27 декабря 2015г. составлялась очередная встреча ПМО «Кириллица».
Готовясь к Великому празднику Рождества Христова, решили отменить занятия по церковнославянскому языку и освободившееся время убраться в помещении Воскресной школы, в котором мы встречаемся. Для такого дела участники сами купили и принесли инвентарь. Кое-где подремонтировали крепеж потолочных плинтусов. В помещении школы оказалось несколько современных пожертвованных печатных икон, которым всем нашли место на стенах.
Библейские чтения продолжились изучением очередного отрывка из послания к Галатам св. ап. Павла (Гал.4:12-31). Апостол сначала обращается к адресатам, вернее к опыту принятия ими Евангелия христианской свободы, напоминает им их первую встречу, как бы говорит — Кого (Христа) вы получили с верой и на что (свод правил) променяли, увлекшись Ветхим законом самим по себе. Напомним, что христианство — это личные отношения со Христом, и эти отношения рождают свод правил, но сам по себе свод правил — это не христианство.
После такого эмоционального вступления, ап. Павел предлагает доказательство правоты Евангелия через очередной пример из истории самого же Ветхого Завета: повествование о Аврааме и двух его потомках — Измаиле, родившемся обычным образом от служанки (такое было возможно в те времена), и Исааке — родившемся необычным образом от жены (которая до последнего была бесплодной и по возрасту уже не могла зачать). Эта история — иносказание, аллегория, предсказание о Ветхом и Новом Заветах, о Законе и Вере, их отношениях, и, соответственно, их значении для Галатов и для нас.
Дискуссия вышла на «закон о молитве», о «молитвенном правиле» и молитвенной подготовке ко Св. Причащению. Погрузились в историю христианского богослужения, его базовых формах (ветхозаветных и новозаветных псалмах — песнях Богу, новозаветных молитвах). Разобрали историю возникновения «Канона», и поговорили о сборниках канонов: Минеях, Триодях, Октоихе. Особо коснулись истории возникновения Октоиха-Осмогласника, а также Богородичника. Упомянули о кругах богослужения: суточном, недельном, месячном (годовом), Пасхальном, Рождественском, причем «скелетом» на который нанизывается все остальное является именно суточный круг. В состав суточного круга входят, в том числе, Повечерие и Полунощница. С благословения духовника возможна замена ими соответственно Вечернего и Утреннего домашнего молитвенного правила. Итак, по слову свт.Феофана Затворника, правило, должно быть правилом, а содержание его может меняться. При этом важно чтобы «закон о молитве» был инструментом богообщения, а не рабовладельцем христианина.
В кинолектории познакомились с короткой тематической программой Т.Черниговской (профессор СПбГУ, доктор биол. и филол. наук) «Память». Речь шла о памяти и влиянии ее на глубину восприятия жизни, о выражении этой глубины словами; о речевых штампах, которыми говорит человек, познакомившись с хорошей литературой, и о редко просыпающейся после детства способности рождать самому такую литературу. Память — это не слова о чем-то, это каждый раз переживание чего-то; важно различать память о событии и то, как это выражается словами. Это словесное выражение может стать произведением самим по себе, оторванным от жизни памяти. Мнемотехники — технологии запоминания «много и быстро» — это только техники, но не память. Память — это не склад информации, это процесс переживания того, что уже было и творческое выражение пережитого словами, доказательство тому — прочитывание своих дневников многолетней давности: словно другой человек писал.
В ходе дискуссии отметили, что техногенная цивилизация прививает «плиточный интерфейс» нашему мышлению. Т.е. в человеке не просто «естественным» образом, через хорошую художественную литературу, усыпляется способность чувствовать глубину жизни и выражать ее уникальными словами, но человек лишается и самих «прекрасных штампов» Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. А, ведь, человек думает словами и словесными штампами… чем меньше слов, чем эти слова примитивней, тем…
Приглашаем православных на наши встречи по Воскресениям:
16.30 Славянский
17.00 Библия
18.30 Кино
свящ.Константин Новиков,
рук.ПМО «Кириллица»
27 декабря 2015г. составлялась очередная встреча ПМО «Кириллица».
Готовясь к Великому празднику Рождества Христова, решили отменить занятия по церковнославянскому языку и освободившееся время убраться в помещении Воскресной школы, в котором мы встречаемся. Для такого дела участники сами купили и принесли инвентарь. Кое-где подремонтировали крепеж потолочных плинтусов. В помещении школы оказалось несколько современных пожертвованных печатных икон, которым всем нашли место на стенах.
Библейские чтения продолжились изучением очередного отрывка из послания к Галатам св. ап. Павла (Гал.4:12-31). Апостол сначала обращается к адресатам, вернее к опыту принятия ими Евангелия христианской свободы, напоминает им их первую встречу, как бы говорит — Кого (Христа) вы получили с верой и на что (свод правил) променяли, увлекшись Ветхим законом самим по себе. Напомним, что христианство — это личные отношения со Христом, и эти отношения рождают свод правил, но сам по себе свод правил — это не христианство.
После такого эмоционального вступления, ап. Павел предлагает доказательство правоты Евангелия через очередной пример из истории самого же Ветхого Завета: повествование о Аврааме и двух его потомках — Измаиле, родившемся обычным образом от служанки (такое было возможно в те времена), и Исааке — родившемся необычным образом от жены (которая до последнего была бесплодной и по возрасту уже не могла зачать). Эта история — иносказание, аллегория, предсказание о Ветхом и Новом Заветах, о Законе и Вере, их отношениях, и, соответственно, их значении для Галатов и для нас.
Дискуссия вышла на «закон о молитве», о «молитвенном правиле» и молитвенной подготовке ко Св. Причащению. Погрузились в историю христианского богослужения, его базовых формах (ветхозаветных и новозаветных псалмах — песнях Богу, новозаветных молитвах). Разобрали историю возникновения «Канона», и поговорили о сборниках канонов: Минеях, Триодях, Октоихе. Особо коснулись истории возникновения Октоиха-Осмогласника, а также Богородичника. Упомянули о кругах богослужения: суточном, недельном, месячном (годовом), Пасхальном, Рождественском, причем «скелетом» на который нанизывается все остальное является именно суточный круг. В состав суточного круга входят, в том числе, Повечерие и Полунощница. С благословения духовника возможна замена ими соответственно Вечернего и Утреннего домашнего молитвенного правила. Итак, по слову свт.Феофана Затворника, правило, должно быть правилом, а содержание его может меняться. При этом важно чтобы «закон о молитве» был инструментом богообщения, а не рабовладельцем христианина.
В кинолектории познакомились с короткой тематической программой Т.Черниговской (профессор СПбГУ, доктор биол. и филол. наук) «Память». Речь шла о памяти и влиянии ее на глубину восприятия жизни, о выражении этой глубины словами; о речевых штампах, которыми говорит человек, познакомившись с хорошей литературой, и о редко просыпающейся после детства способности рождать самому такую литературу. Память — это не слова о чем-то, это каждый раз переживание чего-то; важно различать память о событии и то, как это выражается словами. Это словесное выражение может стать произведением самим по себе, оторванным от жизни памяти. Мнемотехники — технологии запоминания «много и быстро» — это только техники, но не память. Память — это не склад информации, это процесс переживания того, что уже было и творческое выражение пережитого словами, доказательство тому — прочитывание своих дневников многолетней давности: словно другой человек писал.
В ходе дискуссии отметили, что техногенная цивилизация прививает «плиточный интерфейс» нашему мышлению. Т.е. в человеке не просто «естественным» образом, через хорошую художественную литературу, усыпляется способность чувствовать глубину жизни и выражать ее уникальными словами, но человек лишается и самих «прекрасных штампов» Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. А, ведь, человек думает словами и словесными штампами… чем меньше слов, чем эти слова примитивней, тем…
Приглашаем православных на наши встречи по Воскресениям:
16.30 Славянский
17.00 Библия
18.30 Кино
свящ.Константин Новиков, рук.ПМО «Кириллица»