Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу
04.05.13
Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу
04.05.13

Что это? От чего ныне такое глубокое молчание на земли, и такая тишина? — От того глубокое молчание, что почивает Царь. Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время, и возбудил от века спавших во аде.

Где же теперь, о нечестивые, те шумные и неистовые гласы против Христа, кои пред сим были слышны? Куда девался народ, заговоры, спира и дреколие? Где цари, священники и судии достойные осуждения? Где светильники, мечи и вопли беспорядочные? Куда скрылся неистовствовавший народ и бесчестная стража? Поистине, людие поучишася тщетным и суетным!

Они преткнулись о краеугольный Камень — Христа, но они же и сокрушились; ударились о твердый Камень, и сами разбились; волны их обратились в пену; связали великого Сампсона, но Он, расторгнув вечные узы, погубил иноплеменных и беззаконных; Бог, солнце, Христос зашел под землю, и оставил Иудеев во всегдашнем мраке.

Ныне воссияло спасение живущим на земли, и находившимся от века в преисподней; ныне воссияло спасение миру видимому и невидимому; двойное днесь пришествие Христово, двойное строительство, двойное человеколюбие, двойное нисхождение, а вместе и снисхождение, двойное посещение человеков: Бог приходит с неба на землю, а с земли в преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшие от века, радуйтесь, и сидящие во тьме и тени смертной, примите свет велий! Владыка среди рабов, Бог среди мертвых, Жизнь среди смертных; Невинный с повинными, невечерний Свет — с сидящими во тьме и сени смертной! Среди плененных — Освободитель; Сущий превыше небес — среди населяющих преисподнюю. Христос на земли — и мы уверовали; Христос в числе мертвых, — снидем и мы с Ним в преисподнюю, и посмотрим на совершающиеся там тайны; уразумеем чудеса сокровенные под землею, производимые Сокровенным (Христом). Узнаем, как и находящимся в аде явилось благовестие. Что же? Ужели Бог, сошедши во ад, спасает всех без разбора? Нет. Он и там спасает одних уверовавших.

Вчера являл Он дела строительства, а ныне — дела владычества; вчера дела немощи, а ныне дела всемогущества; вчера дела человечества, а ныне дела Божества; вчера Он был заушаем по ланитам, а ныне сиянием Божества потрясает жилище адское; вчера был связуем, а ныне Сам связует тирана неразрешимыми узами; вчера был осуждаем, а ныне дарует свободу осужденным; вчера над Ним насмехались слуги Пилатовы, а ныне, увидев Его привратники адовы, задрожали от страха.

Но выслушай существенную причину страдания Христова; и выслушав, воспой, прославь и проповедуй великие чудеса Господни; смотри, как закон уступает свое место благодати, как проходят образы и исчезают тени, как солнце наполняет вселенную, как состарился Ветхий Завет, и Новый утверждается, как древняя мимоидоша, и зацвело новое!

Во время страдания Христова в Сионе было два народа — Иудеи и язычники; два царя — Пилат и Ирод; два Архиерея — Анна и Каиафа; две пасхи совершались — ветхозаветная, которой должно было окончиться, и новозаветная, которая с сего времени началась; в тот-же вечер две жертвы приносились, потому что совершилось спасение живых и мертвых; Иудеи, связывая агнца для заклания в жертву, устремляли взоры свои к тени, язычники прибегли к Солнцу правды — Богу; первые, связав Христа, пересылали Его один к другому, а последние с готовностью приняли Его; одних жертва состояла из скотожертвеннаго (ϰτηνοϑυτον),других — из Богоплотнаго (ϑεοσωμον); Иудеи воспоминали исход свой из Египта; а язычники провозглашали освобождение от заблуждения.

И все где? В Сионе, граде Царя великаго, в коем соделал спасение посреди земли, посреди двою животну (Авв. 3, 2) познанный Иисус Богочеловек, источник жизни посреди двух источников жизни Отца и Духа — живот от живота; рожденный в яслех посреди Ангелов и людей; лежащий краеугольным камнем посреди двух народов; проповедуемый вместе посреди закона и пророков, явившийся на горе посреди Моисея и Илии; распятый посреди двух разбойников, но исповеданный Богом от благоразумного разбойника: как вечный Судия, Он возседит посреди жизни настоящей и будущей; посреди живых и мертвых ныне сделал двоякую жизнь и спасение.

Я говорю двоякую жизнь т. е. рождение и возрождение. Слушай дела двоякого рождения Христова, и рукоплескай чудесам. Ангел благовествовал Марии матернее рождение от Неё Христа, Ангел же возвестил Марии Магдалине о страшном возрождении Его из гроба; ночью Христос рождается в Вифлееме, ночью же в Сионе и возрождается; по рождении Он приемлет обвитие пеленами, — и здесь обвивается плащаницею; по рождении принесли Ему в дар смирну, смирною же и алоем Он был напутствуем на погребение; там Иосиф — безмужний муж Марии; а здесь Иосиф Аримафейский — попечитель о жизни нашей (Христе); местом рожденному служили Вифлеемские ясли, — и во гробе Он возлег, как в яслях; о рождении Христовом первые возвестили пастыри, и возрождение Его из мертвых первые возвестили также пастыри — ученики Христовы; там Ангел возгласил Марии: радуйся, — и здесь, велика совета Ангел — Христос, возгласил женам: радуйтеся; чрез сорок дней после первого рождения Христос вошел в земной Иерусалим, во храм, и как перворожденный, принес Богу две горлицы, — чрез сорок же дней и по воскресении из мертвых вознесся в горний Иерусалим, — в истинное Святое святых, и как нетленный Первенец из мертвых принес Богу и Отцу душу и плоть наши, как двух непорочных горлиц; и здесь Ветхий деньми Бог и Отец принял Его неизреченно в недра Свои, подобно ветхому Симеону, принявшему Его в земном храме на свои объятия. Если ты считаешь это баснею и слушаешь с неверием, то осудят тебя печати гроба Владычня, оставшияся неповрежденными по возрождении Христовом: ибо, как родившись от Девы, Он не повредил знамений девства Матери своей, так и воскрес, не повредив печатей гроба. Но послушаем священных сказаний, как Христос, жизнь наша, когда и кем положен в гроб?

Позде бывшу, говорит Писание, прииде человек богат от Аримафея, именем Иосиф. Сей приступль к Пилату, проси телесе Иисусова (Мф. 27, 57-58): — приступил смертный к смертному, испрашивая позволение взять Бога смертных; — персть к персти, испрашивая позволение взять Художника всяческих; сено к сену, чтобы получить небесный Огнь; малая капля от малой капли принимает Море.

Кто видел или кто слышал что-нибудь подобное? Человек отдает человеку Творца человеков; беззаконник обещается отдать Праведника и Законодавца; неправедный судия Судию судей, как осужденного, предает на погребение. Позде бывшу прииде человек богат, именем Иосиф. Поистине богат, потому что получил всю сложную ипостась Господа; поистине богат, потому что получил от Пилата двойное естество Христово; богат, потому что удостоился получить бесценный Маргарит; поистине богат, потому что носил Сокровищницу преисполненную Божеством. Как не признать его богатым, когда он стяжал Жизнь и Спасение мира? Как не богат Иосиф, получив в дар Питающего всех и Владычествующего над всем? Позде бывшу, потому-что Солнце правды зашло уже во ад; посему и пришел человек богат от Аримафея, именем Иосиф, потаен же страха ради Иудейска.

Пришел и Никодим, приходивший ко Иисусу ночью. Тайна из тайн сокровеннейшая! Приходят два потаенные ученика сокрыть Иисуса во гроб, своим утаением поучая утаенному во аде таинству утаеннаго в плоти Бога! Из них один другого превосходит усердием ко Христу: — Никодим заслужил похвалу щедростью на смирну и алое, а Иосиф смелостью и дерзновением пред Пилатом: потому что он, отвергнув страх, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова. Смотри, какое благоразумие являет Иосиф пред Пилатом, чтобы достигнуть желаемой цели; с какою скромностью говорит Пилату, дабы, огорчив его, не лишиться желаемого. Так, он не говорит ему: дай мне тело Иисуса, который пред сим помрачил солнце, расторг камни, поколебал землю, отверз гробы и разодрал завесу церковную; но что же? Предлагает ему самую маловажную просьбу. Судия! Я пришел, говорил он, предложить тебе небольшую просьбу: — позволь мне похоронить мертвое тело того Иисуса Назарянина, котораго ты осудил; Иисуса бедного, немеющего дома, повешенного, обнаженного, призираемого, Иисуса — сына ремесленника; Иисуса связанного, который обитал под открытым небом, странника неведомого, всеми небрегомого. Дай мне сего странника: ибо какая тебе польза в его теле? Дай мне сего странника, потому что он пришел из дальней страны, дабы спасти странников; он сошел в темную область, дабы восставить странника; дай мне сего странника, потому что он и он один есть истинный странник; дай мне сего странника, отчизны коего, мы странники, не знаем; дай мне сего странника, отец коего неизвестен, нам странникам; дай мне сего странника, коего место, рождение и образ бытия неизвестны нам странникам; дай мне сего странника, который проводил странническую жизнь среди странников; дай мне сего странника, Назарянина, немевшего где главу подклонити; дай мне сего странника, который, подобно страннику на чужой земле, не имел собственнаго жилища, даже родился в яслях; дай мне сего странника, который из самых яслей должен был спасаться бегством от Ирода; дай мне сего странника, который даже в пеленах пребывал в Египте, не имел града, веси, дома, жилища и родства, и обитал в чужой стране; дай мне, игемон, сего нагого, висящего на древе: я покрою его, покрою того, кто покрыл наготу моего естества; дай мне сего мертвеца, который есть вместе Бог: я покрою его, потому что он покрыл мои беззакония; дай мне, игемон, сего мертвеца, который во Иордане похоронил мой грех. Я ходатайствую о мертвеце, который от всех терпел обиды, которого друг продал, ученик предал, братия гнали, а раб заушил; ходатайствую о мертвеце, коего осудили те самые, кого он освободил из рабства; я прошу, игемон, о мертвеце, у которого нет отца на земле, нет друга, ученика, родственника, нет погребателя; Он один единородный единого Отца, Бог в мире, и нет другого, кроме Его.

Когда Иосиф сказал таким образом Пилату, то сей приказал отдать ему всесвятое тело Иисусово. Иосиф, придя на Голгофу, снял с древа Бога во плоти, и положил на земли; а таким образом лежал долу простертый Тот, кто всех влек горе; Жизнь и Дыхание на краткое время делается бездыханною; Творец Многоочитых (Херувимов) делается незрящим; Воскресение всех повержено было на землю; Бог, возставляющий мертвых, умерщвляется плотью, и умолкает гром слова Божия. Берется руками Содержащий небо дланью.

Скажи, скажи, Иосиф! как это ты совершаешь страшное погребение тела Иисусова? Не ужасаешься ли носить на руках Того, коего трепещут херувимы? С каким страхом обнажаешь божественную плоть Его? Не трепещешь ли, устремляя взор на обнажаемое естество плоти — сверхъестественного Бога? Скажи мне, Иосиф, как положишь ты на восток умершего, который сам есть Восток востоков? Как ты своими перстами закроешь очи Иисуса, который пречистыми перстами своими отверз очи слепому? Как сомкнешь уста Того, кто развязал язык немому? Как сложишь руки Того, кто исцелил иссохшую руку; как спеленаешь ноги Того, кто исцелил хромого; как возложишь на одр Того, кто сказал расслабленному: возьми одр твой и ходи; как прольёшь миро на небесное Миро, себя истощившее и освятившее мир? Как отрешь еще точащее кровь ребро Иисуса, исцелившего кровоточивую? Как омоешь тело Бога, омывшего и очистившего всех? Какие возжжешь светильники для истинного Света, просвещающего всякого человека? Какие воспоешь погребальные песни Тому, кого неумолчно славословят небесные воинства? Как будешь оплакивать Того, кто оплакивал умершего Лазаря, и чрез четыре дня воскресил его? Как будешь оплакивать Того, кто даровал всем радость и разрушил печаль Евину?

Я ублажаю, Иосиф, твои руки, прикасавшиеся к источавшим еще кровь рукам и ногам Иисусовым; ублажаю твои руки, осязавшие рану, точащую кровь; ублажаю твои уста, прикасавшиеся к устам Иисусовым, и почерпавшие оттуда Духа Святаго; ублажаю твои очи, смотревшие на очи Иисусовы и почерпнувшия оттуда свет истинный; ублажаю твое лице, приближавшееся к лицу Божию; ублажаю твои плечи, носившие Носящего всех; ублажаю твою главу, на которую склонялся Христос — Глава всех; ублажаю твои длани, коими ты носил Носящего всяческая; ублажаю Иосифа и Никодима, ибо они прежде херувимов носили на себе Бога, прежде шестикрылатых послужили Богу, покрыв Господа не крылами, но синдоном; Иосиф и Никодим носили на раменах своих Того, кого трепещут херувимы, и все чины бесплотных ужасаются.

Прииде Иосиф с Никодимом: посему стекся сюда и весь божественный собор ангелов; предваряют Херувимы, стекаются Серафимы, носят Престолы, покрывают шестикрылатые, трепещут многоочитые, видя Иисуса с угасшим зрением; Силы спокрывают, воспевают Начала, ужасаются Чины; изумляются все воинства превыспренних сил, и в удивлении спрашивают друг друга: что значит это необычайное и непостижимое зрелище? На земле смертные беспрепятственно смотрят на того Бога, на которого не смеем взирать мы бесплотные; Иосиф и Никодим свободно погребают Того, которому с благоговением предстоят херувимы. Как изошел Сущий в недрах Отчих? Как пришел на землю Наполняющий всяческая? Как открылся Сокровенный от всех? Совершенный Бог, пребывающий горе с Отцом, долу с Материю является совершенным смертным. Никогда не являвшийся нам, каким образом является человекам, и как человек, и вместе как человеколюбивый Бог? Как Невидимый стал видимым? Каким образом Невещественный воплотился? Как Бесстрастный пострадал? Как Судия предстал судилищу? Как Жизнь, вкусила смерти? Как Невместимый вмещается во гробе? Как обитает во гробе Сущий в недрах Отчих? Как входит во врата пещеры Тот, Кто отверз врата рая? Врата девства Неразрушивший сокрушает врата ада? Как ученикам явился дверемь заключенным? Как для людей отверз двери царствия небесного, врата гроба и печати сохранив целыми? Как вменяется в мертвых, Иже в мертвых свободь? Как невечерний Свет является в темных и тени смертной? С каким намерением нисходит во ад?

Может быть Он идет восставить осужденного Адама? Точно, Он идет отыскивать первозданного, как погибшую овцу; точно, Бог и Сын Евы идет освободить плененного Адама и плененную вместе с ним Еву от страданий? Но снидем с Ним и возрадуемся, ускорим, воспоем, поспешим увидеть, как Бог примиряется с людьми: как всеблагой Господь освободил осужденных. Ибо человеколюбивый по естеству, идет с силою и властью, чтобы извести плененных от века, и тех, коих поглотила и отлучила от Бога горькая и ненасытная смерть, причислить к небожителям.

Там первозданный и прежде всех осужденный Адам; там первоумерший и первый праведный пастырь Авель, образ неправедного заколения пастыря Христа; там Ной, образ Христа, строителя кивота великой Церкви Божией, которая спасла зверонравных язычников от потопа нечестия чрез голубицу — Духа Святаго, и испустила черного ворона; там Авраам, прародитель Христов, принесший без заколения угодную Богу жертву; там Исаак, которого, во образ Христов, Авраам связал для жертвоприношения; там Иаков, который во аде также скорбит, как скорбел на земли об Иосифе; там узник Иосиф, который во образ Христа, был узником во Египте, — а напоследок сделался господином; там Моисей — в таком же мраке, в каком был, когда его положили в темный ковчежец; там во рве ада Даниил, некогда вверженный в ров львиный; там Иеремия, который некогда был во рве тинном; там Иона, бывший во чреве китовом, во образ вечного и предвечного Христа; там и богоотец Давид, от коего по плоти родился Христос. Но что мне говорить о Давиде, Ионе и Соломоне? В темной утробе ада был великий Иоанн, бóльший из всех Пророков, который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем самым и сделался вдвойне Предтечей — проповедником для живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во всемирное узилище адское, где от века пребывали скончавшиеся праведники и неправедные. Но пророки и все праведники непрестанно молили оттуда Господа, чтобы избавил их от скорбей и вечно-мрачной ночи. Ибо иной из них говорил: из чрева адова услыши глас мой! другой: из глубины воззвах Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой; один говорил: яви лице Твое и спасемся, а другой: седяй на херувимех явися; иной говорил: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас, а другой: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи; один: избави душу мою от ада преисподнейшаго; а другой: Господи, изведи из ада душу мою; один говорил: не остави души моей во аде; а другой: да взыдет от истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой.

Всемилосердый Господь Христос, услышав их, не почел справедливым сделать причастниками своего человеколюбия только тех, кои жили во время пребывания Его на земли и после онаго жить будут; но и тех, кои прежде Его пришествия содержались во аде, и сидели во тьме и тени смертной; посему людей, находящихся во плоти, он посетил с одушевленною плотью, а душам разлучившимся с телами явился с божественною и пречистою душою, которая, разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством.

Итак поспешим сойти умом во ад, дабы видеть, как там Он обессилил своею силою сильного тирана, и как одним сиянием без оружия обезоружил бессмертные силы (демонов); как, сокрушив врата, отверз двери древом крестным, как попрал змия и повесил главу его, разрушил средостение, поставил непобедимые трофеи, умертвил смерть, истлил тление и восставил человека в первобытное достоинство.

Вчера Он, отвергая пособие Ангелов, говорил Петру: могу представить вящше нежели дванадесяти легеон Ангелов; а ныне с Божественною властью, как победитель и владыка, сходит даже до ада и смерти, в сопровождении бесплотных воинств и чинов невидимых, не дванадесяти легеонов, но тмы тем и тысячи тысяч Ангелов, Властей, Престолов, Шестокрылатых (Серафимов) и Многоочитых (Херувимов), дабы уничтожить чрез смерть тирана. Эти чины сопутствовали Ему, не как содейственники, но сопровождали Его с благоговением, как Господа и Царя, потому-что всесильный Христос не нуждается в содействии; их долг и вместе пламенное желание предстоять своему Господу и Богу; посему по одному мановению стремятся друг пред другом исполнять повеления, и всегда готовы на брань со врагами и беззаконниками; посему и тогда сходили с Господом Богом своим во ад и преисподние жилища к заключенным от века, дабы в силе извести узников. Тогда, лишь только светоносное пришествие Господа с Божественным сонмом осияло крепко огражденное, безвестное и мрачное узилище и темницы адские, всех предварил Архистратиг Гавриил, и произнес к противным силам следующее повеление: возмите врата князи ваша, а после него возгласил Михаил: возмитеся врата вечная; потом и Силы сказали: отстранитесь, беззаконные привратники; а наконец и Власти со властию: разрешитесь неразрешимыя узы; не думайте, чтобы пришедший Господь не мог взойти чрез затворенныя двери; Он повелевает вам, как беглым рабам, взять врата вечная, то есть, сломить их: возмите врата князи ваша, потому что предстоит Христос, небесная Дверь; уравняйте путь пришедшему на запад адский, Господь имя ему; исход Его чрез врата смертные; вы сделали входы, а Он пришел сотворить исход; поэтому не медлите, возьмите врата и спешите; возьмите не медля; а если вы не решитесь на это; то мы прикажем самим вратам взяться без рук: — возмитеся врата вечная!

В след за сими словами небесных сил, врата взялись, узы разрешились, заклепы распались, основания узилища поколебались; противные силы обратились в бегство. Бросив бразды свои, они воскликнули: кто есть сей Царь славы? Кто это совершающий в аде такие чудеса? Кто этот выводящий отсюда усопших здесь от века? Кто этот разрушающий нашу силу, и изводящий из адской темницы от века связанных?

Между тем Господь приблизился к самой преисподней адской, где особенно стрегом был в узах первозданный Адам, коего Господь, взяв за руку, восставил, сказав: востани спяй и воскресни от мертвых и осветит тя Христос. Я Бог твой, и со властью повелеваю узникам выйти, сущим во тьме — просветиться, умершим — воскреснуть; посему и тебе приказываю: возстани спяй, потому что Я не для того тебя создал, чтобы ты содержался во аде; воскресни из мертвых; Я жизнь мертвых; воскресни, подобие Мое, сотворенное по образу моему; встань, выйдем отсюда; ты во Мне, и Я в тебе составляем нераздельную природу; для тебя Я, Бог твой, сделался сыном твоим; для тебя Я, Господь твой, принял зрак раба; для тебя Я, превысший небес, сошел на землю и в преисподнюю; для тебя человека Я, в мертвых брошенный, сделался человеком; для тебя, изгнанного из сада, Я предан Иудеями в саду и распят на древе. Посмотри на заплеванное лицо Мое: заплевание Я принял за тебя, чтобы восставить тебя в первобытное достоинство; посмотри на претерпевшие заушение Мои ланиты: Я для того принял заушения, чтобы испорченный твой лик восставить в Мой образ; посмотри на изъязвленный хребет Мой: Я для того принял бичевание, чтобы уничтожить лежащее на хребте твоем бремя грехов твоих; посмотри на проколотые гвоздями руки мои: Я для тебя распростер их на кресте; посмотри на пронзенные ноги Мои: они пригвождены были ко кресту из-за твоих ног, которые убежали к древу преступления; Я страдал для того, чтобы тебя восстановить и отверзть рай; для тебя Я вкусил желчь, дабы уврачевать то горькое удовольствие, которое ты получил от сладкой для тебя снеди; вкусил óцта, дабы уничтожить силу горькой чаши, из коей проистекла смерть твоя; принял губу, дабы изгладить рукописание грехов твоих; принял трость, дабы подписать свободу роду человеческому; мое ребро уврачевало рану твоего ребра, мой сон возбудил тебя из адского усыпления; копье, которым Я проколот, остановило обращенное на тебя оружие: итак восстании, выйдем отсюда; враг вывел тебя из рая, а Я тебя восстановляю не в рай, а на небесный престол; Я запретил тебе прикасаться к образному древу жизни, но вот Я Сам, — Жизнь, — соединился с тобою; прежде Я повелел херувиму хранить вход в рай, а теперь повелеваю херувимам служить тебе; ты скрылся от Бога по наготе; но вот ты сокрыл Меня, истинного Бога, в себе; ты облекся в ризы кожаные, в доказательство посрамления своего; но Я, Бог, облекся в кровавую ризу плоти твоей:

Итак восстаньте, выйдем отсюда, — из смерти в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный свет; восстаньте, выйдем отсюда, — из скорби в радость, из рабства в свободу, из плена в райское наслаждение, от земли на небо: ибо Я для того и умер и воскрес, да и живыми и мертвыми обладаю; восстаньте, выйдем отсюда: ибо Отец мой небесный ожидает овцу погибшую; девяносто девять овец, то есть Ангелов, ожидают сораба своего — Адама, когда он воскреснет, когда восстанет и взойдет к Богу. Херувимский престол уготован; имеющие вознести вас на небо быстры в исполнении повелений; небесные селения уготованы; сокровищницы благ открыты; царство небесное прежде веков уготовано; человека ожидают такие блага, каких око не виде, ухо не слыша, и кои на сердце человеку не взыдоша.

По произнесении сего Господом воскресает с Ним и в Нем соединенный Адам, воскресает и Ева, и многие другие телеса, верою от века усопшие, воскресли, проповедуя тридневное воскресение Господне, которое и мы, верующие, встретим, светло узрим и обнимем, радуясь с Ангелами, торжествуя с безплотными, и прославляя Христа, воскресившего нас из тления и оживотворившего. Ему слава и держава со безначальным Его Отцом, и со Всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Христианское чтение.СПб,1846 г. Ч.II. С.27–50

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.