28 января 2017 года в воскресной школе Спасского храма г. Уфы состоялась третья встреча киноклуба.
Мы посмотрели и обсудили фильм «Разные судьбы» (1956) режиссера Леонида Лукова.
Эта лента – невольный приговор советскому обществу, дерзнувшему построить новую жизнь, при это «разрушив до основанья» многовековой уклад, отказавшись от Бога и традиций.
Прошло 60 лет после выхода картины на экраны страны. Сменилось три поколения. До сих пор живы некоторые из тех, кто участвовал в создании этого фильма. Было интересно и полезно поразмышлять над тем, что с нами, сегодняшними, происходит, обратившись к истокам проблем 21 века.
События в СССР в 1956 году кардинально изменили ход развития государства. Этот год был насыщен успешными открытиями, политическими заявлениями и принятием важных законов. Кроме того, в Куйбышеве произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают чудом.
В фильме «Разные судьбы» вроде бы противопоставлены герои, их жизненный выбор. Но если вглядеться повнимательнее, то обнаруживается странная вещь: они все патологически не слышат друг друга («вываливают» свои реплики и бегут дальше); материальное благополучие и положение в обществе являются главными устремлениями людей; разорваны сердечные связи (дочь, например, не считает нужным сказать родителям о своем замужестве); сбиты нравственные ориентиры (отец «не очень одобряет отношения» своей замужней дочери с женатым мужчиной, вдвое её старше); женщины грубые, властные, а мужчины безвольные; странные семьи без детей…
Примечательны перевертыши в духовной жизни советских людей, проступающие в фильме: вместо покаяния, исповеди – бесстыжее вранье «перед лицом товарищей»; вместо работы над своими недостатками – боль за «грехи» производственные («детали негодные»); вместо икон святых – собственные фотографии, репродукции картин; вместо обОжения – стремление вступить в ряды КПСС; вместо искренних, близких отношений – лживые кривляния; 20-летние поучают 60-летних; легко отрекаются от вчерашних друзей, подличают, строчат доносы…
Вроде бы учатся, читают книги, ходят в театры, радеют о государственных интересах, а тем не менее чувствуется какая-то ужасающая духовная пустота. Примечательно, что действие разворачивается в Ленинграде, где столько людей погибло от голода в блокаду! Поэтому так страшно безудержное стремление героев к «собиранию земных сокровищ». Дважды на заднем плане появляется Исаакиевский собор как мерило истины и вечности. В этом фильме запечатлена жизнь людей, попирающих все Божии заповеди.
После просмотра остается масса будоражащих душу вопросов. Отчетливо понимаешь, что, если ориентир выбран не тот, много шансов сбиться с пути на дороге жизни. Закономерна кольцевая композиция фильма, открытый финал.
Но почему же не дают покоя этот хищный взгляд и гордый вопрос в конце картины?..
Дорогие друзья!
Мы размышляем об отношениях, обсуждая фильмы.
Приходите в наш киноклуб «Спасский».
Юлия Апроду.