Старинные фрески Спасского храма

В начале июля 2019 года, во время косметического ремонта трапезной части Спасского храма г. Уфы, вдруг неожиданно легко стали открываться скрытые под штукатуркой и несколькими слоями краски старинные фрески. (Несколько фрагментов были открыты ещё в начале 2000-х годов. Тогда же экспертами ЮНЕСКО была проведена их художественно-качественная оценка.) Изумленные маляры отложили валики и кисти и принялись за очистку росписей.

К сожалению, значительные участки фресок были сбиты до кирпичной кладки ещё в советские годы, а открытые фрагменты сильно пострадали от нанесенной тогда же штукатурки и краски. Тем не менее, вновь отрытые фрески стали настоящим подарком для прихожан, расценивших это событие как настоящее чудо, которому промыслом Божиим было уготовано произойти в нынешнее время.


Художественно-качественная оценка настенных росписей Спасского храма г. Уфы.

  1. Техника иконописной росписи храма соответствует византийской  школе иконописи VII-XII веков.
  2. На данный момент аналогичных по технике исполнения росписей в России не обнаружено.
  3. Использование восковой основы красок и поверхностного слоя способствовало сохранности цветовой гаммы и контрастности штрихов.
  4. В 1930-х годах росписи были забелены с применением мела, извести и цемента, а в отдельных частях заштукатурены, - под воздействием проникающей влаги может быть разъедена и восковая основа, и краски.
  5. Архивные документы описаний росписей храмового помещения и открытые фрагменты указывают на сюжетную последовательность библейских тем.
  6. Открытые фрагменты указывают на мастерство живописцев XIX века: Григория Никонова СЕРЕБРЕННИКОВА и Андрея КОРНИЛОВА, - в выборе пластически выразительных содержательных моментов и на глубинные композиции построения сильной смысловой колоритности.
  7. Требуется привлечение высококвалифицированных специалистов по реставрации настенных фресок и живописцев для воссоздания всех росписей храма.
  8. Уникальность и художественная ценность храмовой живописи Спасского храма г. Уфы заключена в авторском решении библейских сюжетов с отклонением от иконописных канонов русского Православия; в том, что живописцы владели техникой древней иконописи и мастерски применили её.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ: Современное состояние открытых фресок и самого сохранившегося двухсотлетнего храмового здания требует незамедлительных ремонтно-реставрационных работ, с учётом ремонта кровельного покрытия во избежание увлажнения внутренних помещений, с целью поддержания оптимального температурного режима.