Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В евангельской притче о мытаре и фарисее Господь учит нас с каким расположением духа нужно молиться и какая молитва угодна Богу.
Мытарь и фарисей пришли в храм помолиться, но молитва их была разная и плоды их молитв были неодинаковы. Мытарь пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей. Последний молился так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
А мытарь же, скорбя о своих грехах, бил себя в грудь и просил: «Боже! Милостив буди мне грешнику!»
И в результате мытарь вышел из храма оправданным, хотя и был грешником, а фарисей, хоть и исполнял законы и благодарил Бога, не получил оправдания.
Фарисей в своей молитве противопоставляет себя всем остальным людям и кичится своей праведностью. А «Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать». Мытарь, сокрушаясь о своем недостоинстве, смиренно просил у Бога милости, а «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».
Фарисей же смотрел на чужие грехи и поэтому не видел своих. Он кичился своей праведностью, считая, что исполнил уже волю Божию и достоин Божией милости. А мытарь, сознавая свою греховность и недостоинство, не смел поднять свою голову и только со смирением просил «Боже, милостив буди мне грешному!»
Так и мы, молясь не станем уподобляться фарисею. Не будем перечислять своих добродетелей, которых у нас, в отличие от фарисея, нет или очень мало. А если и есть что у нас хорошего, то это не наша заслуга – мы сделали то, что обязаны делать. Лучше будем как мытарь просить у Бога милости. Будем со смиренным сердцем взывать к Богу «Боже, милостив буди мне грешному!» и тогда получим на Страшном судище оправдание, которое получил мытарь за свое раскаяние и смирение. Аминь.