15 июня 2016г. освящение памятника великому русскому художнику Михаилу Нестерову в Уфе совершил епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий. Напомним, что открыт памятник был 11 декабря 2015 года. На освящении присутствовали создатели памятника, художники, внучка Нестерова доктор медицинских наук, профессор Мария Ивановна Титова, сотрудники музея, Председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям по РБ В. П. Пятков и почитатели таланта Михаила Васильевича.
Один из старейших музеев страны Башкирский государственный художественный музей (открылся в 1919-20 гг.) активно популяризует творчество М. В. Нестерова, стремится сохранить память о нестеровских местах в Башкирии, тесно сотрудничая с Уфимской епархией. Это и неудивительно, ведь Нестеров был глубоко верующим человеком и совершенно особое место в его творчестве занимает тема духовности. Наиболее известные и любимые нами картины художника посвящены великому русскому святому преп. Сергию Радонежскому. Кстати, в музее хранится крупнейшее собрание картин живописца.
Владыке сослужили руководитель епархиального отдела культуры протоиерей Евгений Шерышев и иерей Андрей Хамета. После освящения Владыка Амвросий обратился к собравшимся:
– Михаилу Нестерову был дан от Бога дар видеть гармонию, красоту Божьего мира и передавать ее через краски, через кисть. Освящая памятник, мы освящаем саму память о великом человеке – его труды, подвиги, ведь он не только писал картины, но и расписывал храмы… То наследие, которое он оставил нам, является достоянием всей нашей страны. Он любил свою родину, любил церковь и оставил добрую память на земле.
Внучка художника Мария Титова рассказала журналистам:
– Делом всей его жизни было создание в Уфе картинной галереи. В годы революции он отправил собрание картин, собственных и своих друзей-художников, в Уфу. Он не надеялся, что полотна будут доставлены, но они все-таки дошли, открылся музей, и все его чаяния и надежды сбылись.
Особенно радостно, что памятник освящают в июне. 1 июня у дедушки день рождения, и он очень любил этот день… Всегда с большой теплотой он вспоминал Уфу, дом, в котором рос, башкирскую природу
Ю. Кустикова
УФА, 15 июня. /Корр. ТАСС Наиль Шахвалиев/. Освящение бронзового памятника живописцу Михаилу Нестерову (1862-1942 гг.), открытого в конце прошлого года, состоялось на родине художника в Уфе. По просьбе митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА, Церемонию провел епископ Нефтекамский и Бирский АМВРОСИЙ, передает корреспондент ТАСС.
Картины Нестерова украшают собрания Эрмитажа и Третьяковской галереи, а с 1920 года в Уфе действует Башкирский государственный художественный музей, в котором хранится около 13 тыс. экспонатов, в том числе крупнейшее в стране собрание произведений Нестерова. На территории музея в декабре 2015 года и был открыт памятник живописцу, где он запечатлен в полный рост за работой, с кисточками и палитрой в руках.
«След, который оставил нам Михаил Васильевич, напоминает нам красоту Божьего мира. Ему был дан от Бога дар эту красоту, гармонию, которую Господь оставил миру, передать через краски, через кисть», — отметил епископ Амвросий после освящения памятника.
Он напомнил слова Нестерова об одной из его самых знаменитых картин «Видение отроку Варфоломею». «Он говорил, что пока эта картина жива, жива и его память», — сказал глава епархии.
В церемонии приняла участие внучка художника Мария Титова. «Делом всей его жизни было создать в Уфе картинную галерею. В годы революции он отправляет первое собрание произведений, собственных и своих друзей-художников, в Уфу. Он не надеялся, что картины будут доставлены, но они все- таки дошли, открылся музей, и все его чаяния и надежды сбылись», — рассказала она журналистам.
Нестеров родился в 1862 году в Уфе. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова, входил в Товарищество передвижных выставок. Также был одним из членов-учредителей Союза русских художников. Особое место в творчестве художника занимает религиозная тематика. Лучшие произведения этого цикла — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.), «Пустынник» (1888 г.), «Под благовест» (1895 г.), «Великий постриг» (1898 г.).
фото Михаила Ергина