Самойленко Н. Н. Пути формирования духовно – нравственных идеалов молодежи в условиях глобализации
29.10.13
Самойленко Н. Н. Пути формирования духовно – нравственных идеалов молодежи в условиях глобализации
29.10.13

Доклад на III церковно-общественном форуме «Табынские чтения» (г.Уфа, 29.10.2013)

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, называемые глобализацией, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. В связи с этим растут показатели по девиантному, асоциальному поведению среди молодежи.

По данным статистики, с каждым годом все выше становится в нашей стране уровень наркомании, алкоголизма и табакокурения. 

По состоянию на 1 октября 2013 года число больных наркоманией в Республике Башкортостан составляет – 6 141 человек, из них около 30% молодежи, то есть около 1 800 человек.

Людей, употребляющих наркотические средства – 3 341 человек, из них 60 несовершеннолетних.

Что касается алкогольной зависимости, здесь можно увидеть следующие показатели. Высок уровень потребления алкоголя населением Республики Башкортостан — 7,4 л абсолютного алкоголя на душу населения по объемам реализации алкогольной продукции в республике. Медицинская статистика показывает, что за последние года отмечается «омоложение» лиц, страдающих наркологическими заболеваниями (в том числе алкогольными психозами и алкоголизмом). Если в 2008 году было зарегистрировано 6 подростков, страдающих хроническим алкоголизмом, то в 2010 году — 21 человек. За период 2007 — 2010 годов зарегистрировано 377 случаев отравления алкоголем детей и подростков.

Если говорить о курении, большая часть молодежи является некурящей, при этом около 59% никогда курить не пробовали, около 25% пробовали курить, но в дальнейшем бросили, более 16% являются активными курильщиками и курят раз в день и чаще.

Распространение в российском обществе этих пагубных привычек молодежь связывает с падением уровня жизни, с социально – экономическим неблагополучием, утратой морально-нравственных ориентиров в обществе, снижение авторитета и роли семьи в воспитании детей и отсутствие контроля со стороны общества.

Одной из важнейших задач для нас должно быть определение тех ценностей, которые современная молодежь реально приняла или не приняла по тем или иным причинам, и изучение тех жизненных приоритетов, которые она для себя в жизни выбирает.

Эти проблемы, на мой взгляд, должны разрешаться тремя институтами: институтом семьи, институтом государства и институтом церкви.

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй. Приоритетной задачей государства и политического строя является актуализация системы общенациональных ценностей. Духовно — нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность.

Актуальность проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей  связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера;
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку;
  • в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная, потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения.

Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры.

Важнейшим источником жизненного опыта молодежи являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Роль семьи в жизни подрастающего поколения неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь человека.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступают непреходящие моральные ценности — любовь, уважение, доброта, порядочность, честность, справедливость, совесть, достоинство, долг. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

В семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние духовные и эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

В истории российской духовной нравственности лежит и мощнейший фундамент – церковь. Факт крещения Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру, к себе, к Богу. Опора на устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны, – основа духовно–нравственного воспитания. В светских образовательных учреждениях необходимо уделять большее внимание использованию культурных ценностей традиционных религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России. Учитывая имеющийся опыт религиозного образования,  важно пересматривать и дорабатывать содержание общеобразовательных, профессиональных и дополнительных учебных программ с точки зрения включения в них ценностей отечественной духовной культуры и традиционных религий.

Опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ей силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения.

В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности и поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего, потому что европейцы – индивидуалисты, которые стремятся развить предприимчивость и расчетливость, а русские люди – коллективисты, которые способны думать о других, а не только о себе.

Сейчас в период глобализации темпы навязывания западных ценностей  не сбавляют оборота, молодежь, пытаясь найти верный путь, растрачивает свой громадный потенциал в интересах зарубежных государств. Таким образом, финансовые накопления идут в Европу, а умы в Америку.

Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути, являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно, социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению, эти качества в современной России встречаются сейчас не с такой завидной регулярностью.

Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера – это, прежде всего, состояние души, а не способ вселить в человека как можно больше норм и правил.

Обобщая сказанное, отмечаю, что формирование духовно – нравственных ценностей и идеалов молодежи  — это одна из ключевых задач как государства, так семьи и религии. Действуя сообща, эти слагаемые обеспечат нашему будущему, молодежи, достойное развитие и воспитание.

 

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: