9-18 сентября 2019 года Отделом Уфимской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму организован цикл бесед по Истории России в загородных стационарах Центра реабилитации для зависимых «Спасский».
Одним из компонентов нашей реабилитационной программы является образовательный.
В изучаемые предметы входят: Закон Божий, Новый Завет, Катехизис, История России, История Русской Православной Церкви.
Ежедневно воспитанники по очереди готовят к занятию определенную тему по какому-то из вышеперечисленных предметов. На занятии прочитывается оригинал текста, затем докладчик пересказывает его своими словами, после чего задает всем присутствующим по несколько вопросов на данную тему. В конце тема прочитывается еще раз. Руководитель или сотрудники центров контролируют процесс, вносят поправки и уточнения, отвечают на возникающие вопросы. На уроках учитывается определенная специфика и прежний образ жизни воспитанников.
Особое внимание уделяется комплектованию библиотек реабилитационных центров. Подбор книг производится с учетом задач воспитательного порядка. В библиотеках содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, художественному и ремесленному творчеству и др. Основа наших библиотек, как и положено в православной общине — книги духовного содержания. Собранное в библиотеках помогает воспитанникам наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.
Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из святоотеческих творений, жизнеописания святых.
Чтению произведений святых отцов ежедневно уделяется и особое время, обычно в конце всех занятий. Если имеется необходимость, руководитель или сотрудники центров попутно поясняют прочитанное.
В образовательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники, жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.
В реабилитационных центрах созданы видеотеки из тематически подобранных фильмов, лекций и бесед. Ежедневно воспитанники прослушивают, конспектируют, а затем обсуждают совместно с руководителем или сотрудниками центров видео лекции преподавателей православных духовных школ, либо проповеди известных священнослужителей. Конспекты проверяются руководителем центров. Один раз в неделю проходит показ художественных фильмов с последующим их обсуждением, т.н. «кинолекторий». Во время обсуждения просматриваемых фильмов у ребят происходит осмысление важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам.
Для развития и укоренения в душах наших воспитанников навыков христианской любви, а не только ее видимости, в центрах на каждую неделю составляются «Евангельские заповеди дня». Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая либо заповедь. Она разъясняется на основании толкования святых отцов. Затем на неделю вывешивается в трапезных и ежедневно повторяется перед началом трапезы. Запоминая заповедь, например: «…Не судите, да не судимы будите», воспитанники стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели происходит обсуждение, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей, как при проживании в реабилитационном центре, так и до приезда в стационар. Это эффективное духовно-психологическое упражнение, в ходе которого происходит процесс запоминания, сохранения знаний. Знания (заповеди) вначале воспринимаются воспитанниками как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращаются в опыт и убеждение.
Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. Кроме того, решается задача повышения культуры речи, приобретения навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.