В сети появилось письмо с Фанара Блаженнейшему Онуфрию. Оскорбительный тон и то, что Фанар не считает больше главу УПЦ законным первоиерархом вызвали волну возмущения.
В беззаконных действиях Константинопольского патриархата все больше и больше бросается в глаза один момент – это, как будто нарочитое подчеркивание этого беззакония. Складывается впечатление, что Фанар специально не вуалирует и не облекает в более-менее пристойную дипломатическую форму абсурдность собственных решений и поступков. Просто рубит с плеча, демонстративно пренебрегая справедливостью, церковными канонами и просто здравым смыслом. Зачем фанариоты так делают? Может, не имея возможности отказаться от отработки политического заказа извне, они специально действуют так грубо, чтобы потом можно было легче отменить их решения по причине их очевидной абсурдности? А может просто: «наглость – второе счастье (или даже первое)»?
Именно такое впечатление производит письмо патриарха Варфоломея Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию. В нем содержатся утверждения настолько абсурдные, что можно решить, будто патриарх Варфоломей специально приводит очевидные нелепицы и более того – занимается натуральным саморазоблачением. Теперь обо всем по порядку.
Абсурд первый
В самом начале своего письма, обосновывая свои действия в Украине и в частности созыв «объединительного Собора», Его Всесвятейшество непонятно по каким причинам упоминает одну из самых позорных страниц истории Константинопольской Церкви. Более того, именно на этом позорном основании он утверждает, что Русская Православная Церковь не имеет никаких прав на епархии Украинской Православной Церкви. Он утверждает ни много, ни мало: что Русская Православная Церковь находится в расколе с самого 1448 г. Вот цитата из письма патриарха Вафоломея: «…Священная Киевская Митрополия с давних пор входила в юрисдикцию Матери-Церкви Константинопольской, будучи учрежденной ею как отдельная Митрополия, занимавшая 60-е место в перечне епархий Вселенского Престола. Позже, местный Синод в государстве Великой России, под необоснованными предлогами, противозаконно откололся от своего канонического священноначалия, то есть Святой Христовой Великой Церкви (1448 год), однако в городе Киеве постоянно и непрерывно поставлялись Вселенским Патриархатом другие митрополиты – законные и канонические».
Но ведь достаточно открыть любой учебник истории или хотя бы заглянуть в Википедию и узнать, что в это время Константинопольская Церковь сама предала Православие Римскому Папе. Речь идет о Ферраро-Флорентийской унии. Патриарх Варфоломей утверждает, что «Синод в государстве Великой России», в смысле РПЦ, «откололся от своего канонического священноначалия». Но ведь всему миру известно, что в это время это самое «каноническое священноначалие» предало православную веру на Ферраро-Флорентийском соборе и вследствие этого перестало быть и «каноническим», и «священноначалием». Утверждать, что после этого предательства «священноначалие» имело какую-то «каноничность», это все равно, что утверждать, что предавший Спасителя Иуда Искариот продолжал после предательства быть каноническим апостолом.
Вкратце события Ферраро-Флорентийского предательства таковы. В середине XIV столетия некогда славная Византийская империя представляла из себя всего лишь Константинополь с пригородами, да и тот находился под угрозой захвата турками. В этих условиях византийский император Иоанн VIII Палеолог вместе с Константинопольским патриархом Иосифом II принудил епископат Константинопольской Церкви признать власть Папы и все католические догматы, надеясь на военную и финансовую помощь Ватикана (которую, впрочем, не получил). Акт унии был подписан 5 июля 1439 года. Правда, патриарх Иосиф II Шишман до самого подписания не дожил, но успел его письменно одобрить на заседании Константинопольской делегации. Из Константинопольских архиереев, бывших на Ферраро-Флорентийском соборе, унию не подписал только святитель Марк Эфесский.
А вот митрополит Московский и всея Руси Исидор унию не только подписал, но и был одним из самых активных ее сторонников. Исидора и назначили на Московскую кафедру незадолго до Ферраро-Флорентийского собора (в 1437 г.) с той целью, чтобы ресурсы самой богатой митрополии Константинопольского патриархата оказались в руках сторонников унии. По возвращении в Константинополь после подписания унии, предавшие православие константинопольские епископы даже не решились объявить ее народу. Однако народ про предательство все равно узнал и устроил «иудушкам» настоящую обструкцию: не ходил на их богослужения и не поминал патриарха. После, одобрившего унию патриарха Иосифа II на Константинопольской кафедре было еще два униатских патриарха: Митрофан II и Григорий III Мама. Митрополит же Исидор, прибыв в Москву после своего предательства, огласить унию не побоялся и зачитал соответствующий акт во время богослужения в Успенском соборе Кремля в 1441 г., за что был арестован и бежал из под стражи в Рим, где и продолжил свою деятельность в звании кардинала.
А Собор русских епископов поставил в 1448 г. на Московскую кафедру митрополита Иону без благословения Константинополя, поскольку в Константинополе кафедру занимали патриархи-предатели (к тому же Иона имел благословение на киевскую кафедру от Константинопольского Патриарха еще до принятия им унии). В 1453 г. Константинополь был захвачен турками и только после этого Патриархом стал православный святитель – Геннадий II Схоларий. Спустя десятилетия уния была Константинополем официально осуждена и Константинопольские Патриархи пытались вернуть себе контроль над Русской Церковью, однако безуспешно. В 1589 г. Русская Церковь стала автокефальной, что было признано всеми Поместными Церквями, и в первую очередь – Константинопольской.
Как можно упрекать Русскую Церковь в том, что она сохранила верность Православию, в то время как Константинопольская его предала – одному патриарху Варфоломею известно.
Абсурд второй
Патриарх Варфоломей пишет, что это не он и его Синод отменил Томос 1686 г. о передаче Киевской Митрополии Москве, а наоборот киевские митрополиты и московские Патриархи отменили его в одностороннем порядке. Цитата из письма патриарха Варфоломея: «…11 октября сего года наш Священный Синод каноническим путем отменил действие Патриарших Грамот приснопамятного Патриарха Дионисия IV 1686 года, которые в одностороннем порядке давно были упразднены Вашей стороной и стороной Русского Патриархата». Патриарх Варфоломей называет «односторонним упразднением» то, что киевские митрополиты не упоминали Константинопольских патриархов за богослужением, как того требовал Томос 1686 г. Однако, во-первых, само это требование было неправомерно, поскольку будучи частью Русской Церкви киевские митрополиты должны были поминать Патриарха Русского, а не предстоятеля иной Поместной Церкви. А во-вторых, триста лет Константинополь считал это «непоминание» совершенно нормальным и никаких претензий ни Москве, ни Киеву не высказывал.
Абсурд третий
Патриарх Варфоломей пишет Митрополиту Онуфрию: «Сообщаем Вам, что историческая Киевская Митрополия и находящиеся в границах Украины церковные епархии отныне, с точки зрения священных канонов, перешли в состояние, в котором они находились до издания упомянутых Грамот, то есть в полную зависимость от нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола».
Вот карта, на которой совмещена сегодняшняя Украинская Православная Церковь и историческая Киевская Митрополия. Проекция Киевской Митрополии по состоянию 1686 г. на современную карту Украины и соседних стран. Зеленым цветом обозначена территория Киевской Митрополии. Как видим, кроме Украины она располагается еще на территории России, Польши, Беларуси, Литвы и Латвии. И если согласиться с беззаконной отменой Фанаром Томоса 1686 г., то нужно все эти церковные структуры передать в юрисдикцию Константинополя. Но Фанар почему-то этого не требует. Взамен этого он требует, чтобы «находящиеся в границах Украины церковные епархии отныне, с точки зрения священных канонов, перешли в состояние, в котором они находились до издания упомянутых Грамот, то есть в полную зависимость от нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола».
Но мы видим, что две трети территории церковной Украины никогда не входили в состав Константинопольского патриархата. И если эти епархии перевести «в состояние, в котором они находились до издания упомянутых Грамот», то это буквально означает, что из Крыма и Причерноморья нужно выселить всех христиан и заселить туда татар, а восток Украины превратить в безлюдную степь, потому что именно в таком состоянии и находились эти территории в 1686 г. Это все равно, что требовать от населения США убраться обратно в Европу и Африку, а Америку заселить обратно индейцами. Но патриарх Варфоломей почему-то трактует ситуацию «до издания упомянутых Грамот» совсем по-другому – как подчинение епархий юга и востока Украины Фанару. Какое отношение к Константинополю имеет, скажем, Одесская епархия, которая возникла почти через сто лет после передачи Киевской Митрополии в состав Русской Церкви?
Абсурд четвертый
Патриарх Варфоломей заявляет, что Митрополит Онуфрий будет Митрополитом Киевским только до «объединительного Собора», а после – уже нет: «Итак, нашим настоящим Патриаршим… по икономии и снисхождению называя Вас Высокопреосвященным Митрополитом Киевским, мы сообщаем, что сразу после избрания Предстоятеля Украинской Церкви органом с участием духовенства и народа Вы с экклесиологической и канонической точки зрения больше не сможете носить этот титул [Митрополита] Киевского, который Вы, так или иначе, удерживаете сегодня в нарушение определений официальных текстов 1686 года».
Хотелось бы напомнить патриарху Варфоломею его слова, сказанные в 2016 году на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези. Тогда глава Константинополя приветствовал Блаженнейшего Онуфрия как «единственного канонического Первоиерарха Украинской Православной Церкви, которого в этом качестве признают все Православные Церкви». Как может быть такое, что еще вчера Блаженнейший Онуфрий был для Фанара каноническим Первоиерархом Церкви, а сегодня уже перестал?!
Митрополит Онуфрий был поставлен Митрополитом Киевским в 2014 г., в согласии со всеми церковными каноническими документами, действовавшими на тот момент. Это признано всеми Поместными Церквями, в том числе и Константинопольской. Его поставление является законным и для того, чтобы лишить его кафедры, необходимо какое-то основание. Этим основанием может быть впадение в ересь, канонический или нравственный проступок и соответствующее решение церковного суда. Ничего этого нет и в помине. Тогда на каком основании лишать его кафедры?
Более того, сама личность Блаженнейшего Митрополита Онуфрия настолько безупречна, что любые нападки на него дискредитируют, в первую очередь, самого нападающего. Митрополит Онуфрий имеет столь высокий авторитет во всем Православном Мире, что попытка его сместить таким наглым образом выставляет патриарха Варфоломея в лице всех православных, как человека творящего просто вопиющее беззаконие. Враждебностью против Митрополита Онуфрия Фанар как будто сам подталкивает Поместные Церкви к осуждению своих действий.
Абсурд пятый
Его Всесвятейшество требует от Митрополита Онуфрия, чтобы тот сослужил с господами Денисенко и Малетичем. Цитата: «Равным же образом мы увещаем Вас и тех, кто с Вами, войти в общение с бывшим [митрополитом] Киевским Филаретом и бывшим [митрополитом] Львовским Макарием и их последователями, как с восстановленными нами, имеющими соответствующие компетенции, в архиерейском сане…». Так называемое «воссоединение» господ Денисенко и Малетича с Церковью признается только лишь самим Фанаром. Остальные Православные Церкви его не признали, а Русская, Сербская и Польская решением своих Архиерейских Соборов или Синодов отвергли это «восстановление» и заявили, что не считают для себя возможным входить в общение с раскольниками. И это вовсе не из-за симпатий к РПЦ, а по причине вопиющей беззаконности «восстановления» как по форме, так и по содержанию.
Что касается главы УАПЦ Макария Малетича, то здесь вообще абсурдно-анекдотическая ситуация. Ведь этот человек ушел из Церкви (и был запрещен) будучи в сане священника, а не епископа. «Митрополитом Львовским» он стал, уже пребывая в структуре раскольников, в 1995 году. Если Фанар его «восстановил» в епископском сане, то значит Константинопольский Синод признает «епископские хиротонии» раскольников? По-другому это трактовать невозможно.
Патриарх Варфоломей пишет, что «восстановил» господ Денисенко и Малетича «нашим благосклонным суждением в отношении неоднократно подаваемой ими нам апелляции». Но ведь никакого рассмотрения апелляции не было. Рассмотрение апелляции предполагает некое судебное разбирательство, на котором заслушиваются, или по крайней мере зачитываются, доводы обеих сторон. Но Фанар не потрудился даже формально запросить доводы обвинения против господина Денисенко ни у Русской, ни у Украинской Церкви. Разбирательства апелляции не было. Следовательно, она не могла быть удовлетворена. Не говоря уже о том, что обвинения господина Денисенко в авторитарных методах управления, в нарушении монашеских обетов (фактической семейной жизни), нарушении архиерейской клятвы и всем прочем имеют под собой настолько твердую доказательную базу, что при беспристрастном рассмотрении его апелляции у него не было бы никаких шансов оправдаться. Правда, есть шанс покаяться, но им господин Денисенко пока еще не воспользовался. И вот патриарх Варфоломей не только объявил, что сам вступает в общение с человеком, отлученным от Церкви, но и толкает к этому Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
Абсурд шестой
Буквально об этом в письме не написано, но его смысл сводится к вполне определенной угрозе в адрес, и Митрополита Онуфрия лично, и в адрес всей Украинской Православной Церкви: после «объединительного Собора» УПЦ будет признана раскольниками, а господа Денисенко и Малетич с сотоварищами – канонической церковью. А все потому, что УПЦ не собирается участвовать в «Соборе», а УПЦ КП и УАПЦ – да. Получается, что все эти годы Константинополь признавал УПЦ КП и УАПЦ раскольниками и тут вдруг поменял свое мнение на прямо противоположное. А что сделали для такой перемены сами раскольники? Может быть, покаялись? Хоть бы перед Константинополем. Ничего! УПЦ все время признавалась канонической Церковью и тут вдруг может быть названа раскольничьей. Опять-таки, что она такого сделала? Может, ее епископат стал проповедовать какую-нибудь ересь? Может, продал свою веру Римскому Папе? Может, отменил какую-нибудь заповедь Божию? Нет? Так в чем же виновата УПЦ?
Говорят, чем чудовищнее ложь, тем больше в нее верят. То же самое можно сказать и в отношении беззакония: чем оно наглее, тем больше шансов, что прокатит. Ничего не напоминает? «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5). Змий тоже предлагал решить вопрос обожения легко и просто. Без трудов, без исполнения заповедей. Просто протянуть руку и взять. Из этой же серии и рецепт Его Всесвятейшества по уврачеванию украинского раскола: без покаяния, без смирения, без возвращения в Церковь. На «объединительный Собор» прийти, с раскольниками в общение вступить, общего предстоятеля избрать… Только вот закончилось это все по-другому: «… в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17).
Данное письмо патриарха Варфоломея Блаженнейший Митрополит Онуфрий запечатал в конверт и послал обратно отправителю. Без комментариев. Ответ нашего Предстоятеля очень красноречив – он не хочет быть паяцем в театре абсурда, который устраивает Его Всесвятейшество. Последуем его примеру и мы, верные чада Церкви Христовой.
Кирилл Александров
Союх православных журналистов / епархия-уфа.рф