По благословению Высокопреосвященнейшего НИКОНА, митрополита Уфимского и Стерлитамакского, по благословению Преосвященнейшего НИКОЛАЯ, епископа Салаватского и Кумертауского, по благословению игумена Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрита Ефрема, в г. Уфу со Святой горы Афон из Ватопедского монастыря прибыл список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Отрада или Утешение, а также часть мощей святителя Спиридона Тримифунтского (помещена в ковчег в виде десницы святителя).
Икона Божией Матери «Отрада» (ее в русской традиции еще называют «Отрада и Утешение») была написана во времена связанные с чудесной историей спасения царевича Аркадия, сына императора Феодосия Великого. Тогда она относилась к типу Одигитрии-Путеводительницы – оба, и Богоматерь, и Младенец смотрят на нас, Она указывает на Сына как на Путь, а Он поднял руку в благословляющем жесте.
Все изменилось в IX веке, когда в 807 году произошло событие, вследствие которого написанное человеческой рукой изображение изменилось под действием небесных сил, в чем выразилось особое покровительство Богородицы этой обители. После этого икона и получила свое окончательное название Парамифия – Отрада или Утешение.
В январе того года на монастыри, которые выросли вокруг и на склонах Святого Афона, решила напасть шайка разбойников. В ночной тьме злодеи высадились на берег и спрятались в густом кустарнике, ожидая открытия утром монастырских ворот. Но волей Пречистой Богородицы всё пошло не так, как они задумали. С рассветом, после утрени, насельники разошлись по кельям отдохнуть немного перед дневными трудами. В храме остался только настоятель, стоявший на молитве перед иконой Пресвятой Девы. Вдруг от иконы раздался голос Её, который говорил, чтобы сегодня братия не открывала дверей обители, а напротив, сама вышла на монастырские стены и дала отпор разбойникам. Внимательней взглянув на икону, настоятель увидел, что лики Пречистой и Младенца как бы ожили, и услышал их диалог. Иисус поднял ручку к устам Матери и просил Ее промолчать, не предупреждать братию, чтобы наказать монахов за грехи. Но, удержав Своей рукой руку Сына и отведя лик от нее, Она вновь повторила свое предупреждение. Затем изображение застыло. На нем сохранилось выражение лица Богоматери иное, чем обычно на Одигитриях, – нежное, сострадательное, а лик Младенца-Христа, напротив, исполнен гнева и решимости воздать по заслугам за грехи.
Распространенное нахождение в российских храмах этой иконы сегодня носит особый характер. Оно вновь напоминает об особом покровительстве Божией Матери над нашей Родиной, которая переживает нелегкое время – время перерождения, время атак на духовную, социальную, государственную нашу стойкость. И снова Пречистая нежно отводит заграждающую Ее святые уста ручку Сына и предупреждает нас о возможности угроз вне нас и в нас самих.
График пребывания святынь в храмах РБ см. в разделе аноносов и объявлений
Марина Беляева
фото Михаила Ергина
епархия-уфа.рф