РЕЗОЛЮЦИЯ Межрегиональной научно-практической конференции«Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» (Уфа, 4-6 марта 2013 г.) Обсудив ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации и Республике Башкортостан в связи с распространением наркомании, незаконным оборотом психотропных и наркосодержащих веществ, вопросы лечения и реабилитации наркозависимых, пути взаимодействия религиозных организаций, институтов гражданского общества и государства, предпринимательских сообществ, органов здравоохранения и образования по противодействию наркомании и формированию негативного отношения в обществе к наркозависимости и наркобизнесу, участники межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» отмечают следующее:В стране растут показатели распространения наркомании, сохраняются высокие темпы роста числа наркоманов, более 80% которых — потребители наиболее опасного наркотика – героина, особенно среди подростков от 14 до 17 лет и среди женщин; усиление тенденции взаимосвязи распространения наркотиков с другими видами уголовных преступлений; рост ВИЧ-инфицированных и т. д. Наркотическая зависимость является серьезным фактором снижения рождаемости и приводит к повышению смертности в стране. Наркотики и алкоголь являются причиной распада семьи, социального сиротства, роста преступности и агрессивности в молодежной среде. Сложившаяся ситуация обусловлена не только экономическими и криминальными, но и духовными причинами, связанными с отходом от идеалов традиционных духовных ценностей. Отсутствует общественное признание того, что благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание, здоровье нации состоит, прежде всего, в духовном, нравственном, культурном росте. Следствием неблагоприятной ситуации является угроза резкого сокращения численности здорового трудоспособного населения, что наносит урон экономике, социальной стабильности, внутриполитическим процессам в целом как России, так и Республики Башкортостан.В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает ответственность средств массовой информации перед обществом, их значение в деле создания в стране атмосферы гражданской ответственности за процессы развития России и Республики Башкортостан. В то же время в средствах массовой информации в недостаточном количестве присутствуют программы, рассказывающие о смертоносном итоге потребления наркотиков.Традиционные религии народов России и Башкортостана имеют исторический опыт в воспитании духовности и нравственности гражданина Отчизны, в социальном попечении и реабилитации наркозависимых, в реализации социально значимых национальных проектов. Социальная деятельность религиозных организаций, осуществляемая в интересах охраны здоровья граждан, противодействия социальным порокам, нуждается в признании её значимости и всемерной поддержке со стороны государства и общества. В связи с общенациональным характером рассматриваемых проблем необходима консолидация усилий государственных, религиозных, общественных организаций, всех конструктивных сил, противодействующих наркомании и наркобизнесу.Участники межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» обращаются с предложениями:К Президентам и Главам субъектов Российской Федерации 1. Объявить общенациональной задачей:консолидацию усилий государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике наркомании и противодействии наркобизнесу.
К Парламентам субъектов Российской Федерации
2. Разработать стратегический план законотворчества в целях реализации действенной государственной политики по противодействию наркомании и поддержки общественно-значимых программ социального служения общественных и религиозных организаций.К Правительству субъектов Российской Федерации 3. Интегрировать усилия всех соответствующих министерств и ведомств, комитетов и агентств, митрополий и епархий Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман РФ, национально-культурных центров, общественных организаций как основу первичной профилактики наркотизации на территории Российской Федерации.4.Предусмотреть комплекс законодательных и ведомственных мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, шире привлекать к этой работе представителей религиозных организаций.
К Министерствам образования и здравоохранения субъектов Российской Федерации
5.При организации работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях отдавать приоритет компоненту духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, в том числе религиозной этике.
6.Работу по профилактике наркозависимости в системе образования выстраивать на основе профилактических программ, прошедших обязательную экспертизу в органах ФСКН РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ. 7. Включить в региональный компонент образовательных программ учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым мировым ценностям, на противодействие асоциальному поведению. 8. Реализацию просветительских программ с изучением основ религиозного мировоззрения начинать с дошкольного возраста по утвержденным федеральным государственным требованиям и стандартам. 9. Использовать возможности аттестационных комиссий для повышения требований к профессиональному образованию педагогических кадров в области государственной политики профилактики наркомании и предупреждения преступности, обеспечить своевременную переподготовку и повышение квалификации специалистов.10.Расширить сеть центров реабилитации наркозависимых, учреждений профессионального образования для реабилитации и трудовой адаптации асоциальных групп населения, в том числе с химическими и алкогольными зависимостями. Разработать механизмы государственного заказа на данные виды деятельности религиозным организациям, осуществляющим реабилитацию этих групп населения.11.Обеспечить эффективную помощь сети центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.12.В соответствии с компетенцией выявлять основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимать незамедлительные меры, направленные на их устранение.К Министерствам и Комитетам молодёжной политики и спорта 13. В целях предотвращения вовлечения молодёжи в различные субкультурные и просектантские объединения деструктивного характера направить усилия на создание молодежных организаций с идеологией, основанной на духовно-нравственных ценностях, в том числе этике и культуре традиционных религий.К Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств 14. В целях повышения эффективности межведомственного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков расширить практику заключения договоров о сотрудничестве с митрополиями и епархиями Русской Православной Церкви, государственными структурами, общественными организациями и др. К руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации
15. Считать приоритетным направлением своей деятельности обеспечение реализации комплекса мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании.К руководителям средств массовой информации16. На телевидении, радио, в других средствах массовой информации с учетом актуальных потребностей гражданского общества повышать эффективность информационно-пропагандистского обеспечения реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, активную социальную рекламу и пропаганду здорового образа жизни.17. Способствовать формированию в сотрудничестве с государственными институтами общественного мнения, правосознания, повышения уровня осведомленности среди родителей, всего населения об опасностях, связанных с потреблением наркотиков.18.Не допускать распространения и разъяснения знаний, взглядов и аморальных и неэтичных принципов, направленных на разрушение и развращения личности, ухудшение психического здоровья, формирование в обществе, среди молодежи наркотического образа жизни и позитивного (нейтрального) отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.К руководителям образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования.19. Обобщить накопленный в образовательных учреждениях различного типа положительный опыт профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в молодёжной среде.20.Осуществлять индивидуальную профилактическую работу с учащимися школ, студентами ссузов и ВУЗов, пристрастившимися к курению табака, потреблению «насвая», пива, вина или крепких алкогольных напитков, направленную на недопущение насаждения наркотической субкультуры, незаконного потребления наркотиков и отказ от формирующихся вредных привычек. К Русской Православной Церкви: 21.Православным средствам массовой информации шире освещать нравственные ценности семьи, греховности потребления наркотиков.22. Расширить практику социального служения монастырей, приходов и иных церковных институтов во взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями в целях противодействия асоциальным явлениям в молодёжной среде.К лидерам традиционных религий 23. Поддержать обращение участников межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» об объединении усилий по преодолению негативных тенденций в наркоситуации в России и ее регионах.