Петр (Пурис), иеромон. Духовно-нравственные ценности в современной школе
16.11.23
Петр (Пурис), иеромон. Духовно-нравственные ценности в современной школе
16.11.23

Доклад участника от Бирской епархии иеромонаха Петра (Пуриса) на ХIII Епархиальных Табынских чтениях «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли среднего образования в формировании духовно-нравственных ценностей подростков при участии традиционных конфессий, а именно православия. В работе представлено авторское осмысление связи духовности с общечеловеческими ценностями и православия, влияния их на формирование нравственных ориентиров. Выявлены проблемы в духовно-нравственном воспитании подростков, обусловленные влиянием внешних факторов на формирование их самосознания. Духовность связана с общечеловеческими ценностями, которые в свою очередь формировались на основе христианских ценностей, она привносит смысл в жизнь, в ней человек находит ответы на вопросы: за чем он живет, каково его назначение в жизни.

Обращение к трудам русских философов – Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского, позволило автору статьи рассмотреть понятие «духовность». Н.А. Бердяев трактовал духовность, как «человеческое в человеке», подчеркивая при этом, что человеческое всегда должно господствовать над природным.

В. В. Зеньковский под духовностью понимает обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия. Духовные процессы пронизывают всю область формирования нравственных ценностей обучающихся в современном образовательном пространстве школы.

Духовность становится важной составляющей жизни человека, высшим уровнем развития и саморегуляции личности. Определяя содержание духовно-нравственного воспитания личности, автор приходит к выводу, что только в сотрудничестве обучающихся с учителем, в оптимально благоприятных условиях образовательной среды, возможен воспитательный процесс. В этих обстоятельствах встает вопрос о создании педагогических условий в образовательной среде школы. При этом в своей деятельности учителю необходимо учитывать множество факторов, такие, как личность обучающегося, его индивидуальные особенности, умение ставить цели и на их основании определять круг решаемых задач. Так же педагогически грамотно выбирать формы и средства воспитательного процесса, т. е. всего того, что будет способствовать становлению духовно-нравственной личности.

Автором статьи представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Среди рассмотренных форм воспитательного процесса были выбраны, как традиционные, так и специальные формы воспитания. Однако, особая роль была отведена учебным предметам истории и обществознанию, которые непременно формируют духовно-нравственные ценности обучающихся.

Ключевые слова: духовность, нравственность, ценности, воспитание, педагогические условия, образовательный процесс.

Введение.

Подростковый период и юность представляют собой исключительно важное время в жизни человека, в процессе которого происходит становление и понимание многих жизненно важных вопросов. Проблема выбора жизненных ценностей и ориентиров становится определяющей в целеполагании жизненного пути, расширяются границы добра, молодой человек испытывает свой ум и свою душу в ситуациях нравственного выбора. Подростки и молодые люди испытывают себя в соблазнах и благодеяниях, в борьбе и смирении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое присуще состоянию ума и сердца человека. В то же время, как бы не были молодые люди направлены на поиск своего места в мире, сколь бы не были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают – еще нет опыта настоящей практической и духовной жизни среди близких людей [6].

Сегодня центральной проблемой образования является задача воспитания высоконравственной личности, которая предполагает понимание сущности человеческого бытия, основывающееся на традициях религиозно-философской мысли, на научных открытиях.

Изложение основного материала статьи.

Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности выступает неотъемлемой частью педагогического процесса на всех уровнях образования. Образовательный процесс в школе не только содержит в себе ресурсы стимуляции личностного роста обучающихся, но и создает условия для активного и целенаправленного саморазвития включенного в него индивида. Руководствуясь общечеловеческими, нравственными и духовными ценностями, одной из главных задач школы становится формирование у обучающихся желания находиться в постоянном диалоге с культурой, искусством, стремления к познанию новых культурных пластов, которое передается через исторический опыт многих поколений.

Учебная программа любого школьного предмета включает в себя темы уроков, способствующие не только интеллектуальному, но и духовно-нравственному развитию личности. В сотрудничестве с учителем обучающиеся осмысливают, оценивают и применяют, полученные знания в повседневной жизни. Уровень интереса к знаниям, личностное осмысление нравственных ценностей и идеалов, их принятие зависит у школьников от степени духовности учителя, понимания им своей ответственности за духовно-нравственное становление обучающихся [7].

Духовные процессы пронизывают всю сферу формирования ценностных ориентаций обучающихся в современном образовательном пространстве школы. Духовность становится важной составляющей жизни человека, высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизни для индивида становятся не личностные предпочтения, а общечеловеческие ценности, усвоение которых создает предпосылки для осознанного стремления человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ценностными ориентирами.

Проблеме духовности уделяется значительное место в работах русских философов – Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского.

Н.А. Бердяев определяет духовность как «человеческое в человеке», подчеркивая, что человеческое должно господствовать над природным. Духовность рассматривается им как уникальное человеческое качество, определяющее мотивацию поведения личности, а также потребность в познании мира, самопознании, поиске смысла жизни и своего предназначения в ней [2].

В.В. Зеньковский под духовностью понимает обращение личности к высшим ценностям как ведущим ориентирам ее бытия [3]. Ученый считал, что в воспитании человека необходимо в первую очередь опираться на приоритет духовного начала в человеке, так как личность не замкнута в себе, а входит в систему мира, подчинена его законам.

Духовность связана с общечеловеческими ценностями, которые правильно отметить были сформированы на основе христианства, она привносит смысл в жизнь, в ней человек находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни. Учитывая важность категорий «ценность», «ценностные ориентиры» в воспитании личности, духовность становится объектом интересов представителей разных наук – философии, социологии, психологии и, конечно, педагогики. Педагогика не только изучает вопросы формирования ценностных ориентаций, но и занимается проблемами личностно-ценностного подхода в воспитании человека. В этой связи, на наш взгляд, философия ценностей может стать методологическим основанием в теории воспитания духовности [5].

Духовность – это единство нравственно-эстетических качеств человека, безусловное принятие таких ценностей как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, милосердие и сострадание, стремление к познанию смысла жизни.

 

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем сотрудничество учителя и обучающегося, направленное на формирование нравственных установок, определяющих поведение, духовность, интеллектуальную природу обучающегося, необходимые ему для познания самого себя, развития и самореализации.

Анализ работы в школе позволил выявить ряд проблем у обучающихся:

– разрушение духовно-нравственных ориентиров средствами массовой информации. Школьники являются активными пользователями ряда социальных сетей, подписчиками популярных среди молодежи блогеров, наполняющих свой контент информацией, которая не всегда соотносится с нравственными принципами и моралью общества. Подростки, не имеющие жизненного опыта, легко принимают эту информацию и руководствуются ею в обычной жизни;

– снижение роли семьи в жизни молодежи, отсутствие желания принимать и учитывать в своей жизнедеятельности жизненный опыт родителей и других старших членов семьи, родители все реже ведут разговоры с детьми «по душам»;

– отсутствие интереса к чтению литературы. Известно, что для России всегда большую роль играло слово – устное (былины, сказания), письменное (великая русская литература) и живые свидетельства (древнерусская литература) – образы конкретных людей, изучение истории.

Эти и другие проблемы духовно-нравственного воспитания заставили задуматься над существующей методикой преподавания предметов, создающих условия формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Педагогические условия – это комплекс мер, сознательно организованные педагогом, направленные на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Отбор педагогических средств, как правило, осуществляется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве  школы создаются с учетом ряда особенностей:

– объектом является личность обучающегося, а предметом выступает деятельность самого школьника по усвоению системы норм и ценностей в различных сферах жизни;

– конечной целью является личностное развитие индивида, проявляющееся в формировании у него устойчивых духовно-нравственных ценностей;

– конкретизация задач и содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся в контексте их учебной деятельности;

– выбор определенных форм и средств духовно-нравственного воспитания, обеспечивающих его эффективность;

– усиление воспитательного потенциала внеурочной деятельности путем насыщения культурной среды образовательного учреждения духовно-нравственным содержанием [1].

Планирование внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников позволило нам выделить такие направления, как:

– организация исследовательской работы в рамках изучаемого учебного предмета;
– участие школьников в конференциях, конкурсах, олимпиадах
– проведение и участие в культурно-массовых мероприятиях;
– профилактика социально-негативных явлений среди школьников;
– информационное обеспечение школьников (Интернет, газеты, информационные стенды и т.д.);
– развитие материально-технической базы, способствующей совершенствованию организации внеурочных мероприятий.

Развитие духовно-нравственных ценностей школьников способствует изменению качеств личности в условиях специально организованной среды, которая будет обеспечивать возможность духовно-нравственных переживаний, воздействующих на интеллектуальную и эмоциональную стороны личности.

Эта среда должна содействовать не только постижению, но и осознанию духовного опыта человечества. Погружение школьника в духовно-нравственную среду способствует изменению потребностей обучающихся, формирует общечеловеческие ценности, влияет на нравственный выбор и жизнедеятельность в целом [4].

Известно, что педагогика дает широкие возможности использования различных форм воспитания – способов организации воспитательного процесса, с использованием как индивидуальной, так и коллективной деятельности обучающихся. На данном этапе, нами были выбраны такие формы воспитания, как:

– традиционные: беседа, рассказ, дискуссия, конференция, круглый стол, практикум, экскурсия;

– специальные: посещение музеев, встречи с интересными людьми, участие в волонтерском движении и различных благотворительных акциях. А также посещение культовых учреждений (храмов, соборов).

В контексте рассматриваемого вопроса, также интересным представляется формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся возможностями изучения  опыта прошлых поколений через уроки истории,  а также обществознания.

История – это одно из средств передачи нравственного опыта предыдущим поколением, она всегда тесно связана с нравственными исканиями русского народа. Изучая исторические события, жизнь прошлых поколений, обучающиеся, знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро и зло, честь и достоинство, милосердие и сострадание, приобщаются к общечеловеческим ценностям. На страницах учебника истории перед школьниками предстают разные личности: выдающиеся правители, полководцы, а также разбойники, предатели.

Особое внимание в изучении прошлого уделяется роли духовных начал в формировании личности человека, которые связаны с нравственными установками исторических героев, семейными отношениями, поисками смысла жизни и пр.

Наполнение внеурочных воспитательных мероприятий примерами духовными и нравственными ценностями прошлого является условием успешного формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Педагогическая деятельность, педагогика сотрудничества, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей обучающегося, способствует созданию чего-то принципиально нового, положительного. Основной принцип этой деятельности – законы Добра, Истины и Красоты.

Познание сути этих законов идет путем общения человека с себе подобными в процессе творческой деятельности, которая проявляется не только в форме внутренних психических процессов, но и внешних, в форме учебно-практической, что возможно только в условиях коллектива.

Выводы. Духовно-нравственные ценности, которые воспитываются у обучающихся на основе их ценностных ориентаций, являют собой некий фундамент будущей жизни, отталкиваясь от которого человек решает все нравственные вопросы однозначно: хорошо – плохо, морально – аморально, достойно – недостойно и т.д.

Очевидно, что процесс может быть успешным при наличии определенной системы целенаправленных воздействий со стороны педагогов и других лиц причастных к педагогическому процессу в школе. В первую очередь, это развитие интереса к познанию, приводящему к установлению более глубоких ценностных ориентаций в структуре личности школьника. Формируя духовные ценности обучающихся, необходимо обращение к милосердию, состраданию, чувству любви и эстетическому чувству школьников.

Особенно важно создание в образовательной среде школы доброжелательного микроклимата, обстановки дружелюбия и взаимного уважения между школьниками, с одной стороны, и между педагогами и обучающимися, – с другой. Индивидуальный подход к формированию сферы духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе школы – один из наиболее важных принципов данной системы.

Духовно-нравственное воспитание – это длительный процесс формирования личности, результат, которого отсрочен во времени. Духовно-нравственные ценности прививаются обучающимся в сотворчестве педагога с учениками, что тесно связано с педагогикой сотрудничества. Немаловажную роль играет личность самого педагога, насколько он сам обладает духовно-нравственными ценностями, является ли он референтной личностью в глазах школьников, способен ли в процессе педагогического взаимодействия оказывать соответствующее влияние на воспитуемых.

Литература:

  1. Аджиева, Ф.А. Педагогические условия нравственного воспитания обучающихся в поликультурном пространстве вуза: диссертация…канд. пед. наук: 13.00.01 / Аджиева Фатима Асхатовна. – Карачаевск, 2017. – С. 11.
  2. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – Москва: Республика, 1993. – 383 с.
  3. Зеньковский, В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха / В.В. Зеньковский. – Париж: YMCA Press, 1934. – 258 с.
  4. Кружкова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников в образовательном процессе: диссертация … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кружкова Людмила Алексеевна. – Калуга, 2006. – 225 с.
  5. Мартышенко, С.Н. Исследование процессов формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза / С.Н. Мартышенко // Современное образование. – Москва, 2018. – No4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie- protsessov-formirovaniya-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-studentov-vuza (дата обращения: 05.02.2022).
  6. Михалец, И.В. Духовно-нравственные отношения студентов: монография / И.В. Михалец; Министерство образования и науки Российской Федерации, Пензенская государственная технологическая академия. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – 1 CD-ROM.
  7. Плаксина, Т.И. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи: диссертация … канд. пед. наук:13.00.01 / Плаксина Татьяна Ивановна. – Рязань, 2006. – 159 с.
  8. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия / Б.М. Теплов. – Москва: Известия АПН РСФСР, 1947. – No11. – С. 7-27.

 

 

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.