Старец был опечален тем, что верующие, справедливо требуя от священника, чтобы он молился в алтаре, сами очень часто в храме не принимают участия в общей молитве.
— Я, — говорил он, — совершаю каждение, а они даже не наклонят головы. Возглашаю: «Станем добре», — а они сидят. Преподаю им благословение, а они болтают между собой. Но трагичнее всего то, что я возглашаю: «Пийте от нея вси», — а ко cвятой Чаше подходят совсем немногие. Для священника это великая скорбь.
— Нужно, Геронда, чтобы все причащались?
— Это не я говорю. Это говорит Господь: «Все!» (Мф. 26, 27). Или, может быть, это слово имеет ещё и другое значение, которое мне не известно? В иерейской молитве есть следующие слова: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь и нам, и всем людем». Конечно, здесь имеются в виду те христиане, которые не состоят под епитимией. Эти последние должны предварительно получить благословение на Причастие у своего духовника. Без Божественного Причащения, без Христа как ты оторвёшься от обыденности? Ты пришёл в храм и упустил важнейшее, Святые Дары, а это — всё. Тебе остался лишь антидор. Ты знаешь, что такое святой алтарь? Это самое драгоценное из того, что есть на земле. Царские престолы, президентские кресла, академические кафедры имеют меньшую ценность. Святой престол — это неопалимая купина. Сюда нисходит Христос, здесь присутствует Святой Дух. Престол окружают святые Ангелы. Ужасное зрелище. Много раз я боялся даже прикоснуться к святому престолу. И стоя перед этим чудом, ты слышишь, как прихожане, вместо того, чтобы переживать исключительное таинство, перешёптываются о пустых вещах. Кто совершает богослужение — один только священник, или же иерей вместе с народом? Почему мы говорим «служение»? Как стоит в алтаре священник, так же должен стоять в храме и народ. Собранно, полностью предав себя Богу. В эти минуты мы находимся уже не на земле. «Иже Херувимы тайно образующе…» Мы находимся на небесах, пред Святой Троицей. «Отложим попечение». Мы все являемся священнослужителями… О, что Бог удостаивает нас переживать! Если мы верим, что перед нами совершается Великая Жертва, то должны стоять «со страхом Божиим». Мы должны плакать от счастья, что Сам Бог спускается и приносит Себя в жертву из любви к нам. Если мы в это не верим, тогда зачем приходим в храм? Кого мы обманываем? Те, кто не ходит в храм, более искренни. Ты бываешь в филармонии?
— Да, Геронда, я люблю послушать хороший симфонический оркестр. Там я отдыхаю.
— А ты слышал, чтобы там кто-нибудь разговаривал? Все молчат, боятся, чтобы ничего не пропустить. Что имеет бóльшую ценность? Музыкальные звуки, которые приносят лишь отдохновение, или же веяние Святого Духа, Который спасает? Если король или президент государства позовёт тебя по имени, чтобы ты подошёл и получил от него подарок, ты сможешь повернуться к нему спиной и сказать: «Не хочу»? Почему же ко Христу, Который по премножеству Своей любви приносит Себя в жертву за тебя, ты не подходишь, но поворачиваешься к Нему спиной и вступаешь в мелочную болтовню? А ведь какой дар Он нам даёт? Самого Себя! В церкви мы молчим, пребываем собранными и беседуем с Богом… Да подаст нам Бог силу выдержать это Чудо. Ведь на самом деле и священник, и прихожане должны бы были умереть, находясь так близко к происходящему на их глазах Таинству, так близко к солнцу. Но милосердный Бог являет нам Свою благость, и, послушай и ужаснись, — Он даже упокоивается в нашей ничтожности…
При этих словах из глаз старца, этого истинного служителя Таинств, полились слёзы.
— После Божественной литургии ты уходишь из храма, исполненный мира, который лучится из тебя, проливая свет на всё, что тебя окружает. Ты несёшь в себе Христа. Ты стал богоносцем. Всё это охватывают слова одной иерейской молитвы: «Даждь нам в преподобии служити Тебе…»
Отрок.уа / епархия-уфа.рф