Вдовина Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
29.10.13
Вдовина Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи
29.10.13

Доклад на III церковно-общественном форуме «Табынские чтения» (г.Уфа, 29.10.2013)

* Н.А. Вдовина, учитель высшей квалификационной категории, Отличник образования РБ, МБОУ СОШ № 104 им. М. Шаймуратова

Вряд ли  кто будет сомневаться в том, настолько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном  воспитании молодежи, в формировании полноценной  личности, ее идеалов, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потреблении, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни все!» Все взять, все успеть, все иметь! Любой ценой! А самая важная необходимая для человека, для общества – «высокая нравственность – стала самой немодной и непопулярной чертой характера. ( Только 7% молодых людей, по мнению некоторых ученых, называют нравственность важным качеством.)

От того, какова молодежь, каковы ее идеалы, нравственные ориентиры, от того, что они читают, зависит  духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах,  показали, что читатели от нечитателей отличаются  своим интеллектуальным развитием. Они способны мыслить  в категориях проблем, охватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию. Быстрее находить  правильное решение, иметь творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют мысль, свободнее пишут. Легче вступают в контакт и приятны в общении, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Чтение рассматривается некоторыми социологами как надежный, чуткий и даже универсальный индикатор состояния общества.

Опрос, проведенный в 11 классе (участвовало 22 чел.) показал, что наиболее важным для детей является семья, на втором месте- друзья, на третьем месте – учеба, далее – карьера, любимая работа, книги – с 4 места и далее; самым авторитетным мнением является мнение родителей, затем друзей, учителей; идеалом являются родители, друзья, учителя, литературные герои, герои фильмов, бизнесмен, крутой парень, никто. На вопрос «На что потратите деньги, если выиграете миллион?» Ответы были такие: на учебу, на квартиру, путешествия, машину, отдых, развлечения, хорошие  книги. 9 человек из 22 вообще бы не потратили деньги на книги.

Ответы  на вопрос «Любите ли читать?» были такими: Да  — 4 из 22.  «И да, и нет» — 4 человека. «Да, если нравится» — 4 человека. «Да, но не всегда , нет времени» — 10 человек. «Как часто читаете?»  .

Ответы:

1.3-4 раз в неделю,

2.  когда есть время.

3. каждый день – 1 человек

4. 1 книга в 2 месяца -1

5. 1 книга в месяц- 1 человек

6. по настроению – 2 человека

7. готовясь к урокам – 4 человека

8. для души – 1 человек

Ясно, что в основном чтение подростков ограничивается подготовкой к урокам.

На вопрос «Какие книги читаете?» были получены следующие ответы:

  1. Фантастику -8 человек
  2. Детективы – 2 человека
  3. Психологию -4 человека
  4. Про любовь- 4 человека
  5. Научную литературу – 6 человек
  6. «ужасы»- 1
  7. Ф. Достоевского – 2
  8. Л. Толстого – 2
  9. Мифы – 1
  10. Классика – 2.

Ответы показывают, что современные школьники не утруждают себя чтением. Эти результаты как в капле воды  отражают общее снижение интереса к книге. Сейчас нет культа книги, всеобщей «заразительности», когда потрепанная книга переходила из рук в руки и

 не прочитавший ее  был не понят. Дефицита книг нет, а то, что доступно и не запретно, то неинтересно. И это , к сожалению,  веяние времени, факт нашей современности.

Кроме того, в наш информационный век чувства, переживания, отношения уходят на второй план. Главное сейчас информация, поэтому интересны детективы, фантастика, научная литература.

А между тем, человеческий мозг устроен так, что лучше воспринимать информацию через  художественные образы, нежели через научные выкладки. Ведь писатель не просто  передает информацию: произведения классиков обладают огромной силой воздействия на человеческую душу, способны вызвать те или иные чувства, заставляют думать о собственной жизни, иногда даже пересматривать свое мировоззрение.

Сила влияния художественной литературы на человеческое сознание подобна силе влияния реальности, и даже может перекрывать ее. Это происходит потому, что талантливый писатель способен передавать сюжет насыщенно, ведь каждому из нас знакомы такие ощущения: «невозможно оторваться от  книги», «прочитал книгу на одном дыхании». Это говорит о том, что книга может завладеть сознанием человека.

Хорошо сказал о роли литературы известный писатель Юрий Бондарев: «Это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ей дано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличия друг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой. Словом начинались ненависть, войны, вражда, национализм, разрушались стыдливость, чистота, мораль,  целые культуры, но словом, увеличивались и любовь,  и раскаяние, начинались великие революции, новые эпохи, прекрасные книги, благословенная тишина мира».

Велика роль литературных героев, хотя в ответах современных школьников не они являются  идеалом для подражания, как это было раньше, когда мы восхищались любимыми героями и брали с них пример.

Важно, как о них рассказать. Из опыта работы могу сказать, что не хватает современным школьникам духовной пищи. Это видно по глазам,  по вниманию, по интересу , с которым они слушают, когда начинаешь говорить о вечных ценностях.

Положительные  персонажи вызывают уважение, отрицательные заставляют воздержаться от  ошибочных шагов и неверных поступков. Вспомним Андрея Болконского и Пьера Безухова,  Татьяну Ларину и Ольгу, Наташу Ростову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина. Этот ряд можно продолжать бесконечно.

Эти слова стали девизом в моей работе. В  «годину смуты и разврата».

Все хорошо знают А. Пушкина «Капитанскую дочку». Эта повесть  о милосердии , чести, любви,  настоящий кладезь мудрости. Рассматривая эпизоды, связанные с Петрушей Гриневым, мы можем видеть, как он под влиянием различных обстоятельств жизни, встреч меняется, какие уроки жизни получает, как происходит становление героя, его взросление. Если он вначале  говорит своему дядьке Савельичу: «Молчи, хрыч, я  твой господин» (так проявляются его барские замашки), то дальше мы читаем: «Мне было стыдно, мне было жаль старика». А какой нравственный урок получаем мы, читатели?

Восприятие художественной литературы как присвоения художественных  ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Это сложный процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости. Воспринимая   художественное произведение, подросток может ограничиться лишь вниманием к развитию фабулы, динамике действия. А глубокие нравственные идеи, взаимоотношения героев, их переживания останутся за пределами его восприятия.

Почему разбойник Пугачев не казнил Гринева? Почему он помог освободить Машу? Все началось с первой встречи, когда  Петруша обратился к вожатому: «Что, брат, прозяб?» Этим словом «брат» устанавливается ниточка сочувствия, жалости, благодарности. Пугачев в ответ можно сказать, исповедовался: «Что греха таить, заложил у целовальника». Нарушены социальные условности, классовая субординация. Возникает чувство общности. Все смертны, все под Богом живем! В знак благодарности Петруша отдает заячий тулупчик, но не только в знак благодарности, в его обращении «брат» Пугачевым были услышаны жалость, любовь, милосердие к человеку, которому холодно. И завязались между ними таинственные отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина и раба – где враги – братья.

«Спасибо, ваше благородие. Награди вас, Господь, за вашу добродетель. Век вас не забуду, ваших милостей!». И не забыл.

Еще один интересный эпизод. Сцена допроса изувеченного башкирца показывает непримиримость противных сторон. Пленный был изувечен («…башкирец застонал слабым, умоляющим голосом, и, кивая головой, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок» ) за участие  в восстании 1740 года, жестоко подавленном властями. Но не смирился: «Узенькие глаза еще сверкали огнем». Это огонь ненависти непокорившегося человека.

Когда Гринев увидел башкирца, он, содрогнулся: «никогда не забуду этого человека». Далее мы читаем: «Молодой человек!.. вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственный потрясений! В этих словах осуждение насилия, жестокости старого обычая пытать на допросе.

Но замысел Пушкина глубже. Кто вешает капитана Миронова? Читаем: «На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне». Случайность? Нет! У великих писателей ничего случайного не бывает!

Мир, лежащий во зле, живет  по своим законам, идет своими путями мести и немилосердия. «Око за око, зуб за зуб»- вот его древний закон. Жестокость восставших порождена жестокостью правительства.

Есть еще один герой повести – урядник Максимыч, предатель и вор. Он тайно встречается с Пугачевым, указывает кто, комендант крепости, и именно он передает Гриневу письмо Маши. Почему вдруг он начинает носить через линию фронта офицеру вражеской армии любовные записки? Источник тот же – благодарность за милосердие Гринева. Когда Пугачев велел передать полтину  лошадь и  шубу Петруше, Максимыч украл деньги и сказал, что потерял по дороге, а Петруша, все понимая, ответил:

— …а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми ее себе на водку».

— Очень благодарен. Вечно за вас молиться буду.

Простил Гринев украденную монету без всякого расчета по чистому милосердию. (Потерял на материальном уровне- приобрел на духовном). Именно это прощение задело Максимыча за душу. Смотря в глаза, все понимая, простил, как бы сказал: да, ты не прав, но всяк человек слаб, а знаю, что ты способен  на хорошее. И вспоминаются евангельские слова: «Милости хочу, а не жертвы. Ибо я  пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Итак, мы видим, что Пушкин «Капитанской дочки» представляется нам не просто мастером-художником, но очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. который мы невольно впитываем, вбираем в себя. В «Капитанской дочке» мы находим ответ на вопрос: «Как жить в ладу с самим собой. Жить по законам добра и милосердия».

На примере толстовских героев князя Андрея и Пьера Безухова мы учимся задумываться о смысле жизни.

Изучая «Грозу А. Островского обсуждаем проблему суицида. Почему Катерина бросилась в Волгу и можно ли было ее спасти? (Героиня  оказалась в полном одиночестве: ее никто не поддержал:  ни муж Тихон, ни Борис). А как важна проблема воспитания! Деспотизм в семье приводит к полному безволию Тихона и приспособленчеству Варвары.

Что толкнуло Родиона Раскольникова на преступление и каковы его последствия – предмет обсуждения на урока, посвященных Ф. Достоевскому. (Раскольников, словно ножницами,  отрезал себя от людей: избегает близких —  мать и сестру. А как страшны последствия преступления! «Я себя убил, а не старушонку». Только ли себя? Одно преступление рождает другое, третье…

Что происходит с человеком, если он отступает от законов добра? Мы видим и в киноповести «Калина красная».  В. Шукшин пишет: «Егор Прокудин ушел от корней, от истоков, от матери. Это гибель нравственная. Меня волнует здесь момент расплаты».

Булгаковский роман «Мастер и  Маргарита» заставляет задуматься о наказании за грехи, зло, отступление от добра, истины, Особенно ярко это показано на примере Понтия Пилата, обреченного на муки совести за трусость.

Ленивцу Обломову И. Гончаров противопоставляет деятельного А. Штольца, но симпатии автора явно на стороне Обломова, так как он добр, чист, бескорыстен. «Золотое сердце» называет его друг Андрей. Где истоки этих качеств героя? Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. К такому выводу мы приходим анализируя главу «Сон Обломова» — царство всеобщего благоденствия, любви , гармонии.

Верности учит Пушкин на примере Татьяны Лариной и Маши Троекуровой. Приглашает нас к размышлению о счастье И. Бунин в стихотворении «Вечер».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На  подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечере, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

В чем счастье? Оно всюду: в простых вещах, в том. Что нас окружает. Только надо уметь все это видеть. «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Приведенные примеры показывают, как велика роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании идеала.

Братья мои по двадцатому веку!

Всемогущие! Мы беззащитны, как дети…

Обороняясь тысячилетья

Копьями, пушками, электронами,

Мы же остались незащищенными

В области духа, в сердечной сфере!

П. Антеос «Беззащитные»

Пусть же  художественные произведения помогают нам быть защищенными в области духа, в сердечной сфере.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.