— Батюшка, а почему в вашем храме нет Святого Духа?
— Как это? – отцу Валерию сперва показалось, что он ослышался. Перед ним стояла женщина, каких за свой пастырский век он тысячи перевидывал и вопрошала о странных вещах.
— Как это нет Святого Духа?
— Да так, нет и все. В Покровском храме – есть, в Сергиевском храме – есть, а в вашем – нет.
Неожиданность вопроса заставила священника внимательнее присмотреться к прихожанке: обыкновенная косынка, невзрачная одежда, лицо женщины лет пятидесяти. Нет, на прорицательницу она явно не «тянула».
Дело в том, что церковь, в которой служил отец Валерий, среди прочих занимала несколько особое место. Воспользовавшись всеобщим развалом, устроенным «перестройкой», прихожане просто захватили это храм когда он еще был самым захудалым кинотеатром города. В советскую бытность фильмы туда доходили в последнюю очередь и уже резанные-перерезанные. Поэтому показ всегда сопровождался частыми остановками кинопроектора и свистом в зале. К восьмидесятым годам благополучно забыли, что до революции это был храм. И не мудрено, т.к. едва его успели открыть, как грянула Великая Октябрьская и здание забрали для «нужд трудящихся». Даже фотографии прежнего внешнего вида не сохранилось. Но в разгар перестройки о первоначальном назначении здания кто-то вспомнил, а потому новозарождающаяся православная община попросила директора кинотеатра провести в нем приходское собрание.
Уж не знаю, как назвать это дерзостью или дерзновением, но вместо собрания за вечер община демонтировала и вынесла на улицу все кресла, сняла экран и вообще привела зал в совершенно нереспектабельный вид. Наверно только всеобщая неразбериха, царившая тогда в стране, уберегла священника и его паству от уголовной и административной ответственности, а аварийное состояние кинотеатра(который оказалось проще передать верующим, чем устраивать капитальный ремонт) подтолкнуло к желанной для них развязке. Так и появился в городе храм Рождества Богородицы.
Вскоре во многих его иконах открылось мироточение, что привлекло внимание не только благочестивых прихожан, но и экстрасенсов различного толка. Время от времени какая-нибудь «прорицательница» заявлялась сюда и вещала нечто о судьбе возрождающегося храма, что ей открыл дух предка, Леонардо-да-Винчи или просто привиделось во сне.
Вот и подумалось отцу Валерию, что их посетила очередная вещунья.
— А как Вы узнаете есть Святой Дух в храме или нет?
— Да это же с первого взгляда видно!
Мороз пробежал по коже батюшки. Вдруг перед ним не знахарка-самоучка, а истинная праведница наподобие блаженной Ксении Петербургской, которая теперь пытается напомнить о каком-то забытом его грехе, мешающем сошествию Святого Духа во время таинства?
Однако каждому семинаристу известно, что греховность пастыря не препятствует получению благодати прихожанами. Тогда кто же перед ним и что ей нужно?
— Нет, Вы подробней скажите, куда нужно смотреть, чтобы увидеть присутствие Святого Духа?
— Знамо дело, на алтарь. Да Вы сами посмотрите и увидите.
Батюшка оглянулся на алтарную часть. Все как положено. Иконостас хоть и маленький, но по уставу. Резные Царские врата, занавеска, отделяющая алтарь от остальной части храма.
— Да Вы выше, выше смотрите. Ну что, видите?
— Ничего не вижу.
— Вот и я не вижу, — прихожанка явно выходила из себя.
— Смотрите сверху вниз. Вон крест, потом икона «Тайной вечери», а дальше – пусто. Голубя-то нет! В Покровской голубь – есть, в Сергиевской – есть, а в вашей церкви — нет. Нет Святого Духа!
Батюшка облегченно вздохнул. Изображения Святого Духа над Царскими вратами в их храме действительно отсутствовало. Больно низки были потолки и лепнину голубя, изображающего Третью Ипостась Святой Троицы, просто некуда было поместить.
— Не беспокойтесь, раба Божия, исправим положение. И в нашем храме будет Святой Дух, — сказал батюшка и озорно подмигнул оторопевшей женщине.
Через неделю над алтарем горела маленькая лампадка в виде голубка.
Ирина Стахеева
епархия-уфа.рф