иерей Борис Стоцкий,
штатный клирик Покровского храма г.Уфы
Доклад на
ХIV ЕПАРХИАЛЬНЫХ ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ
«80-летие Великой Победы:
память и духовный опыт поколений»
Роль Русской Православной Церкви и православных священников в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
Накануне Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь подверглась жестоким репрессиям. Гонения распространились не только на церкви (изъятие мощей, разрушение храмов), но и на православных священников. Одни были арестованы и удерживались в лагерях и тюрьмах, другие претерпели мученическую кончину.
Но в первый день войны, 22 июня 1941 г. глава Православной Церкви митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился с посланием ко всем верующим, в котором говорилось, что «с Божией помощью и на сей раз народ развеет в прах фашистскую вражескую силу». Также он заверил, что Церковь находится на стороне народа. Такое заявление породило в среде церковнослужителей огромное количество новых посланий, рассчитанных на поднятие боевого духа народа. Государство не стало препятствовать Русской Православной Церкви в этой патриотической деятельности. По всей стране в православных храмах стали проводиться молебны за грядущую Победу.
Оставшиеся на свободе и вернувшиеся к моменту войны из ссылок и тюрем священнослужители, чудом оставшиеся в живых, были призваны в ряды Красной Армии. Они стали ярким примером для народа. Клирики молились за страну, помогали словом и делом, вдохновляя народ на борьбу с фашистами. В своих проповедях и обращениях к верующим священники призывали к подвигам в труде и укреплению обороны СССР. Несмотря на ненависть и обиду к власти, вернувшиеся из тюрем и ссылок церковнослужители не отвернулись от страны. Предвидя огромную опасность боевых действий для народа и страны, они уходили на фронт добровольно.
Во время войны по всем православным приходам был объявлен сбор денег для нужд Красной Армии. Это дало возможность для формирования эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Дмитрий Донской». Позже танкисты «Дмитрия Донского» примут бой на 1-м Белорусском фронте, где прорвут немецкую оборону. За годы войны Церковь собрала более 300 миллионов рублей добровольных пожертвований.
Совместно с верующими священники собирали теплые вещи, лекарства и продовольствие для солдат. А пожертвования прихожан перечислялись на военные нужды. Священники в годы войны проявили максимум героизма и боевого духа в борьбе с фашистами.
Известны некоторые священнослужители в сане участники Великой Отечественной Войны, например: иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх Пимен, в то время, когда началась война отбывал ссылку в Средней Азии. Начав свой боевой путь заместителем командира роты, он дослужился до звания майора. В мае 1942 года его полк начал сражаться с гитлеровцами в составе Южного фронта. В ходе Харьковской операции полк попал в окружение, и люди были обречены. У иеромонаха Пимена была с собой икона Божией Матери «Нечаянная Радость», под огнём он молился перед ней. И случилось чудо — полк вышел из окружения, и люди были спасены. После войны с иеромонаха Пимена Извекова были сняты все обвинения, ему вернули воинское звание, и он получил документы ветерана войны; иерей Николай Куницын — клирик городского храма Чистополя, который по имеющимся сведениям на фронтах Великой Отечественной войны был удостоен также медалей «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»; протоиерей Дмитрий Логачевский, будучи клириком нашей Уфимской Епархии, был призван в трудовую армию. По официальным источникам он был «на строительстве оборонительных сооружений в защиту героического Ленинграда и там же получил ранение», и после был отправлен на излечение в Уфу. Отец Димитрий рассказывал в старости, что был в штрафбате. Был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После ранения отец Дмитрий был настоятелем Сергиевского Собора.
Также хочу отметить тот факт, что «За патриотизм и материальную помощь делу обороны церкви Сергиевская и Крестовоздвиженская г. Уфы, Татьянинская г. Стерлитамака и Троицкая г. Белорецка были удостоены благодарности Главнокомандующего И.В. Сталина».
Стоит отметить и такую личность — святителя Луку Крымского (Войно-Ясенецкий). В годы войны епископ Лука возглавил все госпитали Красноярска, а затем Тамбова. Ранее в своих телеграммах из ссылки он писал: «Я епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
После войны около 90 священников были удостоены медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». Огромное количество солдат-героев, в тяжелую для них минуту обратились к Богу. А после войны стали священниками.