29 января 2020г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошел семинар для руководителей епархиальных ОРОиК. Ведущий — председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Участие приняли руководители и сотрудники секторов СОРОиК. Присутствовали председатель Отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин и руководители и представители епархиальных ОРОиК. От Уфимской епархии участвовал руководитель уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин.
Митрополит Меркурий обратился к собравшимся и поблагодарил всех за труды. Он поделился размышлениями о проблемах в религиозном образовании. Отметил в частности важность работы в информационной среде, сказав, что «Коммуникация, информационное поле современного образования требует постоянного мониторинга не только внимательного отслеживания новостей, но их анализа и сопоставления информации из разных источников, формирование самостоятельной повестки. Я бы хотел сделать на этом акцент — мы должны не просто реагировать на ту или иную новость, общественную, государственную позицию, но в первую очередь сами формировать повестку, задавать тональность, готовить общественное мнение, «почву» для того, чтобы церковные инициативы в образовании находили благодарный отклик в умах, и что намного более ценно — в сердцах наших сограждан. Не только среди единомышленников и православных! Нужно работать на более широкую аудиторию. Конечно, сбор, анализ, систематизация, презентация информации — дело само по себе крайне трудоемкое. Но именно здесь, в информационном поле, сегодня идет борьба за умы и души молодых людей, здесь проходит связь поколений. Если хотите — и наследие и наследники сегодня формируются в информационном поле. Победа или поражение тоже во многом зависят от слаженности наших действий».
Выступавшими сотрудниками СОРОиК было высказано пожелание выставлять качественный контент на епархиальных сайтах и сообщать в СОРОиК и наиболее значимых события в епархии в области религиозного образования и катехизации не позднее полудня следующего за событием дня.
Митрополит Меркурий поделился своим видением религиозного образования в школах и предметной области ОРКСЭ. «ОДНКНР – это логическое продолжение ОРКСЭ на основном уровне общего образования, – так зафиксировано в официальных документах Министерства просвещения… Пока содержание этой предметной области не определено. Единодушие, четкая артикуляция официального мнения Церкви на всех региональных и федеральных форумах, активное участие наших представителей в подготовке педагогов и учебных пособий, в конце концов, я уверен, обеспечат высокое качество преподавания ОПК и достаточное количество учебных часов для полноценной реализации предмета».
Кроме того, владыка Меркурий высказал личное мнение о том, что существующие учебники по Основам православной культуры надо менять. Мы должны помнить, сказал владыка, что задача, которая стоит перед предметом — не обучение религии, а нравственное воспитание, а, значит, нравственное оздоровление общества. Он указал на существование огромного разрыва между тем, в каком мире дети живут, их нравственным состоянием и содержанием учебников. Владыка призвал присутствующих учится вступать в диалог с ребенком: задавать ему вопросы и слушать его ответы. В диалоге необходимо подвести ребенка к тому, что существуют другие точки зрения, кроме его личной. И только затем ознакомить его с тем, что идеальная позиция по обсуждаемому вопросу изложена в Евангелии.
Говоря о волнующих наших детей вопросах, владыка рассказал, что по инициативе СОРОиК был проведен опрос детей начальной школы с целью узнать, что же их интересует. В результате которого были получены следующие ответы.
1. «Кто я?».
2. «Что такое личность?».
3. «Что такое герой?».
4. Что такое семья?
5. «Каково мое место в семье?».
6. «Какое мое место в обществе?».
По сути – это вопросы мировоззренческого характера, которыми в прошлом веке начинали интересовать детей с 15 летнего возраста.
Затем, был проведен опрос о том, что интересует детей уже среди их педагогов, который подтвердил искренность ответов детей.
Результаты опросов были переданы методистам министерства просвещения РФ с тем, что с учетом их были написаны новые учебники по ОДНКНР и ОРКСЭ.
Владыка высказал мнение, что если учебники не будут давать ответы на волнующие детей вопросы, то даже при высоких процентах по выбору основ православной культуры, в Росси не будет нравственного общества.
Председатель Синодального отдела подчеркнул важность конфессиональной аттестации и содействия развитию православных образовательных организаций: «Православная школа, детский сад –… это самый эффективный индикатор развития или угасания церковной жизни. Ни величественные соборы, ни пышные облачения, а детские парты и кроватки для тихого часа в детских садах, игровые площадки – гарантия будущего процветания Церкви. Если выбор стоит именно так, то лучшего вложения и возврата средств и настоящем и в будущем, чем в развитие церковного образования – просто не существует».
Одним из наиболее значимых и перспективных церковно-образовательных проектов митрополит Меркурий назвал реализацию Стандарта для воскресных школ: «Реализация Стандарта – конкретный показатель активности и ЕОРОиК, и каждого прихода, и, что не менее важно, нашей консолидации. Необходимость новых подходов работы с молодежью на приходах давно назрела. Стандарт – лишь один из возможных вариантов активизации в этом направлении. Знаю, что во многих воскресных школах он уже успешно применяется. Если кто-то имеет свой, отличный, особенный опыт, можем обсуждать любые новаторские подходы».
Руководитель Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин.
29 января 2020г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошел семинар для руководителей епархиальных ОРОиК. Ведущий — председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Участие приняли руководители и сотрудники секторов СОРОиК. Присутствовали председатель Отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин и руководители и представители епархиальных ОРОиК. От Уфимской епархии участвовал руководитель уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин.
Митрополит Меркурий обратился к собравшимся и поблагодарил всех за труды. Он поделился размышлениями о проблемах в религиозном образовании. Отметил в частности важность работы в информационной среде, сказав, что «Коммуникация, информационное поле современного образования требует постоянного мониторинга не только внимательного отслеживания новостей, но их анализа и сопоставления информации из разных источников, формирование самостоятельной повестки. Я бы хотел сделать на этом акцент — мы должны не просто реагировать на ту или иную новость, общественную, государственную позицию, но в первую очередь сами формировать повестку, задавать тональность, готовить общественное мнение, «почву» для того, чтобы церковные инициативы в образовании находили благодарный отклик в умах, и что намного более ценно — в сердцах наших сограждан. Не только среди единомышленников и православных! Нужно работать на более широкую аудиторию. Конечно, сбор, анализ, систематизация, презентация информации — дело само по себе крайне трудоемкое. Но именно здесь, в информационном поле, сегодня идет борьба за умы и души молодых людей, здесь проходит связь поколений. Если хотите — и наследие и наследники сегодня формируются в информационном поле. Победа или поражение тоже во многом зависят от слаженности наших действий».
Выступавшими сотрудниками СОРОиК было высказано пожелание выставлять качественный контент на епархиальных сайтах и сообщать в СОРОиК и наиболее значимых события в епархии в области религиозного образования и катехизации не позднее полудня следующего за событием дня.
Митрополит Меркурий поделился своим видением религиозного образования в школах и предметной области ОРКСЭ. «ОДНКНР – это логическое продолжение ОРКСЭ на основном уровне общего образования, – так зафиксировано в официальных документах Министерства просвещения… Пока содержание этой предметной области не определено. Единодушие, четкая артикуляция официального мнения Церкви на всех региональных и федеральных форумах, активное участие наших представителей в подготовке педагогов и учебных пособий, в конце концов, я уверен, обеспечат высокое качество преподавания ОПК и достаточное количество учебных часов для полноценной реализации предмета».
Кроме того, владыка Меркурий высказал личное мнение о том, что существующие учебники по Основам православной культуры надо менять. Мы должны помнить, сказал владыка, что задача, которая стоит перед предметом — не обучение религии, а нравственное воспитание, а, значит, нравственное оздоровление общества. Он указал на существование огромного разрыва между тем, в каком мире дети живут, их нравственным состоянием и содержанием учебников. Владыка призвал присутствующих учится вступать в диалог с ребенком: задавать ему вопросы и слушать его ответы. В диалоге необходимо подвести ребенка к тому, что существуют другие точки зрения, кроме его личной. И только затем ознакомить его с тем, что идеальная позиция по обсуждаемому вопросу изложена в Евангелии.
Говоря о волнующих наших детей вопросах, владыка рассказал, что по инициативе СОРОиК был проведен опрос детей начальной школы с целью узнать, что же их интересует. В результате которого были получены следующие ответы.
1. «Кто я?».
2. «Что такое личность?».
3. «Что такое герой?».
4. Что такое семья?
5. «Каково мое место в семье?».
6. «Какое мое место в обществе?».
По сути – это вопросы мировоззренческого характера, которыми в прошлом веке начинали интересовать детей с 15 летнего возраста.
Затем, был проведен опрос о том, что интересует детей уже среди их педагогов, который подтвердил искренность ответов детей.
Результаты опросов были переданы методистам министерства просвещения РФ с тем, что с учетом их были написаны новые учебники по ОДНКНР и ОРКСЭ.
Владыка высказал мнение, что если учебники не будут давать ответы на волнующие детей вопросы, то даже при высоких процентах по выбору основ православной культуры, в Росси не будет нравственного общества.
Председатель Синодального отдела подчеркнул важность конфессиональной аттестации и содействия развитию православных образовательных организаций: «Православная школа, детский сад –… это самый эффективный индикатор развития или угасания церковной жизни. Ни величественные соборы, ни пышные облачения, а детские парты и кроватки для тихого часа в детских садах, игровые площадки – гарантия будущего процветания Церкви. Если выбор стоит именно так, то лучшего вложения и возврата средств и настоящем и в будущем, чем в развитие церковного образования – просто не существует».
Одним из наиболее значимых и перспективных церковно-образовательных проектов митрополит Меркурий назвал реализацию Стандарта для воскресных школ: «Реализация Стандарта – конкретный показатель активности и ЕОРОиК, и каждого прихода, и, что не менее важно, нашей консолидации. Необходимость новых подходов работы с молодежью на приходах давно назрела. Стандарт – лишь один из возможных вариантов активизации в этом направлении. Знаю, что во многих воскресных школах он уже успешно применяется. Если кто-то имеет свой, отличный, особенный опыт, можем обсуждать любые новаторские подходы».
Руководитель Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин.