В Е Л И К О П О С Т Н О Е П О С Л А Н И Е
ГЛАВЫ БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
МИТРОПОЛИТА УФИМСКОГО И СТЕРЛИТАМАКСКОГО
Н И К О Н А
ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, БОГОЛЮБИВЫМ ИНОКАМ И ИНОКИНЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.
«Если будешь владеть чревом,
то станешь обитать в раю,
а если не овладеешь им,
то сделаешься добычей смерти»
(Свт. Василий Великий).
«Достаточная мера
(чего-нибудь, влагаемого в сосуд) наполняет сосуд,
а чрево, и расседшись, не скажет: довольно»
(Преп. Нил Синайский).
«Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным,
тот подобен утверждающему, что соломою остановит действие огня.
Как невозможно соломою удержать стремительность разливающегося огня,
так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства»
(Преп. Нил Синайский).
«Почему, человек, ты много думаешь о себе?
Спустись с тщетной твоей высоты,
рассмотри ничтожность своей природы,
ты — земля и пепел, прах и пыль,
дым и тень, трава и цвет травный»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Убойся, грешная душа, и пробудись.
Для чего ты спишь, пока еще есть время деланию?
Подумай о себе, пока еще есть для тебя надежда»
(Преп. Ефрем Сирин).
«Без сокрушенного сердца
НЕВОЗМОЖНО освободиться от страстей;
сердце же приводится в сокрушение трояким воздержанием,
разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя»
(Преп. Нил Синайский).
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ДОРОГИЕ ОТЦЫ, БРАТИЕ И СЕСТРЫ!
Пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Почему же Церковь придает посту такую важность и уделяет ему так много внимания? Духовная жизнь зависит от того, соблюдаем ли мы Устав Церкви о посте или привыкли никогда себе ни в чём не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним те причины, по которым христианину необходимо поститься. Итак, во-первых, пост — это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа, если мы именуем себя христианами, т. е. последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него и следовать за Ним. Мы знаем, что слабы духом и телом, слишком привязаны ко всему земному и потому сами, по своей воле, оказываемся неспособными в чём-либо ограничить себя, понести даже самые малые подвиги воздержания. Поэтому мудрая наша Мать – Святая Церковь и установила посты — чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «… желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время, когда Христос за тебя алкал…». Итак, через пост мы участвуем в страданиях, трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.
Во-вторых, пост очень помогает нам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел напоминает нам о том, что мы ведём брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы призываемся устоять и победить, а сильнейшим оружием в такой борьбе является, в том числе, и пост телесный. На это указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвою и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанёс врагу первое поражение. Об этом говорит и преп. Исаак Сирин: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от человека; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождём и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победоносный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своём поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождём нашим, попаляет его».
Далее, о посте следует сказать, что он помогает нам в нашей духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Человек состоит из духа, души и тела, а они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга. Если тело наше пресыщено, то оно и дух с душой привязывает к плоти и материи, делает душу безкрылой и тяжелой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может оторваться от земли, если повреждены крылья, вот и человек, если он пресыщен и ни в чём себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, — говорит отец Иоанн Кронштадтский, — теряет веру, страх Божий и делается безчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».
Пост — это сильное оружие в борьбе с теми плотью и кровью, о которых говорит апостол Павел, что они не наследуют Царства Божия. Под «плотью» в словах апостола Павла надо понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» — страсти и грехи души. То есть плоть и кровь — это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою был сотворён Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил её в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать её в омрачении, смерти и пленении…». Вот поэтому-то из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живём этим, живём плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нём. Пост — наша жертва Богу, принесение себя в жертву. По словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него. Когда постимся, то являемся подражателями святых и праведников, и мы становимся едиными со святыми и со всею вселенской Церковью.
Пост, как всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением, ибо без этого вместо пользы будет вред. Поститься надо строго, но в меру. Нужно каждому определить себе меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна — для схимников и отшельников, другая — для монастырских монахов, третья — для мирян. Эта мера зависит от возраста, состояния телесного здоровья и духовного состояния. Строгость поста должна соизмеряться со здоровьем. По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления: для больных, беременных, кормящих матерей, детей, путешествующих. Пост — это не цель, а лишь средство. Нашей целью является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. Если мы приучимся соблюдать установленные Церковью посты, если, по мере сил, будем подвизаться в этой добродетели, то он поможет нам подняться по лестнице христианского совершенства, поможет угодить Богу и принести те духовные плоды, которых Он ждет от нас, — от каждого в свою меру: в тридцать, шестьдесят и в сто.
Мы также должны помнить, что телесный пост есть только средство к посту духовному, а этот последний, как говорит преп. Серафим Саровский, есть средство к «стяжанию благодати Святаго Духа», а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание соединять с воздержанием духовным: с обузданием своего языка, гнева, славолюбия, человекоугодия, праздности и др. Только в этом случае мы выполним завет нашей Церкви: «Постимся телесно, постимся и духовно».
Устав предписывает в 1-ю седмицу Великого поста более строго поститься — сухоядение. В субботу и воскресенье — пища с растительным маслом. Начиная со 2-й седмицы пища в субботы и воскресенья с растительным маслом, в праздники Благовещения Богородицы и Вербное воскресение — благословляется рыба, а в Лазареву субботу — икра. Для послабления поста необходимо взять благословение своего приходского священника.
Пост этот потому и называется Великим, что он требует великих усилий по очищению душ и сердец наших от греховной грязи. Великие усилия и труды дадут и великую радость единения с Богом! Только безконечная милость Божия держит нас всех и терпеливо ожидает нашего покаяния! Так используем же предстоящие дни Великого поста для великого покаяния и примирения с Богом и со всеми ближними.
Помолимся Господу, Его Пречистой Матери и святым, имена коих мы носим, а также нашим Ангелам-Хранителям, чтобы Господь молитвами их, а также Своею благостию ввёл нас в пречестные дни сии Святой Четыредесятницы к очищению душ и телес и воздержанию от страстей в надежде прощения грехов и воскресения.
ПРИЗЫВАЮ НА ВСЕХ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ!
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
СМИРЕННЫЙ НИКОН,
МИТРОПОЛИТ УФИМСКИЙ И СТЕРЛИТАМАКСКИЙ,
ГЛАВА БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ РПЦ (МП).
Богоспасаемый град Уфа.
Святая Четыредесятница 2022 г. от Р. Х.