«Вечерняя Уфа», 12 марта 1994 год.
Сегодня мы продолжаем в нашей рубрике рассказ о Великом посте, который начинается 14 марта (даты начала Поста и Пасхи совпадают для 1994 и 2016гг. — прим.ред.). И вновь предоставляем слово настоятелю уфимского Покровского храма, кандидату богословских наук отцу Николаю Соколову.
Великий пост своими корнями уходит в апостольские времена. 69-е Правило св. Апостолов (Правила эти были составлены на Апостольском Соборе в 54 г. по Рождестве Христове) пост святой Четыредесятницы считает обязательным и строго его регламентирует. Этот пост называется Великим как по продолжительности, так и по важности и значению его для христианина; Четыредесятницей — по количеству дней.
С древних времен христиане очень строго соблюдали Великий пост, но особое внимание всегда уделялось и уделяется первой, четвертой (Крестопоклонной) седмицам Великого поста и Страстной седмице, которая не входит в св.Четыредесятницу, а является особым временем воспоминания Страстей Христовых.
Особенность богослужения первой седмицы — чтение Великого покаянного очень содержательного канона св.Андрея Критского.
«Душа моя, восстань, что спишь… воспряни, чтобы освятил тебя Христос Бог» — взывает Церковь.
В продолжение всего Великого поста верующие в храме и дома неоднократно читают краткую, но содержательную молитву преп. Ефрема Сирина: «Господи, Владыка жизни моей, дух праздности, уныния, любоначалия (любовь к главенствованию) и празднословия не дай мне. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Ей, Господи, даруй мне видеть мои согрешения (которых мы часто не замечаем за собой) и не осуждать брата моего».
Заканчивается первая седмица Великого поста молитвенным прославлением великомученика Феодора Тирона, пострадавшего и сожженного на костре за исповедание веры во Христа и отказ принести жертву идолам во время гонения на христиан при императоре Максимилиане в 306 году н.э. Через 50 лет послей своей мученической кончины в царствование Юлиана-отступника, замыслившего осквернить христианский пост и распорядившегося окропить все продаваемое на рынке идоложертвенной кровью, Феодор Тирон явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел предупредить всех христиан, чтобы они не покупали ничего съестного на рынке в первую седмицу Великого поста. В пищу он советовал употреблять коливо, т.е. вареную пшеницу с медом. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
В пятницу (18 марта) после окончания литургии читается канон великомученику Федору Тирону, благословляется и раздается верующим коливо (отваренные пшеница и рис, украшенные фруктами). В субботу на первой седмице поста многие верующие уже готовятся причаститься Святых Христовых Тайн. В дни поста исповедь для причастников обычно совершается в храмах накануне перед началом вечернего богослужения.
В первое воскресенье Великого поста, называемое неделей Торжества Православия, Церковь вспоминает завершение Константинопольского собора, бывшее в этот день в 842 году при Византийском императоре Михаиле, царице Феодоре и патриархе Мефодии. На этом Соборе восторжествовала окончательная победа Церкви над иконоборческой ересью, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году.
Соборы называются Вселенскими потому, что на них собирались епископы (как преемники апостольской власти) из всех существовавших в то время церквей в Греко-Римской империи и за ее пределами (со всей Вселенной) для разбора и осуждения лжеучений и ересей, волновавших Церковь.
Так как Константинопольский Собор, завершив свою работу в первое воскресенье Великого поста в 842 году, восстановил догмат иконопочитания, а вместе и все догматы предшествующих Соборов, этот день и стал считаться днем Торжества Православия. В этот день (20 марта) в православных храмах совершается особый молебен. Возносится благодарственная молитва Господу за все Его благодеяния и милость к нам, нарушающим Его заповеди, возносится молитва о том, чтобы Господь помог заблуждающимся в вере и отступающим от Истины вернуться в церковную ограду.
Восстановление иконопочитания и празднование торжества Православия не означает, что с IX века не было и не могло появиться ересей, а значит, что все последующие ереси, как бы они ни были многочисленны и разнообразны, находят себе обличение и опровержение в определенных семи Вселенских Соборов.
Наше время не является исключением. Мы сегодня становимся свидетелями появления множества различных лжеучений и сект, увлечение которыми приводит подчас к явному вреду для духовной и физической природы человека, не сразу замечаемому. Поэтому в день торжества Православия Церковь возносит свою молитву к Богу, прося «укрепить нас в правоверии, заблудших просветить разумные очи, умягчить их ожесточение и отверзть их слух к познанию Истины».