Интервью с руководителем епархиального отдела по Работе с Российской армией и МЧС протоиереем Александром Даниловым, взятое во время Табынских чтений — 2011
Отец Александр, как проходила подготовка к чтениям?
Когда я узнал, что состоятся епархиальные чтения, на которых мне предстоит возглавить работу секции «Церковь и армия: соработничество», я, прежде всего, обратился к военному комиссару РБ А. Е. Балтинскому. Было желание провести секцию в тесном сотрудничестве с военными. Ведь наша совместная работа продолжается уже более 10 лет – есть, о чем рассказать. И военные откликнулись на наше предложение. Пленарное заседание чтений прошло в уфимском Доме офицеров, а заседание нашей секции – в здании Военного Комиссариата РБ.
Кто принимал участие в работе секции?
В работе секции приняли деятельное участие начальник отделения Военного Комиссариата РБ по работе с гражданами О. П. Бобрик, исполнительный директор общественной организации Морское Собрание РБ капитан IIранга А. В. Кареев, Председатель Комитета социальной защиты военнослужащих и членов их семей РБ В. Ф. Симарчук, помощник командира войсковой части Зенитно-Ракетная бригада 02030 п. Алкино по работе с личным составом подполковник А. Н. Фортуна, а также духовенство нашей епархии: настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Петр Киселев, настоятель Успенского храма п. Чишмы протоиерей Владимир Жданов и клирик Симеоно-Верхотурского храма иерей Рафаил Королев.
Были заслушаны 8 докладов. Хочется особо отметить, что все отнеслись к выступлениям добросовестно. Доклады были очень хорошо подготовлены, интересны.
Какие проблемы обсуждались?
Почти 100 лет в армии не было священников, поэтому понятно, что не все решается сразу и легко. Духовенство нашей епархии окормляет воинские части, дислоцирующиеся на территории республики, безвозмездно. Но сегодня появилось ощущение, что Церковь заработала определенный авторитет у военных. Они осознали важность нашего служения, мы же уважаем их нелегкий труд. Конечно, этому способствует то, что заключены на государственном уровне все необходимые соглашения о сотрудничестве.
Как решается вопрос о том, чтобы в каждой воинской части на постоянной основе служил священник?
Священники по контракту, то есть с заработной платой, уже есть в воинских частях за рубежом и там, где идут военные действия. Их должность — помощник командира части по работе с верующими военнослужащими. В обычных воинских частях этот вопрос еще не решен, хотя священники, которые будут нести это служение (жить в воинских частях вместе с семьями постоянно) уже выбраны, документы отправлены в Патриархию.
Какие точки соприкосновения есть у армии и Церкви в наши дни?
Конечно, и духовенство, и военнослужащие ориентированы, прежде всего, на служение Отечеству, это нас объединяет. Как сказал председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, для нас армия — это не только вооруженные силы, но и школа воспитания молодежи, закалки мужского характера. Часто это «последняя инстанция», где еще можно как-то повлиять или восполнить недостатки воспитания. В армии наибольшее число людей с двумя высшими образованиями. Это люди, которые с помощью дисциплины за 10 – 15 лет достигают таких качеств, которых в обществе сейчас почти не встретишь — скромность, терпение, смирение, послушание. Совершенно церковные качества, которые мы стараемся воспитывать и в своих прихожанах. Поэтому мы воспринимаем армию как надежду.
Объединяет нас и идея жертвенного служения. Ныне священник в армии за свой труд ничего не получает, но, тем не менее, нашлось 2 000 человек, которые согласились взять дополнительную к своей приходской работе нагрузку, чтобы помогать армии. Также и русский офицер за всю историю Российской регулярной армии никогда не был богат, т.к. он шел в армию не за этим, а для служения Отечеству. Дело, разумеется, не только в материальном аспекте. На службе люди жизнью рискуют! Больши себя любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15,13). Вот эту-то готовность положить жизнь за други и надо воспитывать в солдате, чтобы он оказался на высоте своего призвания.
Какие Вы видите перспективы сотрудничества Церкви и армии?
Мы понимаем что Церковь и армия — союзники в деле укрепления государства и воспитания молодежи. Разобщенность вредит нашему обществу и крылатая фраза: «Церковь отделена от государства» (лозунг советского времени) не выдерживает никакой критики. Патриотизм, любовь к Родине, сознательность, терпимость, трудолюбие, милосердие — вот главные идеалы, которые Церковь декларирует в воинских коллективах, не конкурируя с военными воспитателями, а наоборот, поддерживая их. В резолюции, которую мы составили, озвучены наши основные пожелания: активизировать работу с молодежью допризывного возраста как в светских учебных заведениях, так и в молодежных православных организациях; развивать формы увековечения памяти воинов России (проводить совместные мероприятия, посвященные поминовению погибших воинов, прославлению их подвига); просить военного комиссара республики предоставить помещение на Сборном пункте РБ для молитвенной комнаты.
Мы намерены также развивать диалог с республиканскими органами власти по совершенствованию законодательной базы взаимоотношений и сотрудничества с основными религиозными конфессиями, ветеранскими общественными организациями, активнее освещать совместные мероприятия в СМИ, проводить просветительскую работу в обществе по формированию положительного отношения к военной службе среди молодежи и роли духовенства в укреплении нравственных основ в воинских коллективах.
Беседовала Юлия Кустикова