ясли Господа Иисуса Христа, привезенные из Вифлеема; дом Божией Матери; волос Божией Матери; главы апостолов Петра и Павла; мощи и вериги ап. Павла; десница святого апостола Андрея; мощи святых апостолов Марка, Матфея, Луки; главы ап. от 70 Иакова, Тита и др.; глава Святителя Иоанна Златоустого; рука ст. Василия Великого; мощи Святителя Николая Чудотворца; мощи святых Киприана и Иустины; мощи св. равноап. Елены;  равноап. Марии Магдалины; глава св. вмч. Георгия, а также многие чудотворные православные иконы…

Кроме этого была вывезена безценная Византийская библиотека, драгоценные золотые ризы патриархов, священные сосуды и прочее. Конечно, сейчас законность таких перемещений ставится под сомнение, однако именно в Италии мы можем осязаемо прикоснуться к величайшим духовным святыням  древних Константинополя и Иерусалима.

Вот именно из-за такой особенности жизни материального культурного наследия в Италии, наши исследования в основном проходили в Риме, Флоренции и Венеции. Мы осматривали не только костелы и церкви, но и магазины и мастерские, надеясь найти хотя бы следы почитания нашей Табынской иконы.

 

Все дороги ведут в Рим.

С него обычно и начинается Италия. Хотя Ватикан находится вне древних стен Рима, однако, это очевидный центр паломников и туристов.  Государством Ватикан оказался не потому, что все западные правители очень уж верующие. А потому, что Папе когда-то принадлежала вся центральная область Италии. Во имя объединения Италии католики добровольно отдали свои права, оговорив себе в независимое управление только лишь Ватикан, что впоследствии было признано в Лиге наций ООН.

Поскольку католицизм изначально и максимальным образом направлен на миссионерское служение, то можно заметить, что буквально вся деятельность Ватикана пронизана этим стремлением. Поэтому традиция католической церкви в корне отличается от Православной. Благодаря баснословным вложениям средств в течение многих веков, Ватикану удалось не только собрать обширные коллекции шедевров мировой культуры христианства, но и поднять уровень итальянских мастеров на самые высокие ступени искусства. Именно здесь понимаешь, чем так близка русским Италия. Становится очевидным, что культура России — это творческое развитие в православном направлении достижений итальянских мастеров. Многие русские художники, ваятели, композиторы учились в Италии. И поэтому большинство сюжетов очень нам знакомо. Более подробно о Ватикане можно узнать на многочисленных сайтах и в справочниках. Но для нас Ватикан представляет интерес как наиболее вероятное место хранения Табынской иконы.

 

Флоренция считалась вторым Римом.

В конце XIX века здесь были имения русских князей, здесь долгое время работали русские художники, музыканты, писатели… Во времена св. муч. царя Николая II здесь был построен русский храм в честь Рождества Христова. В главных соборах Санта Мария Новелла и  Санта-Мария-дель-Фьоре имеется много святынь, которые находятся в престолах, ризницах и в музеях. Это мощи апостолов и евангелистов Луки и Матфея, св. вел муч. Екатерины и др. Особенно чтится глава  свт. Иоанна Златоустого и мизинчик Крестителя Иоанна. Используя знакомства по конференции в Бозе, мне удалось с разрешения настоятеля Рождественского храма Флоренции (Константинопольский Патриархат) о. Георгия обследовать всю эту церковь, поскольку это центр русской общины во Флоренции, и храм был построен на средства св. муч. царя Николая. Храм, кроме основного помещения, имеет редко используемую нижнюю церковь. Всюду имеется большое количество старинных икон, редких Демидовских икон на чугуне, а также небольшую музейную коллекцию. Однако среди них Табынской не обнаружилось. Ни священник, ни диакон и служащие церкви такой иконы нигде не видели. Одновременно в храме находился епископ Корсунский Нестор из Парижа (Московский Патриархат), который также подтвердил, что подобных икон он не видел ни в Италии, ни во Франции. Осматривалась также галерея Академии живописи, где имеется небольшое собрание русских икон. Однако среди них Табынской иконы не обнаружено, имеется только небольшая Казанская икона с житием.

Но именно во Флоренции удалось найти современную копию Табынской иконы, которую продавали в лавке женского монастыря ордена  «Pie discepole» (истинные ученицы) из Рима. Эта копия значительно отличается от распространенных копий в нашем регионе. И в то же время удивительным образом сохраняет не только особенности иконографии Табынской иконы, но передает такие детали, о которых никому не было известно, поскольку Табынская икона всегда была укрыта серебряной ризой. Очевидно, что икону копировали именно с оригинала, поскольку она выполнена в темно-охристых тонах, что совпадает с дореволюционными описаниями. Конечно, монахини ничего особенного не смогли сообщить, кроме того, что эти копии изготавливаются фирмой Bellini (www.mariobellini.com), их основная мастерская в Милане. У них имеется вторая подобная копия, но с киотом из платины. Стоимость иконы 1650 евро — это самая дорогая икона из всех, виденных мной в ювелирных магазинах. К иконе имеется фирменная этикетка, а на иконе печать «bellini». Икона называется: «Bellini Icona Russia Kazan VIII в.» Монахини говорят, что это просто марка, а получают иконы из Рима из своего монастыря. С помощью Милана Жуста — сотрудника  Ватиканской комиссии по христианскому единству — удалось посетить Римский монастырь этого ордена и поговорить с иконописцем — монахиней Мариа Пачис (Maria Pacis) и познакомиться с ее работами. Следует отметить высокий уровень и точное копирование именно русских икон, которое демонстрировали работы монахини. Она владеет всеми процессами: от изготовления доски, левкашения, золочения и росписи, но еще не освоила техники зеркального золочения на полимент. От ее работ в Ватикане в полном восторге и лучшие образцы опубликованы в последнем номере общецерковного журнала «La Vita in Cristo nella Chiesa» (Жизнь во Христе в Церкви). По поводу разыскиваемой иконы она сообщила, что эту икону изготовила 3-4 года назад с образцов, оригиналы которых уже не имеет и не помнит, откуда были взяты. Возможно, из интернета. Объяснила, что икону изготавливала методом чеканки по толстому слою сусального золота. Стеклянный киот ей привезли из России. Однако, на мой взгляд, эти объяснения, по крайней мере, не состоятельны. Так, судя по фотографии, икона была изготовлена на лазерно-гравировальном станке, и нет ни одной детали, выполненной чеканкой. Работа скорее выполнена ювелиром. Поскольку ни один иконописец не позволил бы себе таких грубых ошибок, как отсутствие надписей.

Я посещал главные костелы, музеи и все заметные ювелирные магазины и мастерские с целью поиска Табынской иконы или ее копий. При этом если предоставлялась возможность, я показывал фотографию иконы и выяснял возможных авторов копии иконы. Выяснилось, что подобной иконы во Флоренции никто не изготавливает, более того, данной техникой никто из ювелиров Флоренции не владеет, поскольку это требует особых инструментов. Причем, такой тип иконы, как «Казанская» совершенно не используется, несмотря на то, что православные иконы распространены даже в католических костелах.

 

Венеция имеет более 150 церквей.

И в этом превосходит многие города Европы. Венецианский архиепископ носит почетное звание Патриарх Венецианский, благодаря его содействию Русской православной общине передан древний католический храм для богослужений. Венецианские католики считают себя близкими к Православию, вероятно, потому что именно Венеция больше всех участвовала в разграблении Константинополя. Кроме мощей апостола Марка в его соборе хранится чудотворная икона «Никопея», которую порой приписывают руке апостола Луки. В других соборах также имеются древние православные чудотворные иконы. Поэтому в Венеции также проверялись следы почитания Табынской иконы. Обследованы мастерские, магазины, музеи и костелы на главном и островах Лидо и Морено, где находится центр стекольного производства. Ни подобных копий, ни Табынской, ни Казанской икон не обнаружено. В магазинах и мастерских не найдено подобных кивотов.

Таким образом, поиски Табынской иконы нельзя считать законченными. Очевидно, в Италии присутствует почитание Казанской иконы Божией Матери. И это почитание сконцентрировано в Риме, в котором, возможно, и находится Табынская икона. Конечно, имеющихся данных явно недостаточно для обоснованных выводов, и мы можем об этом говорить только предположительно.

протоиерей Владимир Сергеев

 

 

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.