протоиерей Олег Самойлов,
руководитель Отдела Уфимской епархии
по взаимодействию с МВД и Росгвардией
Доклад на
ХIV ЕПАРХИАЛЬНЫХ ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЯХ
«80-летие Великой Победы:
память и духовный опыт поколений»
Христиане тыла — фундамент Великой Победы.
Следует начать с того, что Великая Победа, которой посвящены наши чтения, бесспорно принадлежит всему героическому поколению наших предков, вне зависимости от национальности, вероисповедания, а также тем, кто не исповедовал какую-либо веру и даже был атеистом. И сегодняшнее наше мероприятие также является не сугубо церковным, но церковно-общественным, что позволяет высказывать различные взгляды. В числе прочих и я хочу поделиться с вами своими изысканиями и рассуждениями по теме.
Мой доклад о фундаменте Победы. Как все знают, основные качества фундамента – монолитность и крепость, применительно к теме это – единодушие и стойкость людей. Стойкости в русском народе всегда хватало с избытком, а вот единодушие могло подвести. Не будем забывать, что с 1937 года прошло совсем немного времени. Критически необходимо было примирение, нужен был общий понятный смысл.
Настрой верующих людей можно проиллюстрировать примером святого Владыки Луки Война-Ясинецкого. Находясь, по причине гонения, в третьей ссылке, он, тем не менее, еще в самом начале войны писал руководству страны, чтобы ему разрешили поступить в клинику и проводить операции, спасая раненых. Причем обещал, по окончанию войны снова вернуться в ссылку. Напомню, что он был выдающимся хирургом. Однако, лишь в 1943 году последовал жест примирения от власти.
В Христианской среде, говоря о Великой Отечественной войне, принято вспоминать и чрезвычайно высоко оценивать решение Сталина — открыть в 1943 году храмы и не препятствовать верующим молиться в них, и, разумеется, это была очень весомая лепта. Но будем реалистами, и не будем забывать, что таких людей было отнюдь не подавляющее большинство. И вот здесь, я хотел бы взглянуть на тему с необычной стороны. Существует такое выражение: «Христиане без Христа», скорее всего это чисто русский феномен, который наиболее ярко проявился в середине ХХ века, к коему периоду относятся и годы войны. Большая часть, по крайней мере славянского населения страны, были крещёнными и воспитанными, если даже не в вере, то по крайней мере верующими родителями. А остальная часть, за частую даже не осознавая того, были носителями духа Христианской веры, так как даже для абсолютных атеистов в дальнейшем был сформирован «Моральный кодекс строителей коммунизма», его основой, как мы знаем, служили Христианские заповеди, а именно: жертвенная любовь во благо ближних. Вот это и явилось тем цементом, который скрепил фундамент.
Мы редко вспоминаем, что если даже не рассматривать в глобальном плане, то по крайней мере, русская цивилизация была еще Христианской и если даже не по форме, то по содержанию. Бесспорно то, на чем создавалось наше общество и что культивировалось в течении тысячи лет, не могло исчезнуть моментально по чьему-либо приказу. В истории и психологии, как и в прочем существует инерция.
И вот когда это поколение столкнулось с глобальным злом, и на чашу весов легло существование страны, то мало перед кем возникал вопрос: действовать исходя из своих шкурных интересов или «положить душу свою за други своя». Вот эти люди, которым мы обязаны нашим существованием.
«Здание» победы несомненно строилось доблестью фронтовиков, но также несомненно, если бы за их спинами не было крепкого тыла, а было бы общество пропитанное недоверием друг к другу, доносами, злобой, то вряд ли бы эта сверхъестественная победа была достигнута. Людей связал во едино дух Христианской всепрощающей жертвенной любви.
В подтверждении этому могу напомнить, что, пожалуй каждый из присутствующих, застал людей того поколения и имел опыт общения с ними. Лично я постоянно замечал, удивлялся и даже поражался насколько их жизнь и мировоззрение близки к идеалам Христианства и мне было больно слышать и осознавать, что личность Христа была им не нужна.
Теперь вернемся к тому, что тема Табынских чтений включает не только память, но и духовный опыт поколений. Какой же опыт мы получили?
Во-первых, подтвердилась извечная философская аксиома, что содержание важнее формы. А дальше, т.к. мы имеем такую возможность, мы можем проследить развитие нашего общества. Инерция, о которой мы говорили, замедлилась или возможно даже закончилась и пред страной снова встал вопрос: что для нее Христианство, чуждая идеология или истинный путь? Каждому пришлось по своему отвечать на этот вопрос, кто-то приобрел веру, кто-то, повинуясь веянию времени полу осознанно крестился, кто-то решил, что Христианство не для него. Но, как бы там ни было, мы видим, что человечеству трудно или даже невозможно существовать без Христианства. В свою очередь, истинное Христианство не может существовать лишь в своей внешней форме. Необходимо содержание – жизнь по Евангелию и самое главное, необходима Личность Христа, живое общение с Ним.
Все это приходится осознавать и решать как целым народам, поколениям, так и лично каждому человеку.
В заключении хочу сказать, что моя тема была посвящена Христианам тыла, хотя тоже самое можно отнести и к людям находящимся непосредственно на фронте . Но не сохрани Христиане тыла свою национальную идентичность, свои принципы, даже при победе на поле боя, победители могли вернуться в совершенно другую страну. И как мы знаем, в мировой истории такое случалось.