Конец пути – Пасха Христова, воскресение из мертвых. А много ли из нас на самом деле ждет его? Ни куличей и крашеных яиц, ни еще одного праздника в ряде других, а воскресения из мертвых. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» (Символ веры). Сегодняшняя ночь впитала всю радость истинной веры и оправдала всех тех, кто ждал и ждет. Настало время исполнения. И, затаив дыхание, мы видим ночь как последний вечер пути. Пути, который мы начали много дней назад, чтобы прийти сюда, к этой точке, когда пахнет ладаном темнота ожидания в душах наших, трепещет пламя миллионов горящих сердец, растекается воском вся суетность жизни, и растворяется тленное мудрование, оставляя лишь свет, который влечет нас в храм. Из него льется неиссякаемый источник любви Божией, окутывающий всех, кого касается, поэтому столько людей и приходит сюда в эту ночь. И каждого влечет что-то свое, но все причины сходятся в Боге. Как в начале всего было Слово, так в начале всей жизни человека есть Пасха — Воскресение от предыдущей жизни страстей, страданий, которые съедают нас. Воскресение было задумано раньше всего остального. Раньше, чем мы согрешили, Бог уже уготовал нам путь спасения. Раньше, чем мы пришли в храм, Господь уже ждал нас там. Сегодня Его нет во гробе. И нас уже нет во гробе. И жизнь наша уже вечна. «Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» (Ин. 12:49-50).
С приходом Пасхи Христовой, этого величайшего из чудес, ради которого были все приготовления и обряды Ветхого завета, мы обретаем то, чего ждали веками и тысячелетиями — жизнь с Богом, который нас спас. Мы радуемся этому празднику каждый год и каждый день из ближайших сорока дней, и всю жизнь. И с этого начинается вера наша: с распятого и воскресшего сознания, с тишины отсутствия путей ко спасению, с отваленного Господом неподъемного камня грехов и неправд с нашего гроба, с возгласа «Его здесь нет!» в пещере прежних наших дел.
Выходя на крестный ход жизни своей, мы по-разному следуем за Христом. Либо как мытари и грешницы, которые увидели, наконец, свое единственное спасение. Либо как фарисеи, которые, всегда пребывая в храме и молитве, скрупулезно блюдя каждую букву закона, не ведают Бога. Либо как толпы людей, которых интересует только помощь их жизни и дальше они спокойно распинают Его как ненужного. Либо как Иуда, который, достигнув вершины приближенности ко Христу и своими руками творя чудеса Его, стоя так близко как только можно, все равно не смог заметить Господа и правду Его. Либо как мироносицы, которые сопровождали Его в Его проповедях по множествам городов и весей и, не убоявшись, последовали за Ним до самого закрытия гроба. Каждый выбирает для себя и выбирает не один раз, но постоянно. Пока идет по дороге меняет проезжую дорогу на тропку и наоборот. Как жизнь течет, постоянно меняясь, а в вечности нет времени, так и мы, пока движемся по пути, перерождаемся внутри себя ни раз, но дойдем куда нужно, и тут и наступит вечность наша. Господь уже дошел, чтобы показать нам примером своей жизни как идти, чтобы мы увидели Путь. Позавчера Он закончил Свое пребывание на земле смертью, как и все люди, как бы страшно это ни звучало. Дошел до гроба и стражи князя области воздушной. И сегодня с радостью великой видим, что не закончится все этим, что не только всегда страдать будем, следуя за Ним, но, не пройдет и нескольких дней, как преобразимся и станем другими людьми. И даже противники свидетельствуют, что нет Господа во гробе: «довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятностей избавим» (Мф. 28:12-14). И этим же свидетельствуется, что и для нас нет больше в смерти. При всем желании, не скрыть уже Истины, потому что упразднилась власть греха. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим 6:4-5). Мы не должны больше жить с такой же душой, но с новой, пропитанной ароматами дел любви, сбросив пелены сковывающих нас мирских дел и свернув плат мыслей о грехах. Так сможем ходить «дверем затворенным» и ничего для нас не будет уже невозможного.
Так незаметно настало утро истинно первого дня недели. Восток объял нас, хотя до рассвета еще далеко. В душе звучат впечатавшиеся хвалебные песни Спасителю нашему. На ум вновь приходит услышанное: Слово было в начале. А, значит, Господь был первым. Мы за ним. Он наш руководитель. Он наши трудности. Он наши радости. Он наши страдания. Он наша смерть (успение) и он наша жизнь. Он воскрес, и мы воскресаем от прошлых дел и неправд своих. Он вечен и мы вечны. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует мир, видимый же и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» (пасхальный канон). Радость спасения и единения с Богом – это все, что нам нужно. В этом все, что было сказано до Христа и будет сказано после Него. В этом вся жизнь. Вместить всю эту радость невозможно, в силу ограниченности наших человеческих сил, но хочется хоть немного приобщиться к ней. Кричать «Воистину воскресе!» в сотый раз не потому, что все кричат, а потому, что ты не можешь иначе, потому, что все это переполняет сердце и больше ничего реального на этот момент не существует.