С 14 марта для православных христиан наступает время семинедельного Великого поста, который продлится до Пасхи. «Встать на пост – совершенно не значит сесть на диету», – убеждён архимандрит Симеон (Кувайцев), пастырь, обладающий большим духовным опытом и безусловным религиозным авторитетом для многих верующих.
Нашу беседу с отцом Симеоном мы начали с вопроса, обращённого к присутствовавшему при этом шестнадцатилетнему Василию, молодому человеку, далёкому от религии. Священник поинтересовался, что думает о сути поста современный старшеклассник.
– Пост – это воздержание от определённого вида пищи, – ответил Василий. Сам он, как и его родители, и близкие родственники, никогда не пробовал поститься.
– Вот Вася и озвучил нам представление абсолютного большинства людей о посте. Между тем, пост – это, прежде всего, образ некой жертвенности. Ещё Ганди говорил, что нас, то есть человечество, погубят политика без принципов, наука без нравственности и молитва без жертвы. Так вот пост – самая, пожалуй, важная жертва, потому что мы жертвуем не чем-то внешним по отношению к нам, а собой, своей собственной жизнью. Мы её перестраиваем по другим принципам. Ведь что такое еда? Это один из способов поддерживать нашу жизнь. И в этом смысле ограничение в еде и есть для человека жертва. Правда, сегодня мы с вами едим не только для поддержания нашей физической формы. Сегодня, и это следует признать, еда стала важным социально значимым фактором нашего существования. Тем важнее для человека осознание разницы между постом и диетой.
– Встречаются люди, которые слишком ревностно соблюдают пост…
– Да. И скрупулёзное следование правилам поста, как ни странно, может превратиться в свою противоположность. Мне вспоминается анекдот 90-х годов: криминальный авторитет, у которого ствол в бардачке, наркотики в карманах и труп в багажнике, говорит официантке в ресторане: «Не кладите мне в тарелку мясо, я пощусь». Сегодня многие соблюдают пост формально, не задумываясь о тех внутренних изменениях личности, которыми он должен сопровождаться.
Но и слишком рьяных постников я опасаюсь, не приветствую скрупулёзное следование всем правилам поста в миру. Строгий пост – это монашеское правило. Для мирян его соблюдение крайне затруднительно, да и вряд ли нужно.
– Почему?
– Правила настоящего монашеского поста очень строги. Поститься в понимании обычного человека – это ограничивать себя в той или иной пище. Но это не совсем верно с религиозной точки зрения. Пост означает не только отказ от мясной и молочной пищи. Настоящий пост по монастырскому уставу предполагает однократный приём пищи, то есть еда должна быть не только постной, но и употребляться лишь один раз в день. Для человека, который собирается поститься, это должно быть ясно с самого начала. Не будем мудрствовать лукаво – всякий, кто вкушает в дни Великого поста пищу более одного раза в день, уже не постник. Вот поэтому практику монашеской жизни нельзя переносить в практику мирскую.
– Тем более, что современный человек работает, учится, занимается бизнесом…
– А что, русский мужик в поле и на скотном дворе не работал? А для монаха его работа – молитва. И работа эта очень тяжёлая, ведь в молитве мы преодолеваем самих себя, а это труд практически неподъёмный. Однако он вовсе не отменяет постничества. Что касается исторической практики, то в дореволюционной России солдатам царской армии, а также воспитанникам закрытых казённых заведений и кадетских военных корпусов делалось послабление – им дозволялось поститься только в первую и последнюю недели Великого поста.
Людям, живущим мирской жизнью, нужно понимать, когда и кто может и должен отказаться от соблюдения поста. «Я болен», «Я беременна», «Я – кормящая мать» – это всё очень серьёзные аргументы для того, чтобы быть освобождённым от поста. Хронические и острые заболевания, старческий и младенческий возраст – всё это является основанием для отказа от постничества. Изнурять себя, доводить до физического изнеможения – это ни самому человеку, ни его близким блага не принесёт. Поэтому, решая для себя, поститься вам или нет, чаще «включайте голову». Церковный устав – это что-то вроде типовых правил при ведении строительства: все их знают, к их соблюдению нужно стремиться, но в реальной практике неукоснительно следовать каждому пункту этих правил невозможно.
– Что же, выходит, можно игнорировать установления церкви?
– Церковь наша не мачеха, а милосердная мать. Она учитывает человеческие слабости. Слишком большое усердие тоже может повредить нашим душе и телу, всё должно быть постепенным, возрастая из меры в меру. Можно сказать, что церковь балансирует между акривией (строгим следованием церковному уставу) и икономией (снисхождением к человеческой немощи). И нужна мудрость, чтобы соблюсти золотую середину.
– Ну и, наверное, нужен человек, который руководил бы твоим постом…
— Безусловно. В монастырях это старцы, которые советуют монахам, как бороться со страстями. А в мирской среде человек может обратиться за советом к своему духовнику или к любому священнику в храме.
– А каково ваше личное отношение к посту?
– Для меня пост – это, как на военной службе, место особой бдительности, чтобы враг не прошёл. И я как всякий христианин, тем более как священник, тем более как монашествующий, должен встать на пост именно в таком смысле.
Мы ведь многие страсти и страстями-то перестали называть. Например, так называемый гражданский брак: у нас в стране замужних женщин почему-то гораздо больше, чем женатых мужчин. Более того, жизнь без страстей нам представляется скучной и однообразной, то есть постной. А это, конечно, большое заблуждение.
– Однако многие считают, что жизнь настоящего христианина скучна и однообразна…
– Ну, вот это неправда! Любовь, радость, мир со всей его божественной красотой – это всё дары Духа Святаго, врачующего наши души и сердца. Прирастать духовно – вот в чём истинный смысл поста. Христос своим воплощением обожествил нашу плоть. И радость духовная и телесная примирились между собой. А если радость в твоём сердце не наступает, значит, ты сам в жизни что-то не так делаешь.
Ведь и пост может и должен приносить человеку радость. «Постимся постом весёлым» – эти слова из стихиры я советую всем постящимся вспоминать почаще.
Разумеется, пост не может существовать в отрыве от всего прочего. Это система, это мировоззрение человека. Нельзя какое-то время поститься, а потом взять и свернуть на дорогу безверия и вседозволенности. Пуста молитва, напрасны жертвы без подобающего образа жизни.
А ведь для некоторых людей пост – всего лишь попытка привлечь к себе внимание, желание выделиться. Человек сам себе задаёт вопросы: а что случится, если я буду поститься, и что будет, если я поститься не стану?
Каждый, кто собирается встать на пост, должен хорошо понимать, что на этом непростом пути его ждут не только взлёты, но и падения. А смысл, он есть и в тех, и в других.
Если подходить к посту формально, то никакого духовного роста не будет. Да и разве возможен духовный рост без Духа?!
Мир – только чёрный и только белый. В нём есть только «да» и только «нет». И никак иначе. Но до осознания этой истины надо дорасти.
– Почему в пост необходимо исповедоваться и причащаться?
– Делать это необходимо не только в дни поста. Но в пост – непременно. Причастие – это ступенька к духовному возрастанию. Правда, человек, который набирает число этих ступенек автоматически, мне странен, как всё формальное, всё, что не наполнено дыханием Духа. Но и тот, кто причащается крайне редко, мне странен тоже. Конечно, нельзя в два приёма перемахнуть духовную пропасть. И Бог, зная это, сам перепрыгивает к нам, на нашу сторону. В этом – Его величайшая милость и милосердие. Мудрые отцы церкви считали, что «мы все равно достойны причастия, потому что все равно недостойны его».
– В нынешнем году православная Пасха наступает 1 мая. Как нам, людям с классовым мировоззрением, воспринимать совпадение этого великого праздника с другой датой, ещё памятной многим?
– Вообще-то, эта дата формально ушла из календаря россиян. Хотя в мозгах, конечно же, всё это сохраняется. Ну, в конце концов, встретим Пасху с красными бантами в петлицах. Шучу, конечно. А если говорить серьёзно, то, думаю, каждый из нас будет праздновать в этот день то событие, которое он действительно считает праздником. Вот только какой праздник без радости?! Современный мир всё чаще предлагает человеку имитацию радости. А пост – это тот самый мостик, который поможет наполнить душу человека настоящей животворной радостью.
Воздержание от пищи – это только один, хотя и наиболее обсуждаемый аспект поста. По большому счёту, время Великого поста – это возможность провести ревизию своего внутреннего мира. Думайте о посте. Читайте о посте. Задавайте себе вопросы. И помните, что во всём этом должна присутствовать разумность и даже мудрость.
Марина Воронова, газета «Стерлитамакский рабочий» №43 от 11 марта 2016 г.