400 лет назад посольство Земского собора добиралось из Москвы в Кострому, чтобы сообщить молодому боярину Михаилу Федоровичу Романову, что он избран народом в новые цари. Не слишком ли быстро в истории с Романовыми мы меняем знак «минус» на знак «плюс»? И нужны ли знаки?
400-летие Дома Романовых в Костроме начинается громко — под звуки военного оркестра. Прямо на улице открывается выставка «Триумф империи Романовых «. Торжества — в самом центре древнего города. В двух шагах — Сусанинская площадь с памятником уже советского образца. Тот, что установил Николай Первый, свергли с постамента вскоре после революции. Сегодня даже потомки княжеских фамилий не раз сказали крестьянину Ивану Сусанину «спасибо» за спасение 16-летнего отрока Михаила Романова для России.
«Это не просто человек за человека отдает жизнь. Он отдает жизнь за государя, то есть за страну», — отметил потомок рода Трубецких Александр Трубецкой.
Символы и знаки, но прежде, конечно, факты — события 1613 года и последующие 300 лет — сначала царских, потом императорских — на Романовских чтениях обсуждают историки и политики.
«Власти надо понять, как Романовы отразились на ментальности русского народа», — сказал губернатор Костромской области Сергей Ситников.
Понять, наверное, невозможно, не побывав в Ипатьевском монастыре. Он мудро остался — на расстоянии от официальной суеты. А между тем, свидетель большой истории. Страну терзает Смута. Земский собор ищет прирожденного царя. А в палатах монастыря в мартовские дни 1613-го укрывается Михаил Федорович с матерью инокиней Марфой.
На западе — поляки, на севере — шведы: в этих условиях непрестижно быть русским царем.
Слюдяные фонари освещали путь к династии Романовых. С ними посольство Земского собора вошло в Кострому.
Иконы Михаила Федоровича — уникальные экспонаты веками берегли в монастыре. В советские годы музейщики спасали их ценой партбилетов. Теперь музей стал церковным.
В Троицком соборе — тихое богослужение, а 400 лет назад шесть часов колокол гремел набатом. Шесть часов гонцы слезно молили мать благословить сына на царство. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов впервые был наречен царем. Обряд призвания на царство был совершен в Троицком соборе.
На протяжении всей своей династической истории Романовы непременно сюда возвращались — считали, что именно в Костроме билось сердце империи.
Ровно 100 лет назад торжества по случаю 300-летия Дома Романовых посещал Николай Второй с семьей. В Ипатьевском монастыре его встречали с иконами, сохранившимися от того самого московского посольства. А до Ипатьевского дома оставалось каких-то пять лет.