Опубликованные вопросы были заданы студентами и преподавателями БГМУ и БГУ на лекциях профессора А.Л. Дворкина, которые состоялись 15 и 16 апреля в уфимских университетах.
— Почему в нашей стране секты не преследуются законом? Ведь секты известны многим и они не приносят людям никакой пользы. Неужели нельзя прикрыть эти «лавочки»?
— Если нет пострадавших, то невозможно и предъявить обвинения. Пока человек «живет» в секте, он не считает себя пострадавшим, у него все хорошо и замечательно. Он нужен и интересен секте до тех пор, пока у него есть здоровье, деньги, пока он может трудиться на благо секты. Когда же человек «истощается» и в материальном, и духовном, и физическом планах, его просто выгоняют. Зачем нужен человек, неспособный больше обеспечивать секту? Вот тут и появляются обвинения, стремление наказать секту и ее лидеров. Однако государство должно действовать по закону. Но в юриспруденции нет понятия «секта», и, чтобы ввести этот термин, необходима доказательная база.
— Каковы наиболее характерные психологические особенности людей, попадающих в тоталитарные секты?
— Это, несомненно, внушаемость. У каждой секты имеется свой контингент: например, контингент «Свидетелей Иеговы» – это, зачастую, женщины предпенсионного возраста, а саентологов – люди с инженерно-техническим складом ума.
— В последние годы очень «модными» стали различные маги и экстрасенсы. Как Вы к этому относитесь?
— Я отношусь к этому плохо. Экстрасенсы и маги создают определенный оккультный фон общества. Они воздействуют на психику и здоровье человека таким негативным образом, что потом бывает очень сложно вернуть этого человека к нормальной жизни. И, к сожалению, некоторые настолько привыкли обращаться к ним за помощью, как к последней инстанции, забывая о том, какой огромный вред может нанести этот визит.
— Почему не работают психологические центры? Неужели у государства и у этих центров нет заинтересованности в помощи больным, пострадавшим, нуждающимся в помощи?
— Психологические центры работают. Но опять же не всем из них можно доверять. Настоящих специалистов, занимающихся помощью людям, попавшим в секту, тем, чьим сознанием манипулируют руководители или лидер секты, мало. Эта тема очень остро стоит в современном мире. Поскольку даже количество юристов и адвокатов, которые могут как-то юридически помочь, сводится к нескольким единицам.
— Знаете ли Вы о таком направлении в психологии как «Системно-векторный психоанализ» (психологических тренингах), которые проходят у нас в Уфе?
— «Системно-векторный психоанализ» — это психокульт, действующий под маской психологических тренингов, которые якобы «призваны помочь личности». Человеку, попадающему на тренинг, думается, что он попал в другую новую для него жизнь, способную заменить настоящую, со временем отодвигающуюся на второй план. Человек полностью отрывается от реальности и живет только определенной ролью, навязанной на тренинге. На человека оказывается групповое давление и даются установки, которые якобы должны помочь в реальной жизни стать лидером, значимой личностью. Однако стоит только выйти за «ворота» психокульта, как суровая реальность опрокидывает на тебя кушат холодной воды: все вокруг сыпется, рушится, нет обещанной гармонии. Тогда человек опять бежит на тренинг за новой порцией положительных эмоций, бежит туда, где все, на первый взгляд, «хорошо и правильно», несет и платит N-ную сумму денег (тренинги – далеко не бесплатное удовольствие) за то, чтобы хотя бы там, разыгрывая какую-либо роль почувствовать себя «счастливым» человеком.
А ведь никто из этих людей не понимает, что их просто «ломают через колено», делают безвольными и полностью зависимыми от тренингов.
— Есть ли такие секты, которые проникают в систему образования (школы, ссузы, вузы и др.)?
— Насколько мне известно, самыми активными в этом деле являются саентологи, которые очень активно пытаются проникнуть в систему образования, предлагая разработанные своим лидером образовательные саентологические методики и программу. Только нужно заметить, что руководитель саентологов – Хаббард (ныне покойный) не имел никакого педагогического образования, учился в школе на «тройки» и в последствие был выгнан из университета. Так что же может предложить этот человек нашим детям?
Отмечу также секты, имеющие педагогическую направленность: «Колыбель Сибири», педагогическая секта М. Щетинина, которые не способны привнести в систему образования никаких полезных новшеств, а могут лишь разрушить психику подрастающего поколения.
— Можно ли попасть в секту в интернете?
— Мы уже привыкли, что чаще секты «вербуют» на улице или ходят по домам, как это делают «Свидетели Иеговы». Но уличная вербовка в большинстве случаев осталась в 90-х годах. Сейчас же активное заманивание в секту происходит главным образом в интернете и социальных сетях. Поэтому, когда садишься за компьютер, нужно быть предельно внимательным и осторожным.
— Куда обращаться и что делать, если знакомый или родственник попал в секту?
— В Уфе можно обратиться в Миссионерский отдел Уфимской Митрополии, сотрудники которого либо помогут чем-то сами, если ситуация не критическая, либо привлекут на помощь специалистов в этом вопросе.
ИАО Уфимской епархии