«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви:
истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложение,
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».
(Стихира в понедельник Великого Поста.)
Великий пост – это время всечестного воздержания и покаянного труда, совершенно особое для каждой верующей души.
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Значит, есть пост неприятный и неблагоугодный Господу?
Какой это пост? Тот, когда мы не вкушаем обыкновенной, а может, совсем никакой пищи; а своим гневом и строптивостью изъедаем душу и тело близких своих. Тот пост неприятен Богу, когда мы хотим и ожидаем, чтобы за наши малые поклоны и несколько слезных воздыханий наших сразу отверзлись для нас все сокровища благодати Божией и даже само Царство Небесное! Таков пост, по выражению Пророка, есть мерзость пред лицем Божиим!
Время Великого поста часто в богослужебных книгах называется весной духовной. В период Великой Четыредесятницы Святая Церковь призывает нас остановиться в повседневном беге, уделить внимание тому, что важнее обычных дел и забот — вглядеться в свое сердце, бодрствовать над своей душой: «Се время покаяния, се день спасительный, пощения вход, бодрость души». Это время, когда мы себя должны поставить пред Господом, чтобы видеть свое духовное состояние таким, какое оно есть. Поэтому и читая молитву преп. Ефрема Сирина, мы просим Бога: «Даруй мне зрети моя прегрешения». Чаще всего мы прощаем себе всё, а к другим предъявляем слишком высокие требования. Однако, по слову Священного Писания, сделанный грех рождает смерть (Иак.1,15), т.е. ведёт человека к вечной погибели. А во время Великого поста весь строй церковной жизни помогает нам прийти в себя, осознать свои грехи, обратиться к Богу через покаяние. Только Бог, говоря словами Великого покаянного канона, может прокаженное очистити и убелити. Мало нам, дорогие, избавиться от своих грехов и недостатков, но нужно и приобрести добродетели. Рядом с нами есть множество людей, нуждающихся в нашей помощи. А Церковь Святая в своих постовых песнопениях и чтениях, а также в молитвах призывает нас к милосердию: «Дадим алчущим хлеб и нищия введем в домы…». У многих из нас нет средств материально помочь многим людям, но мы можем проявить заботу о них, ведь главное, чего ожидают от нас наши ближние, — это любовь и сочувствие, доброе слово и молитва.
По традиции, которой уже больше полутора тысяч лет, в канун поста мы будем испрашивать друг у друга прощение. Без искреннего примирения все наши добрые начинания не будут иметь успеха. В Священном Писании нам дано наставление: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4,26). Это значит, что просить прощение нужно не только раз в году в Прощёное воскресение, но и всегда, когда это необходимо, и так общаться с ближними, чтобы не было взаимных обид. Это очень важный принцип христианской жизни: если мы искренне прощаем своих обидчиков и прилагаем все усилия для того, чтобы примириться с теми, кого обидели сами, Господь подаёт нам как дар Свою благодать и освящает ею всю нашу жизнь.
Дорогие отцы, братие и сестры! От всего сердца желаю вам провести Святую Четыредесятницу с пользой для души. Да поможет нам Господь пройти путь Великого поста с доброй ревностью, покаянием и да соделает нас причастниками славного Воскресения Христова!
Божиею милостию
смиренный Никон,
митрополит Уфимский и Стерлитамакский