Владимир неспешно поднялся по лестнице, открыл дверь, вошел в прихожую. На душе было одновременно печально и светло. Вчера погода не дала поставить ограду на могиле мамы. Зато сегодня все удалось на славу. И ограду установил какую хотел: большую, обрамляющую отныне весь их фамильный сектор. С крестами по всей длине.
Владимир снял пальто, повернулся к тумбочке, на которой лежало стекло. И обомлел…
«Мама, мама… Чем измерить те силы, ту ласку и доброту, что ты вложила, дабы меня достойно выучить и вырастить…» Разрывалась Валерия Алексеевна на нескольких работах, одновременно вела музыкальные занятия в семи-восьми садиках. Но Володины детство и отрочество сделала счастливыми.
И когда много лет спустя, в мае 1988-го, маму свалил недуг — ревматоидный полиартрит с полным поражением коленных и локтевых суставов, — Владимир благодарно стал ухаживать за ней, хотя по долгу службы находился то в Уфе, то в Москве. Валерия Алексеевна вниманием обделена не была: дверь в дом никогда не закрывалась. Забегал весь подъезд — кто свежеиспеченных пирожков занесет, кто бульончику. Ее любили.
В первое время мама еще могла вставать, но три года спустя после начала заболевания уже с постели не сходила. Она лишь тихо молилась на иконы, что стояли напротив на роскошном пианино «Мюльбах», которое дед в конце XIX века выиграл в карты у какого-то царского наместника…
Именно в 1991-м, когда Валерия Алексеевна слегла почти окончательно, эти иконы и появились в доме. Владимир в Москве, в Шереметьево растомаживал груз для своего предприятия, на котором возглавлял отдел импортных связей. Денег осталось мало — чего бы матушке купить? И увидел церковный киоск, в котором женщина продавала иконы. Господь Вседержитель и Владимирская Божья Матерь предлагались в паре, сто рублей за обе. Купил две пары — маме и родственникам. И заняла та пара, что для мамы, свое место на старинном пианино.
Иконы были простые. Типографским способом отпечатанные цветные изображения, деревянные рамки — киоты и стекла, закрепленные на некотором расстоянии от изображения. Но разве для истинной веры важна цена? И молилась Валерия Алексеевна всей душой и сердцем.
Первое удивительное событие, вспоминает Владимир, случилось еще при жизни мамы. Она уже почти ничего не видела и иконы разглядеть не могла. А стоял там еще один образ — Чимеевской (Казанской) Божьей Матери, привезенный из села Чимеево Курганской области. Богоматерь на ней была какой-то неземной, космогонической красоты. Огромные глаза, точёные черты лица… Владимир, тогда учитель истории в гимназии, вдруг встретил женщину, лицо которой было поразительно схоже с тем, что на иконе. «Приходите к нам на последний звонок 25 мая, — пригласил он, — я Вам подарю Ваше изображение». И в назначенный день женщина растерянно держала дар в руках: «Господи, это действительно словно мое фото…»
А на следующий день уже даритель был смущен и потрясен мамиными словами: «Сынок, ко мне ночью Богоматерь приходила. Сказала, зачем икону отдали? А Чимеевская Божья Матерь разве не на пианино, сынок?»
Володя был настолько поражён, что немедля рванул в Курганскую область, в село Чимеево, и привез такую же икону.
В январе 2015-го мамы не стало. Сделал сын все, как она велела. Отпели в храме. У гроба, как завещала матушка, передал удивительно красиво изданную библию семье Калединых. И пианино перенесли в квартиру в том же подъезде: «Пусть, сынок, до нашего дома всегда доносятся звуки музыки». А иконы, те самые, из Шереметьево, перекочевали на полку над опустевшим маминым диваном. Остался сын один. Точнее, не совсем один — неизвестно откуда пришедшие и поселившиеся в квартире кот Кузя и кошечка Майя, резвясь, нет-нет, да и заставляли улыбнуться уже немолодого осунувшегося от горя мужчину.
Но от души поругал мохнатую озорничающую парочку Владимир 24 сентября. В этот день он застал после работы икону Владимирской Божьей Матери лежащей на полу. Вокруг — осколки разбитого стекла. «Ах вы, шельмы… Мамины иконы!» Собрал он бережно осколки в коробочку, вынес. Божью Матерь вернул на место. А 30-го пришлось снова ругать кошачью братию. Скорее, даже не их, а самого себя: «Надо было сразу убрать обе». Дело в том, что на полу уже лежала икона с ликом Господа Вседержителя, а в двух метрах от неё — стекло. Целенькое! Поднял его Владимир, осмотрел. Ни царапинки! И хорошо. И переставил иконы в прихожую. Божью Матерь — на сервант, а Вседержителя — на тумбочку. Положил друг на друга изображение, сломанную деревянную рамку — киот и стекло: «Как-нибудь потом починю».
Через пару дней одумался: «Непорядок, чего же я вас разлучил-то». И поставил обе иконы рядышком на сервант. Стекло с рамкой остались на тумбочке.
А 4 октября случилось то, с чего мы и начали свой рассказ. Вернувшись с кладбища, Владимир обнаружил на стекле белое, словно посыпанное мукой, изображение. Даже не изображение, а контур, силуэт лика, что на самой иконе. Чудеса! Взял стекло, повертел у окна. Словно белая тень! Изумился. Но если бы он знал, что его ждет в ближайшие дни!
На стекле начало, как на фотобумаге, проявляться изображение. Глаза, нос, одежда… Не удержался, показал родственнице Раисе Федоровне. Потрясенная, та посоветовала: «Людям дней девять не показывай. Мало ли что». Решил Владимир, что можно показать еще ухаживавшей за мамой соседке Наталье Аркадьевне. Та ахнула: «Володя, смотри, пальчики прямо на глазах проявляются!»
…Ко мне в редакцию, выждав девять дней, Владимир приехал с коробкой из-под ноутбука: «Я не знаю, как с ней быть. Реши сам. Чувствую, что в доме дальше это держать, наверное, не стоит. И еще… Если вдруг открою коробку, а изображения не окажется, не сочтешь меня за сумасшедшего?» — «Да не томи уж, открывай!» — воскликнул я.
Чудо? Наверное. Да не наверное. Чудо. Ибо подобное, происходящее время от времени в различных храмах, еще никто объяснить не смог. До прихода Владимира я перечитал в интернете все публикации на данную тему. Да, зафиксировано несколько, ставших известными на весь православный мир, случаев. Это чудесное отображение на стекле икон, например, Николая Чудотворца (Полтавская область), Иисуса Христа в церкви Святого Александра Невского (Кабардино-Балкария), Спасителя (Симферополь), Богородицы «Призри на смирение» (Киев) и других.
Кстати, в этом перечне — и Крестовоздвиженский храм в Уфе, где в 2007 году на стекле киота отобразился лик апостола Иакова.
И еще. Я не нашел описания случаев, когда это произошло не в храмах, а дома.
А что говорят скептики? Обнаружил лишь одну «развенчивающую» подобные факты статью, автор которой, Епископ Домодедовский Евтихий, утверждает, что подобное происходит исключительно с иконами, написанными масляными красками. Мол, масло со временем испаряется и отображается на стекле. Пусть так, но ведь в нашем случае — это отпечатанные типографским способом образы. Более того — лик на стекле выглядит старше — другие брови, прическа, по-другому изображен воротник… Это что? И уже когда икона находилась у автора сих строк, у изображения на стекле на лбу был замечен то ли герб, то ли маленькая иконка с неразличимыми чертами.
Одним словом, факт есть факт, и если уж целые НИИ подобное объяснить не смогли, зачем в подобном упражняться нам?
А я попросил своего знакомого, биографию которого знал лишь урывками, вспомнить детство, юность. Связана ли была его жизнь с церковью, иконами?
— Наш деревянный дом стоял на углу Пархоменко и Чернышевского, возле всем известной старой Вахмянинской бани. На первом этаже жили мы, а на втором — прабабушка Мария. Так вот, вся ее квартира была увешана иконами. И к ней постоянно ходили монашки из Сергиевского храма. Нередко прабабка водила меня, маленького, за руку гулять по улице Октябрьской Революции. Рассказывала: «Вот здесь стоял Спасский храм, а на месте монумента Дружбы был взорванный впоследствии Троицкий собор…»
Спрашиваешь, ходила ли наша семья в церковь? Ну какая церковь! Вспомни те атеистические десятилетия! Я, Ленинский стипендиат Башкирского государственного университета, впоследствии стал пламенным лектором-атеистом. Веря в Бога, делал себе партийную карьеру. То есть высокопрофессионально обманывал людей! Думаю, за содеянное на ниве атеизма я заплатил сполна. Похоронил двоих сыновей. Причем один из них умер в детской больнице в тот момент, когда я там читал врачам лекцию по атеизму. Даже сочинял по заказу листовки вроде: «Религия — яд, берегите ребят». Прошлое из жизни не вычеркнешь…
Мы долго говорили с Владимиром. И чем больше всплывали удивительные, противоречивые факты из его биографии, тем явственнее мы осознавали: наверное, нам не понять до конца смысл происшедшего. В чем здесь знак? А может, все проще? Ведь каждый из нас знает, что чудеса на свете есть. И они там, где живут истинные Вера, Любовь, Надежда, Терпение. Собственно, и зарождение новой человеческой жизни — тоже ведь чудо.
…Я бережно держу в руках стекло. Хрупкое, как многое, что живет в наших душах и что так легко разбить — злобой, неверием, лукавством…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора.
P.S. В конце прошлой недели меня принял Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. Осмотрев стекло с изображением и откликнувшись на пожелание Владимира, глава Башкортостанской Митрополии благословил передать его в Спасский храм города Уфы (улица Октябрьской Революции, 37а). Что я и сделал.
vechufa.ru / епархия-уфа.рф