Свице Я., Коршунова Н. История четырех фотографий
14.12.15
Свице Я., Коршунова Н. История четырех фотографий
14.12.15

В течение последних лет с уфимскими краеведами переписываются, живущие в Рязани потомки священника Уфимской епархии: Михаила Евграфовича Тихановского (1867-1937), расстрелянного в 1937 году; и его сына  священника Николая Михайловича Тихановского (1894-1919?), расстрелянного во время гражданской войны в селе Шемяк.    

В одном из последних сообщений потомки уфимских священномучеников рассказали, что недавно в старинном еще “уфимском” буфете, в тайнике они нашли четыре дореволюционных фотографии.  А затем прислали их сканы и воспоминания внучки о. Николая Тихановского — Натальи Николаевны Коршуновой (1947 г.р.) – о трагической судьбе ее деда, и об истории этих фотографий.

Когда-то это были обыкновенные семейные ученические снимки.  На одной «епархиалки» — ученицы Уфимского епархиального женского училища. Видимо, с классной наставницей и учителем, они расположились в актовом зале училища (за группой видны высокие двери, и на стенах портреты епископов). На другом фото — выпуск училища 1912 года, на нем весь преподавательский состав и ученицы, среди которых дочь сельского священника Вера Громова. Епархиальные женские училища были средними учебными заведениями, в которых в основном учились девочки из семей духовенства. Многие выпускницы становились затем сельскими учительницами. На двух других фотографиях ученики Уфимского мужского духовного училища, и выпуск Уфимской духовной семинарии 1916 года. И среди выпускников, будущий священник Николай Тихановский.

Когда-то подобных снимков в Уфе было множество. На сегодняшний день их известно буквально единицы. После окончания гражданской войны уфимские духовные учебные заведения были закрыты. Судьбы многих преподавателей и выпускников сложились трагически. Практически все духовенство, и их семьи подверглись преследованиям. И даже фотографии, имевшие какое-либо отношение к духовенству, были очень опасными. Их уничтожали, или как Вера Иосифовна Тихановская (Горомова), на глазах которой был расстрелян муж священник, — хранили в тайниках.

Янина Свице

фото 1 (33 Мб)

1916 год. Выпуск Уфимской духовной семинарии. Епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский). Ректор семинарии архимандрит Артемий (Ильинский). Преподаватели семинарии. Выпускники семинарии. Николай Тихановский — во втором ряду первое прямоугольное фото слева.

 

фото 2 (29 Мб)

1912 год. Выпуск Уфимского епархиального женского училища. Слева в верхней части фотографии Епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил (Троицкий). Преподаватели и преподавательницы училища. Выпускницы училища. Вера Громова —  в четвертом ряду пятое фото справа.  

 

фото 3 (14 Мб)

Ученицы Уфимского епархиального женского училища 1900-е годы

 

фото 4 (13 Мб)

Ученики Уфимского мужского духовного училища 1900-е годы.

 

Эти фото появились в начале XX века, в городе Уфе, а нашлись случайно в XXI веке в городе Рязани.

За 100 лет их существования произошло много интересных и неожиданных событий с одной девочкой и одним мальчиком, сфотографированными со своими одноклассниками и преподавателями.

В селе Шемяк Уфимского уезда в Башкирии в конце XIX века, в 90-х годах судьба свела Верочку Громову и Коленьку Тихановского. Оба жили в «поповке» при церкви в семьях своих отцов – священника Громова Иосифа Петровича и дьякона Тихановского Михаила Евграфовича. Семьи в то время были очень большие. У Громовых Иосифа Петровича и Анны Алексеевны, приехавших из Владимирской губернии, родилось 13 детей, выжили – 7, доживших до глубокой старости 80-100 лет. Это Ольга, Мария, Антонина, Клавдия, Вера, Александра, и Михаил – единственный погиб в 20 лет в гражданскую войну. У Тихановских Михаила Евграфовича и Наталии Аполлинарьевны тоже 7 детей: Александра, Павлина, Ольга, Лидия, Павел, Николай, Борис. У всех разные судьбы.

Дети Тихановского и Громова дружили друг с другом, вместе играли, вместе учились в семинарии и училище в Уфе, потом по жизни до самой смерти своей помогали друг другу, переписывались, ездили в гости уже со своими детьми и внуками. Одногодки (1894 г.) Тихановский Коленька и Верочка Громова всегда ходили, держа друг друга за ручку, потом поженились в 1914 году. Вера Иосифовна в 1912 году закончила учебу в Уфимском епархиальном училище, потом два года училась в Москве на Педагогических курсах при обществе воспитательниц и учительниц им. Тихомирова. Не закончив курсы, и выйдя замуж в Уфе, стала работать учительницей начальных классов с 1914 года.

Эти детские и юношеские фотографии супругов Тихановских стали храниться в их семье на видных местах, судя по многочисленным следам от гвоздиков. Часто вспоминали свое детство и юношескую любовь, ради которой Вера уехала из Москвы к любимому Коленьке, не выдержав разлуку.

Просле окончания Духовной семинарии в 1916 году, место священника Тихановский Николай Михайлович получил не сразу. Когда тяжело заболев, отец его жены Веры – Иосиф Петрович специально «просил» в епархии отдать его место ближайшему родственнику. В 1918 г. Громов И.П. умер, а Тихановский Николай Михайлович стал священником в с. Шемяк Уфимского уезда. В эти  годы у супругов родились дети-двойняшки, через год умерли, жена работала учительницей, была опять беременна.

25 октября 1917 г. произошла в России октябрьская революция. А в 1918 г. В.И.Ленин – вождь революции, издал указ, что бы по всей стране разрушали церкви, конфисковали церковные ценности, а священников уничтожали.

Весной 1919 года в с. Шемяк красноармейцы собрали в телегу священника, старосту, другую учительницу из школы (но потом отпустили, так как плакали ее дети), повезли за село, за пригорок в лес и расстреляли. Еще вариант: священника после бани вывели во двор и на глазах жены расстреляли (6 пуль). Вера Иософовна долго была в шоке, долго не могла оправиться, всю жизнь боялась пострадать от властей за мужа и родственников-священников. Когда через пол года родился у нее сын – Николай Николаевич, она ничего ему не рассказывала об его отце и других Тихановских, не общалась с родителями мужа, что бы ее сына Николая  не преследовали за репрессированного отца. Все фотографии, отражающие связь с религией, ею были тщательно спрятаны от посторонних глаз на долгие годы. Не показывала их даже своим внукам через многие десятилетия.

Прятать такие огромные фотографии (40 × 55 см) было довольно сложно, т.к. жизнь ее была всегда на виду. Учительницу младших классов окружало много любопытных глазенок, которые всегда крутились вокруг своей учительницы и после учебы, и жители сел, в которых она работала. К ней в дом наверняка приходили помочь заготовить дрова для школы, поговорить о своих детях. Каждые несколько лет Народный комиссариат просвещения посылал ее учительствовать в разные школы сел Башкирии. Очень многих детей обучила она грамоте и тем знаниям, которые она получила в Епархиальном училище. А жители сел охотно помогали ей грузить на телеги ее вещи при переездах. Это всегда были 2 сундука с постелью, бельем, посудой, книгами, 6 венских стульев и огромный буфет из 2-х частей с резной «короной» наверху.

Сын Николай в 1938 году успешно сдал экзамены  в Москве в Горном институте, но не приняли, как сына священника, хотя он родился после его смерти. Но с этими результатами он стал учиться в Грозном, что бы искать черное золото для своей страны. Потом война. В 1941-43 гг. он учился в танковом училище. В 1943 Курская дуга, ранение, освобождение Западной Украины, Польши, контузия, освобождение Берлина, Праги. Награжден орденом Красной звезды и 3 медалями. В 1946 г. опять продолжил учебу в институте в Грозном, женился.

В годы войны Николай Николаевич Тихановский получал офицерский «аттестат», который высылал матери в Башкирию. А она в это время учила детей железнодорожников в Чишминской школе-интернате № 47. Тихановская Вера Иосифовна была очень скромным человеком. И всю важность ее работы и ее наград мы почувствовали после ее смерти.   

Когда в 1947 в Грозном у ее сына Николая родилась дочка – ее первая внучка, то она поехала в Грозный из Чишмы-2 помогать ему. Опять погрузила свои вещи в контейнер, они проделали путь с Уральских гор до гор Кавказских. Среди них, естественно, были и фотографии ее детства. Пока сын доучивался в Нефтяном институте, до 1949 г. она учительствовала, помогая этим его семье материально (хотя какая у учительницы была в то время зарплата! И все же…). Последние годы своей учительской деятельности  она проработала недалеко от Сызрани. С Кавказских гор перевозила свои вещи до Жигулевских гор. Рядом, в Жигулях, в поселке Зольное ее сын Николай работал в нефтяной разведке главным инженером и жил с семьей в коммунальной квартире.

Когда в 1950 г. родился ее второй внук, она переехала жить к сыну в его комнату, помогать растить внуков. Спала на своих сдвинутых венских стульях на перине. Буфет красовался в общей кухне и служил надежным убежищем для внуков при игре в прятки. Все ящики, полки и разделочные доски  были изучены досконально. Ее сын Николай был хорошим инженером. На работе его звали «кривой мастер» за умение бурить скважины под любыми углами. Посылали  в Среднюю Азию (Узбекистан) тушить сложный подземный пожар. Потом направили  на учебу в Нефтяную академию в Москву на 2 года. За это время у него родилась еще дочь. Бабушке Вере прибавилось забот. С внуками она всегда была спокойна и доброжелательна, устраивала новогодние елки с костюмами, масками, стихами, для внуков и их друзей из дома. А дырки на одежде штопала особенными красивыми штопками. Дети, сами не замечая, перенимали ее манеру разговорного правильного русского языка. В семьях ее внуков стало традицией делать пельмени уральские и пироги с разными начинками по ее рецептам.

Но переезды еще не закончились. После академии, Николая направили поближе к Оренбургским степям в новый город нефтяников Отрадный Куйбышевской области. Старшие внуки немного подросли, и она стала показывать им из своих сундуков некоторые фото своей молодости, мужа-студента и фото сестер: своих и мужа. На вопрос «Где же дедушка?», отвечала внукам без особых объяснений, что погиб в гражданскую войну. Сама она дожила до 91 года (1986 г.) и помогала внукам растить 3-х правнуков.

С 1962 года и сейчас живем в Рязани. Николая Николаевича Тихановского направили сюда в газовую разведку под Рязанью. Сделать подземное газовое хранилище для города. А потом он остался в городе и работал на нефтезаводе. Там же работали в разное время его жена и дети.

Вещи из Отрадного Куйбышевской области перевезли в Рязань. Буфет в квартире с низким потолком не уместился и был отправлен на дачный участок в домик. Нижняя половина служила хранилищем садовых инструментов, а верхняя – для посуды. И простоял он там больше 50-ти лет. В 2015 году внуки Николая Николаевича решили обновить садовый домик, построить новый. Вытащили этот буфет, собрали инструменты. Полки были застелены старыми газетами. А под ними оказались 2 большие фотографии выпускных: прабабушки Громовой Веры Иосифовны и прадедушки Тихановского Николая Михайловича. А дочка Николая Николаевича решила вытащить разделочные доски и нашла под ними еще две фотографии. Вероятно, их спрятали еще в 60-х годах, после переезда в Рязань. Все были очень удивлены!

Наталья Коршунова,
Рязань

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.