Третий лишний
08.04.13
Третий лишний
08.04.13

Продолжая тему специфики конфликтов, возникающих в верующих семьях, необходимо затронуть вопрос влияния так называемых духовников на семейные ситуации, а так же проблему выбора приоритетов для женщины в вопросе послушания.

Верующие люди ориентированы на то, чтобы иметь духовного руководителя. Обычно им становится священник, у которого  человек регулярно исповедуется. Жителям городов проще – у них есть выбор: не нашлось общего языка с одним батюшкой, можно попробовать окормляться у другого. Тем же, кто является прихожанами деревенских приходов, приходится довольствоваться тем, кого Бог послал в настоятели.

Иметь духовного руководителя неплохо, но тараканы в наших головах найдут, чему аплодировать. Нередко духовный руководитель, исповедующий священник становится непреодолимым камнем преткновения в чисто семейных вопросах своих прихожан, и особенно прихожанок. И в таких случаях от подобного «духовничества» нет пользы, а только огромный вред. Конечно, далеко не все священники и прихожане ведут себя так, но и делать вид, что таких явлений в наших приходах уже давно не встретишь – тоже было бы лукавством.

Подобные ситуации развиваются по двум сценариям: когда священник вмешивается, и когда его вмешивают в частную жизнь прихожан. В первом варианте священник в силу личных причин сам ставит себя на место приходского гуру. Есть категория отцов, которым доставляет удовольствие повелевать «бабами», наблюдать, как они суетятся в стремлении угодить любимому батюшечке, как, обгоняя и отталкивая друг друга, мчатся исполнять очередное благословение.  Он добивается слепого послушания, щедро раздавая епитимьи и изгоняя свободомыслящих прихожан из храма.

Такой священник вполне может намеренно добиваться от прихожанки непослушания, противоречия мужу, а все размолвки и скандалы, начинающиеся в результате такого окормления, он будет преподносить как мученичество за Христа, за веру и истинное служение Богу. Эти зерна могут упасть на благодатную почву: если женщина хочет быть жертвой, мученицей, то она с глубоким смирением и нескрываемым удовольствием, которое понимается как «особая духовная радость», будет «нести крест». А если семья распадется – ну что ж, «в мире скорбны будете». А то еще и «Бог избавил от бесноватого мужа».

Женщина получает шанс самореализоваться, почувствовать себя востребованной, нужной,  — возможно, именно это желание и толкает некоторых на путь «духовной овцы». Священник же обретает халявную рабсилу, преданную до кончиков волос, которая обеспечит ему и пение на клиросе, и стояние за свечным ящиком, и хождение по государственным конторам. Семью или то, что от неё осталось, женщина обычно забывает полностью, все дни и ночи напролет проводя в храме, «служа Богу».

Во втором варианте женщина, не очень-то ладящая с мужем, сама ставит священника на высшую ступень пьедестала и начинает манипулировать его авторитетом для того, чтобы гнуть свою линию в семейных вопросах. Не хочется делать что-то, о чем говорит муж, – проблему решить проще простого: надо всего лишь сделать звонок батюшке и заручиться его благословением. Разумеется, ситуация будет преподнесена так, как выгодно женщине. Мужа ведь священник вряд ли выслушает, особенно если он «нехристь».

«Послушание» священнику в таких случаях зачастую носит демонстративный, эпатажный характер. Священник становится разменной монетой, противовесом, группой поддержки в отношениях мужа и жены. Раз за разом на исповедях и «беседах» женщина вываливает на священника подробности своей жизни с супругом, ожидая одобрения от батюшки и поддержки в своей войне с мужем: «Ну ведь я права, батюшка? Я ведь права?»

Но в обоих случаях подобное окормление – продукт искаженного понимания сути православия, христианства, семейных отношений. Не будем бродить по дебрям, у нас есть замечательный источник, на который мы должны опираться в затруднительных случаях, – Евангелие и Послания апостолов. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор. 11:3). Кратко и предельно четко все расставлено по местам. Никаких посредников между супругами, никаких духовников, священников и старцев. Только муж и жена, а над ними (не между ними, а над ними) – Христос.

Господь – это величайшая объединяющая сила. Если люди в своих личных интересах используют Имя Господне для того, чтобы внести раздор, разделить, растащить супругов, то это, вне всяких сомнений – тяжкое преступление, за которое те, кто совершает его, понесут свое наказание. Ни один священник, ни один старец, ни один духовник не имеют права выдергивать женщину из семьи, отдирать ее от мужа и детей и принуждать служить в храме. Этот вид служения очень часто называют служением Богу, но на самом деле по сути это служение священнику, который стремится избавиться таким путем от хлопот по максимуму. А священник – это далеко не Бог.

Эти случаи характерны еще и тем, что священники, зачастую даже имея возможность, не желают оплачивать труды своих помощниц. Не особенно спрашивая их согласия, их ставят перед фактом: надо поработать «во славу Божью». А могут ли они себе позволить подобную благотворительность, никого не интересует. И тем более священники не имеют права вторгаться в область интимных отношений супругов. Имеет место тенденция, когда «духовники» подобного толка на исповедях самым дотошным образом выпытывают пикантные подробности, а потом осыпают своих прихожанок категоричными рекомендациями: сколько, когда и как или вовсе никак, порождая немало раздоров в семьях.

Очень важно трезво взвешивать разумность просьб о помощи и научиться отказывать. Нет ничего страшного в том, чтобы в чем-то священнику отказать, в противном случае не откажешь раз, не откажешь два, не откажешь три, и вот помощь уже закончилась и началась самая настоящая эксплуатация: утром на клирос, днем на спевку, вечером на клирос, а между службами надо успеть свозить батюшкину матушку в магазин, батюшкину маму к врачу, погулять с батюшкиными младшими детьми и сделать уроки со старшими. А на робкие возражения, что своя семья без присмотра, вполне можно услышать традиционный ответ: «А вот за то, что ты мне так помогаешь, Господь позаботится о твоей семье».

Мне однажды довелось побывать в подобной ситуации, только в зеркальном варианте: прихожанин требовал, чтобы я устраивала для его детей развлекалки-экскурсии-выставки,  а с моими детьми «приходские бабушки посидят». Мне изо всех сил пришлось взять себя в руки, чтобы культурно ответить: «А давай с твоими детьми бабушки посидят, а ты займешься воскресной школой». Вот и таким батюшкам очень советую предложить отказаться от человеческой помощи и возложить решение своих сугубо мирских проблем на Господа.

И опять не могу не вернуться к теме псевдодуховничества. Я уже неоднократно писала в своих статьях о том, что сейчас институт духовничества в России и бывших союзных республиках утрачен. Духовников и в прежние времена особо много не было, это книжная иллюзия, что едва ли не у каждого крестьянина был духовный отец. А сейчас тем более духовников, имеющих благословение и право таковыми быть, практически нет.

В наше время духовниками принято называть окормляющих священников, но несмотря на то, что мы их так называем, на них нельзя распространять права духовников, а на себя – обязанности духовных чад: ни о каком абсолютном послушании не может быть и речи. Даже если вам повезло и у вас есть настоящий духовник, нельзя повиноваться слепо, не сравнивая что говорит духовник, или любое другое духовное лицо, с Евангельским учением.

Точно так же женщине самой не пристало вводить в свои сугубо семейные дела священника. Сфера влияния духовенства – духовная: как молиться, сколько раз причащаться, разъяснить Писание, наставить на исполнение заповедей. А вот такие вопросы, как продавать квартиру или не продавать, на какой курорт ехать и в какой институт поступать, должны решаться только между мужем и женой на семейном совете. Это чисто личные вопросы, в которых, как говорится, третий лишний.

Часть этих вопросов решается в соответствии с законодательством,  в соответствии с профессиональными навыками людей, к которым мы обращаемся, безо всякого участия духовников. Например, бессмысленно спрашивать совета, отдавать ли часть наследства от родителей брату, потому что наследство будет делиться в соответствии с законом, независимо от того, что скажет духовник. И бессмысленно спрашивать у священника, пить ли назначенные таблетки – если священник сам не врач, что он может сказать об этих таблетках?

Напоследок хочу напомнить: никто не имеет права лишать вас свободы выбора. К советам священства надо относиться как к рекомендациям, а не как к неоспоримой инструкции. Семейные люди несут перед Богом ответственность за своих супругов и детей.  Не существует выбора – семья или Бог –  потому что семейные люди, служа своим супругам и детям, тем самым служат Богу.

Лилия Малахова

Матроны.ру / епархия-уфа.рф

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.