Уважаемые члены президиума, участники и гости конференции!
Вспоминая годы своего архипастырского служения, которое началось на Уфимской кафедре в 1990 –м году в нелегкое для России время, не могу не отметить следующее. Перед традиционными конфессиями тогда встала ответственная и непростая задача – передать народу то, что составляет ядро российского культурного наследия, то, что было пронесено через годы лихолетья , а именно традиционные духовно — нравственные ценности. Эту задачу невозможно было бы решить без восстановления религиозного образования и духовных школ, которые были разрушены богоборческой властью. Поэтому начиная с 90-х гг. нам с мусульманами предстояло не только восстанавливать разрушенные храмы, но и возрождать духовные школы и всю систему религиозного образования, начиная с дошкольного возраста.
Должен сказать, что работа исламских коллег в этом направлении в Республике Башкортостан всегда вызывала у меня искреннее уважение. За менее чем 20 лет были созданы Российский исламский университет, центр исламского образования, возрождены несколько медресе и другие учебные заведения. Это — достойный пример для подражания.
Образование всегда было и остается сегодня одной из наиболее ответственных сфер деятельности государства, общества и религиозных организаций. Важнейшее место в нем занимает среднее образование – ведь школа воспроизводит народ в его культурной идентичности. При том, преимущественно перед религиозными организациями стоит сейчас непростая задача — вывести наших сограждан из мировоззренческого тупика, дать им духовную опору в нравственных ценностях и истинах веры. Ведь именно истины веры и традиционные нравственные ценности, а не обилие и разнообразие информации способны привлечь внимание человека к тем «опорным точкам» мировоззрения, а именно к тем вечным вопросам, ответ на которые не дает современное светское образование. В то время как только размышление над ними, поиски путей к тому, как приподнять завесу тайны над ответами на эти вопросы и приобщение к откровению этой тайны раскрывают перед человеком реальную картину бытия и дают его мировоззрению жизнеспособное и жизнеутверждающее основание. Этими «опорными точками» мировоззрения, этими вопросами, над тайной которых должен трудиться дух человека являются тайна бытия Божия и предназначения человека, тайна жизни и смерти, происхождение добра и зла и др..
Современное же образование и наука, давая человеку власть над природными стихиями и над людскими массами, и в то же время не имея в себе нравственного содержания, не сможет дать человеку главного, без чего ему будет невозможно мудро распорядиться своими знаниями – оно не даст человеку власти над самим собой, над своими страстями и пороками, а, значит, не сможет направить его пути к блаженству и к вечной жизни. Об этом свидетельствует мрачная статистика роста неврозов и психических заболеваний, извращений и суицидов, общественных и межгосударственных конфликтов, которые особенно рельефно выступают на фоне научно-технического прогресса и растущего бытового комфорта.
Нравственное же воспитание взращивает в человеке свободу и ответственность, любовь и жертвенность, подразумевает осознание им ценности личности в аспекте высокой меры ее ответственности за судьбы мира. Недостаток в нравственном воспитании в системе образования в современных условиях обилия информации и атмосфере гонки потребления приводит ко все большему взаимному отчуждению людей. Более того самому образованию грозит опасность превратиться в сферу купли – продажи образовательных услуг, а педагогу и ученику – в их продавца и покупателя.
Об этой опасности часто говорит Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он подчеркивает значимость нравственной составляющей в образовательном процессе и охарактеризует попытки «превратить образование в сферу коммерческих услуг» как опасные и чуждые национальной традиции и народному менталитету. Патриарх Кирилл призвает помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией». По его словам, «миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм».
И в тоже время этой позиции противостоит иное мнение, и не кого-либо, а, бывшего до 2012 года министром Образования и науки РФ, господина Фурсенко. Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением «Наши» всероссийского молодёжного форума «Селигер-2007» он посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца: «…Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Причем эту мысль господин Фурсенко уже не раз высказывал в разных аспектах, и мы все понимаем, что это – не им сформулированное и не только его мнение.
Слава Богу, что у нас есть Президенты, способные принимать решения независимые и верные. Именно по инициативе Президента Д. А. Медведева, которому предшествовало ходатайство глав всех традиционный российских конфессий, министерство Образования и науки РФ провело сначала эксперимент по апробации, а потом и ввело преподавание в средних школах КУК «ОРКиСЭ», который преподается и в нашем регионе вот уже второй год. Это дало возможность юридического оформления сотрудничества Церкви и государства в нашей Республике в виде заключения в 2012 году Соглашения. Благодаря ему, в течение всего 2013 года как православное, так и мусульманское духовенство принимало участие в подготовке педагогических кадров, которые будут вести в предметные модули «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры».
По нашему мнению в процессе преподавания ОРКиСЭ в школах не все еще проходит так, как должно. И говорит об этом, прежде всего, низкий процент родителей, выбравших для своих детей «ОПК» и «ОИК», который еще больше снизился в этом году — почти в три раза. Это значит, что родители не уверены в качестве предоставляемых им знаний. Но кто как не непосредственные носители религиозных культур православия и ислама смогли бы помочь органам развития образования в повышении качества подготовки педагогов. Надеемся, что налаженное сотрудничество ИРО РБ и епархиального и духовного управлений православных и мусульман продолжится и получит новые формы и уровни взаимодействия.
На повышение качества подготовки преподавателей ОРКиСЭ, как и на развитие высшего образования в нашей Республике в направлении воспитания религиозной терпимости и межконфессионального согласия сможет повлиять также сотрудничество Уфимской епархии и БГПУ в рамках заключенного недавно Соглашения. А сотрудничество с мусульманами в этом направлении идет, как мы знаем, уже не один год.
Государству и религиозным конфессиям предстоит совершить важную задачу формирования в общественном сознании прежде самой потребности в нравственном идеале, как условия восприимчивости российского общества к нравственному воспитанию. А поскольку эта потребность обесценилась в последнее время, всем нам придется затратить немало усилий и времени. Уповая на милость Божию, будем надеяться на то, что Он примет наши искренние и совместные настойчивые усилия, хотя потрудиться на этом поприще придется немало, ведь «Бог делает, а человек проливает пот».
Поэтому крайне важно и весьма отрадно, что в нашей республике между православием и исламом сложился бесценный, что особенно ощутимо в наше время, баланс взаимного доверия и согласия. Глядя на сотрудничество в различных областях общественной жизни и образования и взаимную доброжелательность представителей православного и исламского духовенства наши соотечественники, прежде всего дети и молодежь, получают наглядный личный пример терпимости и уважения.
Это – несомненная заслуга председателей ЦДУМ России и ДУМ РБ верховного муфтия Талгата Таджуддина и муфтия Нигматуллина Нурмухамата. Впрочем как несомненна роль в этом государства в лице бывших руководителей Совета по делам религий, а сейчас в лице Председателя Cовета по государственно-конфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан Пяткова В. П.
Признанием со стороны РПЦ вклада верховного муфтия Талгата Таджуддина в дело межрелигиозного сотрудничества и согласия было награждение его в 2009 году орденом святого князя Даниила Московского II степени, а в этом году — орденом Славы и Чести.
В свою очередь верховный муфтий Талгат Таджуддин говорил: «Без Русской православной церкви мы не представляем деятельности Центрального духовного управления мусульман. Мы — части одного целого, единой Отчизны, Богом хранимой России, Святой Руси».
Приведенная цитата — замечательный пример того, что, прежде всего, привносит участие религиозных организаций в деле нравственного возрождения нашего Отечества. Это – трепетное отношение к России, к ее единству, отношение к ней как к святыне, врученной нам Богом для того, чтобы, сохранив ее, нам было что передать детям. От всей души искренне и молитвенно желаю участникам конференции успешной и плодотворной работы на поприще духовно-нравственного воспитания наших россиян.
Глава Башкортостанской Митрополии, митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН