Свице Я.С. Исторический очерк “Летопись уфимской Успенской церкви” священника Стефана Константиновского
30.12.15
Свице Я.С. Исторический очерк “Летопись уфимской Успенской церкви” священника Стефана Константиновского
30.12.15

Статья опубликована в краеведческом сборнике: Успенская церковь в истории Уфы, Уфа. 2014. С. 7 – 24.

В 1886 году праздновалось 300-летие основания Уфы. К этому событию по инициативе городского головы и общественного деятеля Дмитрия Семёновича Волкова было принято решение об издании сборника материалов по истории города. Были собраны копии документов из различных архивов, статей, дневников и воспоминаний старожилов и многие другие материалы. К сожалению так и не изданные, переплетенные в несколько увесистых томов, рукописные “Материалы по истории города Уфы Д.С. Волкова”, сохранились, и находятся ныне в научном архиве УНЦ РАН.

При подготовке “Материалов” должное внимание было уделено истории учреждения Оренбургско-Уфимской епархии, истории городских православных храмов и духовных учебных заведений.  Кроме других интересных, а подчас и уникальных документов по этой теме, в собрании находятся несколько очерков по истории уфимских церквей,  составленных их настоятелями и присланных Д.С. Волкову осенью 1885 года1. По всей видимости, для составления этих очерков священники использовали церковные летописи храмов, которые на основании указа Синода от 12 октября 1866 года2 стали постепенно заводиться при каждом приходе, и в 1870-х гг. ставшие обязательными в составе причтовой документации.  Так уфимский епископ Никанор (Бровкович) в  1882 г. писал обер-прокурору Синода  К.П. Победоносцеву, что при поездках по епархии, при ревизии церковных документов он обязательно проверял летописи, и в некоторых “собственноручно отмечал выдающиеся черты обозренного прихода”3. Как правило, церковные летописи состояли из двух разделов — исторического и повременного, «летописи текущей жизни». В них содержались сведения по истории церкви: об обстоятельствах и времени строительства, храмоздателях, благотворителях; велись записи о перемещении духовенства, повседневной жизни прихода, некоторых наиболее значимых событиях, погодных явлениях и многое другое. В советский период, при закрытии храмов практически все церковные летописи Уфимской епархии (в которой в 1917 году насчитывалось более 700 церквей) были уничтожены. В настоящее время известны только четыре церковные летописи: сёл Богородского и Волкова Уфимского уезда, села Воскресенского Стерлитамакского уезда, и уфимской Троицкой церкви4. Летописи других уфимских храмов не сохранились. Некоторое представление об их содержании можно составить только по тем отрывкам, которые ныне находятся в “Материалах по истории города Уфы Д.С. Волкова”.  Вероятно, наиболее близкой к церковной летописи является очерк священника Успенского храма Стефана Константиновского, так как из всех настоятелей только он назвал свою работу “Летопись уфимской Успенской церкви”. Возможно и то, что о. Стефан начал вести летопись, составив её первую (историческую) часть, или, по крайней мере, делал в ней первоначальные записи, так как служил в Успенской церкви с 1867 года.

        Священник, с 1886 г. протоиерей Стефан Яковлевич Константиновский (1827-1899) был сыном диакона Рязанской епархии. После окончания Рязанской духовную семинарии, в 1852 г. был принят на службу в Уфимскую епархию, в августе 1853 года рукоположен во священника к Ильинской церкви села Ильинского Белебеевского уезда, в 1854 г. перемещен в Верхнее-Троицкий завод, в 1855 г. в село Елизаветино. В 1860 г. награжден набедренником, в 1861 году ему была объявлена благодарность епархиального начальства  за безмездно-усердное обучение детей в церковно-приходской школе и покупке для них учебников на свои средства, в 1866 г. награжден фиолетовой скуфьей. В 1867 г. по прошению был перемещен в Уфу к Успенской церкви. В последующие годы о. Стефан состоял благочинным, депутатом съездов духовенства, был сотрудником различных церковных и светских учреждений, и благотворительных обществ, состоял законоучителем во 2-м Уфимском приходском училище и Успенской церковно-приходской школе. В 1871 г. награжден камилавкой, в 1876 золотым наперсным крестом, в 1880 орденом св. Анны 3-й степени, в 1893 орденом св. Анны 2-ой степени. В 1886 возведен в сан протоиерея5. 13 декабря 1892 года прихожане градо-уфимской Успенской церкви чествовали протоиерея Стефана Константиновского по поводу исполнившегося 25-летия его служения в Успенском приходе. Краткое описание этого торжества было помещено на страницах “Уфимских епархиальных ведомостей”. В день юбилея Божественная литургия была совершена соборне: о. Стефаном Константиновским и священниками других уфимских храмов. Богослужение по обстановке и прекрасному песнопению приходского хора под управлением Рукавишникова отличалось особенною торжественностью. Во время причастного хор Рукавишникова исполнил концерт Бортнянского “Блажен муж бойся Господа”, в котором солировал бас — г. Тимашевский. По окончании Божественной литургии председатель приходского попечительства Николай Александрович Гурвич прочитал юбиляру адрес прихожан, в котором, между прочим, было отмечено, что попечением о. Стефана был сооружен в храме “великолепный иконостас, а так же многие улучшения внутреннего устройства и украшения храма”. Н.А. Гурвич, а так же церковный староста Александр Ф. Золотов вручили от  имени прихожан юбиляру золотой наперсный крест украшенный драгоценными каменьями (стоимостью более 300 рублей). Во время застолья в доме настоятеля приветствия говорили от купцов-прихожан Н.М. Патокин и от лица ремесленного сословия ремесленный староста Ив. Игн. Никитин6. В сентябре 1894 г. о. Стефан согласно прошения был уволен за штат7, а на это место был назначен его сын, священник Виктор Константиновский8.  6 марта 1899 г. скончался. В некрологе было сказано, что “достопочтимый и всеми уважаемый заштатный протоиерей …был всем доступен и никогда не выражал никакого неудовольства. Придет ли к нему человек важный или простец бедный и убогий, он для того и другого был всегда покорным слугой. Горе-ли у кого, или радость, он придет утешить и разделить радость. Был всегда по характеру ровный и не умел возвышать тона, ни с кем не враждовал и всегда был уступчивый и тихомирный. Был прекрасный семьянин и хозяин по дому своему. Имея многочисленную семью, он всем детям дал приличное воспитание и образование”. Отпевание почившего протоиерея Стефана Константиновского было совершено в Успенской церкви 8 марта 1899 года, при участии всего градского духовенства, во главе с ректором семинарии, при многочисленном стечении народа. Протоиерей о. Стефан Константиновский был похоронен в ограде Успенского храма9.

Ниже приведен полный текст исторической записки священника Стефана Константиновского “Летопись уфимской Успенской церкви”10, снабженный необходимыми пояснениями и примечаниями.

 

 

 

 

 

 

Летопись уфимской Успенской церкви

 

        Церковь Успения Божией Матери в г. Уфе, зданием каменная, с такою же колокольнею, имеет три престола: в главном алтаре во имя Успения Божией Матери, в правом приделе – во имя Михаила Архангела, и в левом – во имя Георгия Победоносца. Ограждена в большом пространстве  деревянною оградою, внутри которой разведен сад, состоящий из яблоней, приносящих плоды и других разных дерев. На постройку этой церкви, производившуюся в течении десяти лет, с 1840го по 1850 год, употреблялись церковные доходы и прикладные суммы, собираемые по сборным книжкам. Сбор добровольных пожертвований на постройку церкви производились настоятелям церкви протоиереем Бреевым11, священником села Птичья Челябинского уезда Николаем Абрамовым и чиновником Щеголевым. Престол в главном алтаре во имя Успения Божией Матери освящен преосвященным Иоанникием 18 декабря 1849 года, а престолы в приделах освящены преосвященным Филаретом: первый в 1862 году 30 ноября во имя Архистратига Михаила в память бывшей церкви в г. Уфе Михаило Архангельской12, а второй во имя Гергия Победоносца, в память существовавшей в Успенском приходе часовни во имя Георгия Победоносца13.

Нынешняя каменная церковь Успения Божией Матери уже вторая и построена том самом месте, где прежде стояла деревянная церковь в то же самое имя. Построение прежней церкви последовало по следующему случаю: в 1771 году по указу Святейшего Синода, от 24 декабря воспрещено было погребать умерших при городских церквах, — тогда за городом отведено было под городское кладбище то самое место, на котором теперь стоит Успенский храм, и с того времени здесь стали погребать умерших. Во время пугачевского бунта и осады Уфы, с октября 1773 года по 25 марта 1774 года, на здешнем кладбище стояла батарея, действовавшая против мятежников, нападавших на город со стороны сибирской дороги, как значится в памятной книжке, изданной в 1873 году Уфимским статистическим комитетом.

        В конце прошлого столетия помещик Сергей Иванович Аничков14 перенес, оставшуюся от уничтоженного в г. Уфе в 1764 году Успенского мужского монастыря, деревянную церковь Успения Божией Матери, которая освящена в 1798 году по благословению преосвященного Амвросия архиепископа Казанского, к епархии которого принадлежала Уфа15. Кладбище это с церковиею Успения Божией Матери приписано было к церкви св. Михаила Архангела, существовавшей в Уфе на Усольской улице /эта церковь сгорела в 1803 году/. К Михаило-Архангельской церкви принадлежала деревянная часовня, построенная в честь св. Георгия Победоносца на убогом дому, или кладбище, где погребали нищих, неизвестных странников и умерших насильственной смертию. Такого рода кладбища назывались скудельницами и основаны были нашими предками на основании слов св. евангелиста Матфея /глав. 24 ст. 7/. Уфимское скудельничее кладбище стояло в поле, где теперь Бекетовская улица, которая в последствии была в приходе Успенской церкви, а часовня поставлена в прошедшем столетии протоиереем уфимского Смоленского собора /ныне церкви св. Троицы/ Иаковом Неверовым, часовня эта сгорела в 1821 году, уже застроенная домами. От пожара этой часовни остался один большой крест с резными изображениями, который взят оттуда и теперь находится в Уфимском Успенском мужском монастыре. Этот крест в 1871 году возобновлен тщанием чиновника Александра Якимовича Щеголева, в память чудесного избавления его от слепоты, о чем и сделана на самом кресте надпись.

С самого начала нынешнего столетия г. Уфа, сделавшись из бывшего провинциального – губернским, стала быстро увеличиваться, и там, где были пустые места, возникли новые постройки, проводились одна за другою новые улицы, так что и бывшее кладбище с церковиею Успения Божией Матери оказалось уже внутри города, а не на выгоне, как было в прошлом столетии. Вследствие чего епархиальное начальство нашло нужным в силу указа святейшего Синода от 24 декабря 1771 года отвести для кладбища другое место за черту города; почему и отведено было место для нынешнего кладбища за городом близ старой Сибирской дороги в 1823 году, — Успенскую же церковь – обратить в приходскую, определив к ней особый штат священно-церковнослужителей.

        Протоиерей Бреев, видя, что церковь приходит в ветхость и по маломестимости и неблаголепию не соответствует уже времени, а потому приложил старание к построению на месте прежней новой уже каменной церкви. Для сего, составленный проект на построение новой церкви, Духовной Консисториею был представлен в Главное управление путей сообщении и публичных зданий; каковой проект там рассмотрен и представлен на Высочайшее разрешение, и таким образом Высочайше утвержденный проект и препровожден при отношении Депортамента главного управления путей сообщения и публичных зданий от 11 июля 1837 года за № 2454 к преосвященному Иоанникию, епископу Оренбргскому и Уфимскому, а затем последовало на сломание прежней деревянной церкви и сооружение новой каменной разрешение св. правительствующего Синода, выраженное в указе от 31го июля 1839 года № 10927. В том же 1839 году была сломана прежняя деревянная церковь и продана в село Юрмаш Уфимского уезда за 1000 руб. ассигнациями, а в 1840 году по указу Консистории, от 5 июля за № 3018 произведена по благословению преосвященного Иоанникия закладка каменной церкви во имя Успения Божией Матери, которая строилась, как выше сказано, по особенному старанию протоиерея Бреева, на церковные доходы и сборные суммы в продолжении десяти лет.

        Достопримечательности Успенской церкви, сохранившиеся до сего времени следующие:

1.)        Копия с чудотворного образа святителя Николая Чудотворца села Берёзовки-Камской, Бирского уезда, в серебряно вызолоченном окладе, с изображением совершенных им чудес, находящаяся на правом клиросе.

2.)        Образ старинного письма Успения Божией Матери в серебряно вызолоченной ризе с деяниями, изображающие события из жизни Пресвятыя Богородицы, находящийся на левом клиросе настоящей церкви. Эта икона в 1859 году 23 декабря похищена была из храма; риза ее в изломе найдена на третий день похищения. Сама икона, хранимая промыслом Божием, найдена в речке Сутолоке чрез четыре месяца после ее похищения совершенно целою, и через градскую полицию возвращена в храм, живопись на ней нисколько не попортилась и до сего времени не была возобновлена.

3.)        Икона Покрова Пресвятой Богородицы старинной живописи в серебряной непробной ризе, она как говорят принадлежала первой деревянной Успенской церкви, перенесенной из Успенского Мужского монастыря.

4.)        Небольшая икона Казанской Божией Матери в серебряно позлаченной ризе и с надписью на доске: что она пожертвована в 1778 году казаком служившим в Томском пехотном полку, носившему эту икону на своей груди.

5.)        Икона Божией Матери “Утоли моя печали” в серебряно вызолоченной ризе, привезенная из монастыря с Афолнской горы в 1873 году богомольцем, крестьянином Вятской губернии Василием Любимовым. Эта икона особенно чтимая прихожанами, пред нею часто служат Божией Матери молебны и акафисты, ее часто берут в дома свои для служения молебнов и акафистов.

Из церковных книг замечательны своею древностию, — это двенадцать месячных Миней старинной московской печати 1693 года. При настоящей церкви хранится оловянный потир и такой же дароносец с прибором, что напоминает о скудности утвари старой церкви.

 

В ограде при Успенской церкви, на месте бывшего кладбища находятся до сего времени многие надгробия, из них известны по надписям: чугунная плита у входа в церковь с левой стороны над прахом уфимского кафедрального протоиерея Василия Михайлова Фрагранского, скончавшегося в 1809 году, 52 лет от рождения и жены его  Евдокии Дмитриевой, без означения времени кончины ее16; надгробный каменный памятник коллежской советницы Анны Васильевны Верстовской, скончавшейся в 1818 году17; чугунные плиты с надписью над прахом подполковницы Натальи Васильевны Дмитриевой, скончавшейся в 1818 году, Николая Степановича Романовского, скончавшегося 2 декабря 1814 года и Петра Степановича Евтюгина18, Степана Васильевича Романовского, скончавшегося 2-го января 1809 года19, Натальи Феодоровны Феодоровой, скончавшейся 16 декабря 1806 года, Надежды Николаевны Феодоровой, скончавшейся 16 августа 1825 года, и Анны Ивановны Романовской, скончавшейся 5 апреля 1795 года20.

У алтаря Михаило-Архангельского придела с южной стороны, с особого разрешения епархиального начальства, погребен прах иконописца Николая Перлина, который, по написании в куполе Успенского храма Господа Сафаофа с небесными силами 30 августа 1872 года, стал спускаться с лесов, от обрыва каната, упал и убился до смерти. Над прахом его теперь стоит деревянный крест, с надписью о времени кончины его21.

У алтаря Георгиевского придела, с северной строны, с особого разрешения епархиального начальства погребены и над прахом их поставлены деревянный крест обитый белым листовым железом и чугунная плита с надписью: здесь погребено тело надворного советника Ивана Ларионовича Березовского, скончавшегося 30 сентября 1825 года и супруги его Надежды Васильевны, скончавшейся в 1825 году22.

По словам старожилов здесь погребены многие из значительных лиц, и в числе таковых правитель Уфимского наместничества генерал-поручик Уфимский и Симбирский генерал-губернатор Александр Александрович Пеутлинг в конце прошлого столетия; но памятников его и прочих лиц не сохранилось, вероятно, они были уничтожены при постройке настоящей каменной церкви23.

При Успенской церкви с 1862 года и по настоящее время существует церковно-приходское училище,  заведенное священником Иоанном Темперовым24. В нем обучаются Закону Божию, чтению, письму и арифметике дети всех сословий, а преимущественно дети бедных родителей. В настоящее время обучает детей Закону Божию местный священник Стефан Константиновский; чтению, письму и арифметике диакон Аркадий Кибардин25.

В приходе Успенской церкви в настоящее время состоят следующие улицы: Большая Успенская, Малая Успенская, Малокладбищенская, Телеграфная, Старожандармская, Лазаретная, Калмацкая, Приютская, Новосибирская, Богородская и Солдатская слобода26.

Число душ в этом приходе состоит: мужеского пола – 916, а женского – 984 душ, обоего пола – 1903 души; дворов в приходе – 417.

К сей церковной летописи подписался священник

Стефан Константиновский.

 

 

 

Примечания

 

1.   Научный архив УНЦ РАН. Ф. 23 (фонд уфимского городского головы Д.С. Волкова). Оп. 1. Д. 9 (том 3). Л. 185-201; Д. 6 (том 2, доп. 1). Л. 8 об.
2.   Добренький С.И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX –начала XX века как источник по истории северной деревни /Русская культура на рубеже веков: русское поселение как социокультурный феномен. Сборник статей. Вологда, 2002 (www.booksite.ru).
3.   Русский архив. 1909. Кн. 1. №. 2. С. 224.
4.   Свице Я., Ахметшина Т. Сведения  по истории Уфы и уфимских храмов по материалам из “Летописи градо-уфимской Троицкой церкви” диакона Петра Сухарева // Бирская старина: Историко-краеведческий альманах. Вып. 3. Бирск: Бир ГСПА, 2010. С. 93.
5.   Уфимские епархиальные ведомости (УЕВ). 1899. № 6. С. 290.
6.   УЕВ. 1893. № 3. С. 92.
7.   УЕВ. 1894. № 19. С. 642.
8.   Константиновский Виктор Степанович (1868-1937), священник. Родился в Уфе и 5 марта 1868 г. был крещен в Успенской церкви [Центральный исторический архив РБ (ЦИА РБ). Ф. И-294. Оп. 2. Д. 9]. В 1889 г.  окончил Уфимскую духовную семинарию и был определен псаломщиком к градо-уфимской Спасской церкви [УЕВ. 1889. № 16. С. 487]. В феврале 1890 г. рукоположен в сан священника  к Вознесенской церкви с. Караилги Мензелинского уезда [УЕВ. 1890. № 7. С. 227], в сентябре 1894 г. переведен в уфимскую Успенскую церковь, в которой служил, по крайней мере, до 1917 года [Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1917 год. Уфа, 1916. С. 69]. В конце 1930-х гг. священник Виктор Степанович Константиновский служил в уфимской Сергиевской церкви, в ноябре 1937 г. вместе со всем причтом храма он был арестован и после непродолжительного следствия 10 декабря 1937 года расстрелян [Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан. Т. 3. Уфа, 2001. С. 187].
9.   УЕВ. 1899. № 6. С. 290.
10.       Научный архив УНЦ РАН. Ф. 23 (фонд уфимского городского головы Д.С. Волкова). Оп. 1. Д. 9 (том 3). Л. 198-201 об.
11.       Бреев Иоанн Антонович(1779-1854), протоиерей. Окончил Уфимскую духовную семинарию, где ещё будучи воспитанником преподавал в младших классах [Сергеев Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала в конце XVIII- первой половине XIX вв. Уфа, 2007. С. 111]. В 1820-30-х гг. служил священником в уфимской Покровской церкви. Старинная деревянная Покровская церковь в 1809 г. сгорела [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 186]. На этом месте уфимский купец Д.С. Жулябин начал постройку каменного Покровского храма, с Никольским приделом, который был освящен в 1817 г. Во время пожара 1821 г. недостроенная церковь сильно пострадала, и  священник  Иоанн Бреев более всех потрудился во время дальнейшего строительства храма, вновь освященного в 1823 году. В 1832 г. имея сан протоиерея о. Иоанн Бреев ещё служил в Покровской церкви  [ЦИА РБ. Ф. И-294. Оп. 1. Д. 43. Л. 446], затем был переведен в Успенскую церковь, и после 1839 г. принял самое деятельное участие в строительстве нового каменного храма. Служил священником в Успенской церкви до своей кончины в 1854 году. Умер “от старости” в возрасте 75 лет,  30 мая 1854 года, 2 июня состоялось его отпевание в Успенском храме [ЦИА РБ. Ф. И-294. Оп. 1. Д. 38. Л. 435].

О протоиерее Иоанне Бреве в своих памятных заметках “Из недавней старины” оставил воспоминания уфимский дворянин  Иван Степанович Листовский. “Церковь Успения была тогда деревянная, очень маленькая (Это было уже в сороковых годах). Жена губернатора Балкашиналюбила бывать в этой церкви, потому, быть может, что избрала старика Бреева своим духовником. Становилась она на левом клиросе и, при большом выходе, делала земной поклон у самых северных врат, стесняя тем старика при выходе из алтаря с чашею. Он, встретив близкую к Балкашиной особу, говорит ей: “Ты скажи своей-то губернаторше – я ей на язык наступлю, что в самом деле она мне под ноги лезет”. Но старик этот был почтенный и всеми уважаемый. Лет 30 он был законоучителем в гимназии. Он соорудил трудами своими каменную церковь в селе Подлубове [Каменный храм в селе Подлубове, построенный на средства помещицы И.И. Бекетовой был освящен в 1806 г.] и две каменные церкви Покровскую и Успенскую в Уфе. Все свои достатки он клал в церковь и дом свой завещал ей. Преосвященный Иосиф представил его к алмазному кресту. Старик мечтал об этой награде и мечтал почему? Он рассчитывал, что, продав эту драгоценность, устроит иконостас для одного придела. Церковь была им выстроена с расчетом, когда будут средства, устроить еще два иконостаса, и она будет трехпрестольною. Но скупой на подобные награды для провинциального духовенства Синод вместо креста прислал награду полегче – свое благословение. Преосвященный Иосиф пригласил старика к себе и, соболезнуя о нем, что бы приготовить его к горькой вести, повел речь о тщетах земных почестей. Старик сейчас смекнул в чем дело. “Да ну, что тамо? Видно, из Синода что-нибудь получено?” — перебил он архиерея. “Да, отец протоирей, печально заметил владыко, Святейший Синод посылает вам свое благословение”. “Вот тебе на! Я сам сорок лет благословляю!” – с горечью ответил старик. Уже после его блаженной кончины, устроены два иконостаса, и церковь теперь трех престольная [Русский архив. 1884, кн. 1, № 2. C. 290).

12.       Старинная Михаило-Архангельская церковь (теплая при Крестовоздвиженской) находилась на Усольской улице. Храм сгорел в 1804 году, и после этого больше не восстанавливался. В Российском государственном архиве древних актов находится рукопись — “Исторический рассказ моему сыну о городе Уфе, выбранный из заметок с 1570 по 1841 год” (РГАДА. Ф. 187. Оп. 2. Д. 217). Отрывки из рукописи опубликованы С. Долговой в журнале «Источник». 1995. № 4. С. 98 (далее “Исторический рассказ о Уфе”, публикация С. Долговой). Предположительным автором рукописи является уфимский чиновник Василий Андреевич Ребелинский (1789 г.р.), отец и дед которого были священниками уфимских храмов.  Записки Ребелинского были широко известны в Уфе в 1860-1880-х годах, и цитировались исследователями той поры (см., например, Сомов М. Описание Уфы. Оренбургские губернские ведомости”, март-декабрь 1865 г.. / полностью опубликованы М.И. Родновым на www.cp809702.cpanel.tech-logol.ru]. В данной рукописи, в главе “Приходские церкви в городе Уфе”, сказано, что “Воздвиженская деревянная с отдельно теплою деревянною же церковию во имя Архангела Михаила, которые находились в конце Усольской улицы, и в бывший в 1805 году в апреле месяце пожар в числе многих обывательских домов сгорели” [“Исторический рассказ о Уфе”, публикация С. Долговой. C. 107 ).

В Москве в Государственном историческом музее хранится еще одна рукопись неизвестного автора, написанная примерно в 1828 г.  “Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения” (далее “Краткое описание Уфы”. ГИМ. ОПИ. Ф. 450. Д. 708). Некоторые главы из неё (без указания автора) были опубликованы в 1852 г. в  “Оренбургских губернских ведомостях”, №№ 14-30. Рукопись была составлена на достаточно высоком по тем временам научном уровне: в ней присутствуют ссылки на источники, приведены подробные даты  и пр. В  хронологическом перечне событий из истории города здесь сказано, что в 1804 году “майя 11 го по полудни во 2 м часу начавшейся от дома казака Ветошникова пожар и через оной выгорело в Усольской улице обывательских 77 мь домов и приходская Архангельская церковь с колокольней от чего жители получили великое разорение (“Краткое описание Уфы”. ГИМ. ОПИ. Ф. 450. Д. 708. Л. 39 об.).

Ещё один мемуарист из семьи Ребелинских – уфимский чиновник Михаил Семенович Ребелинский (Василий Андреевич Ребелинский приходился ему племянником) в своем дневнике, который он вел каждый день с 1792 по 1812 г. 11 мая 1804 года сделал следующую запись: “В сей день, в 3 часу пополудни загорелся от чего неизвестно в Усольской улице дом. И от того сгорело 76 домов и одна церковь с колокольнею”  [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 57].

13.       О часовне Георгия Победоносца и уфимском божедомном кладбице на котором она находилась см. статью Р.Г. Игнатьева “Георгиев день в Уфе”, в настоящем сборнике.
14.       Аничков Сергей Иванович (1733-1802). Происходил из семьи старинных уфимских дворян. В 1766 г. вышел в отставку в чине секунд-майора. В 1767 г. дворяне Уфимской провинции выбрали С.И. Аничкова депутатом Уложенной комиссии. С 1775 г. жил в Уфе являясь воеводским товарищем Уфимской провинции. После учреждения Уфимского наместничества исполнял должность асессора в казенной палате по соляным делам. Был дружен с родителями С.Т. Аксакова и жил в доме по соседству. Подарив достаточно много книг из своей библиотеки Серёже Аксакову, стал по словам писателя его “книжным благодетелем”. Умер 25 мая 1802 года [Васильев И.М. Депутат Уложенной комиссии 1767 года С.И. Аничков: Историко-краеведческая справка / Аксаковские чтения. Часть II. Уфа, 2003. С. 8] и, видимо, как и его жена Татьяна Юрьевна, умершая 3 августа  1792 г. [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть I. Л. 25], был похоронен на Успенском кладбище.
15.       В рукописи “Краткое описание Уфы” приведены данные о том, что  “1799 го года февраля 22 го  дня построенная на городском кладбище в проименование Успения Божия Матери церковь пожертвованием и попечением помещика Сергея Аничкова, освящена” (ГИМ. ОПИ. Ф. 450. Д. 708. Л. 50 об. ). В рукописи “Исторический рассказ о Уфе” говорится, что “кладбищенская Успенская деревянная церковь, построена в 1798 году дворянином Сергеем Ивановичем Аничковым собственно для кладбища, но по назначению оного на новом месте церковь сия осталась приходской, при которой теперь сооружается на иждивение прихожан и доброхотнодателей каменная церковь” (публикация С. Долговой. С. 107). Скорее всего С.И.Аничков именно построил в 1798-1799 гг. небольшую новую Успенскую церковь на кладбище, а не перенес  её из бывшего мужского монастыря, упразднённого в 1764 году. Успенская церковь мужского монастыря,  была трёхпрестольной “с приделами Иоанна Богослова и преподобного Михаила Малеина, деревянная весьма огромная из брусчатого весьма толстого лесу” (Рукопись “Краткое описание…”, ГИМ. ОПИ. Ф. 450. Д. 708. Л. 52). По сведениям В.А. Ребелинского  при мужском монастыре “холодная же церковь во имя Успенья Божьей Матери была деревянная же, но огромная и с хорами, которая по ветхости была сломана” [“Исторический рассказ о Уфе”, публикация С. Долговой. С. 106].
16.       Фрагранский Василий Михайлович(1757-1809), протоиерей Смоленского собора с 1782 года. “Природою из уфимских”. При нем в 1782 году  происходили торжества по случаю открытия Уфимского наместничества.  В 1798 году  возведена новая соборная колокольня, в 1800 г. на неё были подняты колокола. В 1800 г. открыта Оренбургская епархия, и  собор получил наименование кафедрального. В 1801 г. протоиерей Василий Фрагранский был награжден Синодом наперсным крестом. Скончался 23 апреля 1809 года [Рукопись “Краткое описание…”, ГИМ. ОПИ. Ф. 450. Д. 708. Л. 49 об. — 51 ]. М.С. Ребелинский в своем дневнике сделал следующие записи: 23 апреля 1809 г. В сей день помер соборной протопоп Василий Михайлов около 60 лет, служил протопопом около 27 ми лет. 25 апреля 1809 г. Сего дня протопопа погребали. Отпевал сам преосвященный со всеми градскими священниками. Несли до кладбища с образами и со звоном. Народу провожало много. [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 188].
17.       По всей видимости, на Успенском кладбище была похоронена мать композитора Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862). С 1808 года Верстовские поселились в Уфе. В сентябре 1808 г. Николай Алексеевич Верстовский был переведен из Тамбовской губернии на службу в Уфу на должность управляющего Оренбургской удельной экспедицией.  Семья Верстовских была музыкальной. Анна Васильевна Верстовская, дочь генерал-майора Волкова, любила музицировать на фортепиано, в доме была большая нотная библиотека. Основы музыкальной грамоты будущий композитор получил от матери. Обнаружив склонность к музыкальной композиции, Алёша Верстовский  сочинял вальсы, песни, незатейливые пьесы для фортепиано, выступал в Уфе в концертах. Другой сын Верстовских —  Василий не расставался со скрипкой, дочь Варвара была хорошей пианисткой. В 1816 г. Алексей Верстовский, по желанию родителей, уехал на учебу в  Петербург [www.tstu.ru/win/kultur/composer/verst/biograf].
18.       Петр Степанович Евтюгин, вероятно, был тестем Михаила Семёновича Ребелинского. О своём втором браке Ребелинский 14 января 1812 сделал такую запись: “В сей день сговорил я за себя невесту, дочь надворного советника П. Ефтюгина — Нажежду Петровну” [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 272]. На Успенском кладбище, по все видимости, был похоронен и сам Михаил Семёнович Ребелинский, умерший в Уфе 2 августа 1815 года возрасте 45 лет [ЦИА РБ. Ф. И-294. Оп. 1. Д. 43], а также погребены многие члены его семьи. В дневнике М.С. Ребелинского можно прочитать следующие записи.

9 апреля 1807 г. Сего числа пополудни, в 11  часов скончался любезный мой родитель. Течения жизни его было 78 лет. 11 апреля 1807 г.  В сей день любезного покойного схоронили. В 10м часу по  полуночи собрались в доме архимандрит, два протопопа и шесть священников, протодьякон с прочими дьяконами и с певчими, вынесли для отпевания в кафедральный теплый собор (поелику он 43 года был священником при том соборе), где простояв обедню, потом отпет, и до самого кладбища всем оным духовенством был провожаем и со звоном. Положен же по правую руку церкви на полуденную строну, не далее как на полтора аршина от стены церковной [Государственная книжная палата РБ. Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 130].

12 июля  1808 г. В сей день пополудни в 6м часу скончалась любезная родительница от водяной болезни пожив на свете слишком 70 лет, положена в одной могиле с покойным родителем моим [Часть II. Л. 165].

2 октября 1811 г.  Любезный мой брат Троицкой церкви священник [Андрей Семенович Ребелинский] быв с 24 числа сентября болен сего числа пополудни в 11м часу скончался…Он в жизни своей почти беспрестанно находился при должностях. Много лет был присутствующим духовнаго правления, потом членом консистории, членом комитета оспенного, служил с набедренником. Он не проходил наук, но имел природный особенный дар. Ему 17 числа сего месяцы в день Андрея Критскаго миновало бы только еще пятьдесят семь лет. Преосвященный Августин в почесть за его службу приказал проводить с хоругвями и по церквам со звоном. 4 октября 1811 г. День был снежной. В который любезного моего покойного в первом часу пополудни погребли. Несли его в кладбищенскую церковь по Казанской улице в препровождении всего здешнего духовенства и певчих. В церкви оной отстоял он обедню, потом подъехал преосвященный и отпевал со всем духовенством сам и по отпетии до могилы препроводя отслужил панихиду. Положен по правую сторону близ самого алтаря вплоть  возле покойных родителей [Часть II. Л. 261-262].

19 октября 1811 г. Скончалась и жена покойного любезного моего брата а моя невестка Татьяна Яковлева из роду Неверовых. Жила в замужестве тридцать девять лет, а после покойного своего мужа две недели и два дни. 21 октября 1811 г. Покойную сего дни похоронили в одну могилу с мужем. Итак после кратковременной весьма разлуки соединились навеки [Часть II. Л. 264].

19.       2 января 1809 М.С. Ребелинский записал в дневнике: “Помер коллежский советник Степан Романовской” [Дневник М.С. Ребелинского. Часть II. Л. 179].
20.       М.С. Ребелинский записал в дневнике: 6 апреля. 1795 г. В сей день померла у  секретаря(?) Романовского жена Анна Ивановна. 7 апреля. Севодни усопшую схоронили. [Дневник М.С. Ребелинского. Часть I. Л. 110].
21.       В метрической книге Успенской церкви сохранилась запись о смерти 30 августа и погребении 1 сентября уфимского мещанина Николая Сергеевича Перлина, 24-х лет. Причина смерти – упал с высоты 8 сажен и умер. Место погребения – при здешней церкви с разрешения епископа Петра [ЦИА РБ. Ф. И-294. Оп. 2. Д. 13. Л. 408]
22.       В сентябре 1824 г. Надворный советник Иван Ларионович Березовский присутствовали на балу, данном в Уфе в честь императора Александра I. На балу находились, видимо, и его дочери: Наталья Ивановна, Ольга Ивановна и Екатерина Ивановна Березовские [Новиков В.А., Гурвич Н.А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. Уфа, 1903. C. 233-234].
23.       В 1864 году М.М. Сомов сообщал, что на местности занимаемой Успенскою церковью “было прежде кладбище, первое в Уфе, основанное в 1782 году, что ещё заметно и ныне по неровностям почвы, изрытой могилами и по некоторым сохранившимся памятникам и надгробным плитам, находящимся внутри и около церковной ограды” [Сомов М. Описание Уфы. Оренбургские губернские ведомости, март-декабрь 1865 г. / полностью опубликованы М.И. Родновым на www.cp809702.cpanel.tech-logol.ru. Записки М. Сомова. С. 20].

Р.Г. Игнатьев писал в 1873 г. об Успенском кладбище:  “От бывшего кладбища при Успенской церкви сохрани­лось несколько памятников, относящихся от 1802 до 1823 го­да; только в 1824 году перестали здесь погребать умерших, так как в этом только году церковь Успения, уже застроенная кру­гом домами, взошла в состав города. На бывшем Успенском кладбище погребены многие из здешних дворянских фамилий, как-то: бывший в Царствование Екатерины П-й Губернатором Уфимским и Симбирским генерал-поручик Пеутлинг, род Верстовских, от которых происходит известный русский композитор А.Н. Верстовский, в 1859 году скончавшийся в Моск­ве; Дмитриевы, Березовские, Аничковы и многие другие. У входа в церковь погребён, как видно из надписи на чугунной плите, Кафедральный Протоиерей Фрагранский, родившийся в 1772, скончавшийся в 1802 году. Фрагранский пользовался известностию в Уфе; он был первый протоиерей кафедраль­ный при открытии епархии и последним из тех, которые до учреждения епархии назывались «Уфимскими» или Протопо­пами всего города. Бывшее кладбище огорожено деревянным забором с 2 воротами, но плиты и насыпи видны из-за ограды; кладбище было обширное; теперь оно много уже застроено до­мами [Игнатьев Р.Г. Церкви и престольные праздники в г. Уфе / Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. II. Уфа, 1873. С. 69].

24.       Темперов Иоанн Андреевич, священник. В 1872 году служил в уфимской Александро-Невской церкви [ЦИА РБ. Ф. И-294. Оп. 2. Д. 13. Л. 1] В 1873 г. состоял членом правления Уфимской духовной семинарии от духовенства, действительным членом Губернского статистического комитета [Адрес-календарь лиц служащих в Уфимской губернии. Уфа, 1873. С. 12, 33]. В 1879 г. Иоанн Темперов, священник уфимской Александро-Невской церкви был награжден орденом Св. Анны 3 степени [Уфимские епархиальные ведомости. 1879 г. № 2. С. 49].
25.       8 сентября 1896 года в праздник Рождества Богородицы  в Успенском приходе состоялось торжество освящения нового здания для церковно-приходской школы. В статье опубликованной в “Уфимских епархиальных ведомостях” было описано это событие, а так же приведен очерк истории школы. Успенская школа являлась одной из старейших в Уфе и первой из церковных.  В год её открытия город имел всего только две школы: 1-е городское училище и 2-е Кузнецовское. Содержалась школа на церковные средства и пожертвования прихожан и благотворителей. Учителями, трудившимися безвозмездно состояли: в 1862-69 гг.  диакон Гавриил Львов, за свои усердные и успешные труды в преподавании рукоположенный в сан священника в 1869 г.; псаломщики Семен Григоровский (1869-1873 гг.) и Иван Троицкий (1874-1878 гг.). В каждом году здесь обучалось от 30 до 60 мещанских и солдатских детей, но в  1880 г. школа была закрыта. В 1884 г. была возобновлена под именем церковно-приходской, заведующим её и законоучителем стал священник Стефан Константиновский, а с 1894 г. священник Виктор Константиновский. Учителем сначала состоял местный диакон А. Кибардин, с 1885 г. попеременно псаломщики Успенской церкви из окончивших курс Уфимской духовной семинарии, и готовившиеся принять сан священников: Константин Монбланов (1885-1887), Иоанн Петропавловский (1887-1892), диакон П. Колокольцов (1892-1894), Аристарх Смирнов (1894-1895, Н. Щелчков (1895-1896). Содержание школы, в основном лежало на Успенском церковно-приходском попечительстве, председателем которого состоял Н.А. Гурвич. В начальные годы своего существования школа помещалась во втором этаже причтового  каменного церковно дома, а затем в сыром подвальном этаже, помещение которого было неудовлетворительным. Весной 1896 года причт совместно с церковным старостой Иваном Игнатьевичем Никитиным решился приняться за устройство нового здания. Благодаря дружному труду прихожан и помощи благотворителей здание было окончено к 1 сентября. В нём было устроено 3 классных помещения, 2 комнаты для учителей, обширная кухня и раздевалка. Здание школы размером 16х26 аршин, высотой помещений в 5 аршин было устроено в русском стиле, покрыто железной крышей, увенчано вызолоченным крестом и украшено резьбой. Крест был водружен над фронтоном школы, во всю ширину которого помещена вывеска, написанная славянскими вызолоченными буквами. При школе был оставлен довольно обширный двор, и огорожено место в 365 кв. сажен, назначенное под школьный сад и огород. В три отделения школы в 1896 году было принято 104 мальчиков и девочек. Попечителем стал уфимский купец Никифор Миронович Патокин [Уфимские епархиальные ведомости. 1896 г. № 20. С. 685]. Успенская церковно-приходская школа находилось по адресу: ул. Церковная, 7. Ныне это ул. Худайбердина [Справочная книга г. Уфы. Уфа, 1908. С. 170, 219].
26.       Улицы:

Большая Успенская, ныне — Коммунистическая;

Малая Успенская — Энгельса;

Малокладбищенская — ?;

Телеграфная – Цюрупы;

Старожандармская — Крупской;

Лазаретная — Ленина;

Калмацкая — Чернышевского;

Приютская — Кирова;

Новосибирская — Пархоменко;

Богородская — Революционная;

Солдатская слобода — Волочаевская.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: