15 марта 2024г. в Институте развития образования Республики Башкортостан в рамках республиканского родительского лектория состоялась встреча и обстоятельный разговор педагогов, психологов, медиков и представителей православного и мусульманского духовенства на тему «Воспитание нравственности у подрастающего поколения в целях снижения негативных последствий ранних половых отношений. Профилактика ВИЧ/СПИД». По благословению митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона от Уфимской епархии в лектории принял участие руководитель Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин. Ниже приводится полный текст его доклада.
«Замечательно, что проблему мы обсуждаем вместе. И вместе ищем пути комплексного решения ее. Но сама проблема возникла не внезапно и неожиданно. Она подготавливалась десятилетиями предыдущего нравственного разложения общества. И сейчас уже можно смело, без опасения упреков в конспирологии, констатировать, что разложение общества происходило под влиянием совершенно определенных сил. Сил, системно и комплексно работающих в этом направлении. Нравственное разложение западно-европейского общества, бывшее поначалу процессом, стало проектом.
В результате, мир раскололся на два лагеря. На приверженцев традиционной морали, стремящихся сохранить личность человека и на сторонников либеральных стандартов, работающих, в чем мы убедились в последние десятилетия, над демонтажем личности. Однако, традиционные ценности – это не только наше историческое наследие. Они являются культурным кодом, который сохраняет человека как человека, семью как основание человеческого общества.
В то же время краеугольным камнем либерализма является отрицание важности традиционных ценностей, как базиса благополучного и поступательного развития человека, семьи и общества, как источника морали и противопоставление им человека, как единственного источника морали и мерила духовных ценностей.
Принятие либеральный стандартов, пропаганда извращений стала входным билетом в «просвещенное европейское общество», условием получения финансовой помощи, членства в ЕС. У Запада есть миссия, и эта миссия не христианская, а сатанинская. Им нужны наши дети, чтобы развратить их, растить и разрушить их самоидентичность. И нам пора осознать, что живем в состоянии войны за наших детей и за наше будущее и что наша святая обязанность делать все для сохранения их в чистоте.
Ранняя половая жизнь даже подростков, не говоря уже о школьной молодежи, является закономерным следствием распространения и культивирования блуда в нашем обществе. Поэтому профилактика ранней половой жизни должна содержать не только информирование подростков о ее разрушительных последствиях для их телесного и психического здоровья. Необходимо что-то делать с причинами поражения наших подростков блудной страстью. А причиной является пропаганда блуда, эстетизация блуда, безальтернативность блуда и кичение блудом.
Однако, надо пояснить, что такое блуд. Блуд – это половые отношения вне брака. Внебрачные связи, супружеские измены являются прелюбодеянием, как разновидностью блуда.
В этом свете ранние половые отношения – это ранний подростковый блуд. И общество блудящих взрослых не имеет морального права лицемерно ужасаться раннему блуду в среде подростков. Подростки и школьная молодежь блудят подражая стереотипам поведения принятым в обществе, демонстрируемым в фильмах, в интернете, а иногда подражая и своим родителям, и только потом – своим сверстникам.
Блуд в любом случае разрушителен, совершается ли он в совершеннолетнем возрасте, или в несовершеннолетнем. Только в несовершеннолетнем, тем более, в подростковом возрасте эти разрушительные следствия явны и глубоки. Установлено, что интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности в будущем. Раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. У родителей-подростков в два раза чаще умирают дети в младенчестве, чем дети у матерей в возрасте старше 20 лет. Среди детей, рожденных матерями, которым 16 лет или меньше, только один из двадцати имеет нормальное умственное развитие. Ранние половые связи оказывают влияние и на общую продолжительность жизни. Было установлено, что люди, вступившие в брак в 16—18 лет, в среднем прожили 50—55 лет, а вступившие в брак в 23—25 лет имеют среднюю продолжительность жизни 75—80 лет.
Если подросток начинает свою жизнь с упрощенных стереотипов, минуя стадию платонической любви, то происходит кастрация психосексуального развития, и этот человек в дальнейшем с трудом строит отношения с противоположным полом. Усугубляет последующую жизнь таких подростков и и то, что практически половина первых половых связей у девушек в раннем возрасте происходит в связи с принуждением их к этому либо физической силой, либо угрозами.
Разумеется, неизбежным следствием раннего блуда являются и ранние аборты со всем набором соответствующих осложнений для подросткового организма.
Пандемия блуда, с одной стороны, является следствием снятия внутреннего и внешнего общественного запрета на него. Если внутренний запрет является плодом соответствующего воспитания, то существование внешнего общественного запрета обусловлено содержанием общественной морали. Последняя, в свою очередь, задается внутренней политикой государства в области образования, культуры и СМИ и в отношении религиозных организаций. Именно государство дает право голоса или лишает его те или иные общественные институты, в том числе и религиозные. А также поддерживает те или иные общественные силы. Речь не идет о том, чтобы принятием соответствующих законов криминализировать блуд и прелюбодеяние. Речь идет о том, чтобы у наших граждан и подростков и молодежи был выбор блудить или жить целомудренно. А для того, чтобы был выбор, должна быть ситуация выбора, т.е., наличие двух альтернатив, а значит они должны быть информированы об их существовании и о последствиях выбора. Если же всего этого нет, то нет и выбора. Обществу просто задается только один стереотип поведения в отношениях между полами – блудный.
Однако, заповеди Божии, содержащие призыв не блудить, давно изгнаны из общественного пространства, что является следствием процесса секуляризации нашего общества. Впрочем, исследователи констатируют, что мир с начала 21 века выходит из стадии секулярного развития и входит в стадию постсекуляризма, или дескуляризма. По мнению известного американского социолога Питера Бергера: «Современный мир столь же яростно религиозен, каким был всегда». И Россия также переживает процесс десекуляризации. А это означает, что у нас появляется возможность доносить, хотя бы в порядке информирования, до сознания взрослых, подростков и школьной молодежи существование Божественного призыва не блудить и запрета на блуд.
Другой важной стороной проблемы является отсутствие глубокого понимания того, что же такое любовь вообще и любовь супружеская. При том, что психологи дают достаточно точную формулировку понятия любви, об этом можно узнать разве что только на консультации у психотерапевта. Правда, скоро это можно будет узнать из учебника «Семьеведение»? Кстати, почему –то в учебнике в рассказе о любви присутствуют одни западно-европейские примеры, и нет примера жизни свв. Петра и Февронии. Впрочем, педагоги могут сами исправить этот недостаток. Однако, не только школьники, но и все наше общество нуждается в подобном просвещении.
И, все таки, в научном понимании любви нет той полноты духовного содержания, как в любви в христианском понимании, где она является венцом всех духовных совершенств. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».( Кол.3,14). «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». (1Кор.13,2). И это не обожествление любви, но откровение о любви, как о тайне бытия Божьего, как о даре Божием в ответ на человеческое усилие научиться любить.
Любовь – это ведь повседневный душевный труд, связанный с понуждением себя на дела любви. Любовь, как и всякое нравственное деяние, как духовная жизнь не имеет инерционности. Платону приписывают слова «Вчерашней добродетели не бывает». Для того, чтобы они жила любовь требуется постоянное усилие, как в творчестве. Но труд этот райский, т.е., всегда и быстро приносящий плоды. Ведь в раю не было необходимости ждать, достаточно было воли прародителей и их прикосновения к райским растениям и они приносили плоды тут же. Плодом же дел любви является радость и блаженство любви. Это состояние поразительно цельное и многостороннее, захватывающее всего человека. Разумеется, такая любовь – это любовь уже не романтическая, а благой дар Бога, благодать, которую Он дарит нам в ответ на наше усилие. Но она должна иметь место в супружеской любви.
Любовь супружеская в замысле Божием является одной, но очень важной ипостасью любви. В Св. Писании супружеская любовь возносится на пьедестал. Ведь первым чудом, совершенным Иисусом Христом при вступлении на Его общественное служение, было чудо на свадьбе. Супружеский брак освящается Церковью в одном из семи Таинств.
Именно в свете такого понимания духовного аспекта любви, святости супружеского брака и духовного статуса супружеских отношений блуд приобретает свои подлинные очертания. Вот что нужно противопоставить страсти блуда. Не сухость аскезы, не пустоту одиночества, а радость чистой любви и искреннего согласия, блаженство полного взаимного доверия в браке.
А если же человек блудил до брака, то в лучшем случае ему придется всю последующую жизнь в браке бороться с приобретенной блудной страстью, а зная о добрачных блудных связях своей жены, отчаянно ревновать ее. В худшем же случае ему будет очень трудно удержаться от прелюбодеяния. Статистика разводов коррелирует с распространенностью блудных добрачных отношений.
Отношения вне ограды брака, не подкрепленные гарантиями, без данных общений верности до конца жизни, не построенные на взаимном доверии и не подкрепленные признанием взаимных прав на совместное имущество, нельзя в полном смысле назвать настоящей любовью. В таких отношениях, нравственно квалифицируемых как блуд, люди не могут полностью доверять друг другу, поскольку всегда оставляют за собой и признают за партнером право на беспроблемный выход из них. Но при этом все равно в сожительстве друг с другом люди открывают сердца навстречу, становясь от этого беззащитными. Получив сердечные раны и шрамы от неизбежных расставаний, человек уже не может в полной мере доверять, открыть сердце, не может полюбить.
Прежде чем ожидать от своих детей, что они смогут сделать правильный выбор и не впасть в блуд в нежном возрасте, нужно родителям самим занять ясную нравственную позицию в отношении блуда и отвергать блудные искушения. Наши слова о целомудрии будут лишь тогда действенны, когда родители сами не будут хотя бы в присутствии детей заглядываться на лиц противоположного пола, не будут с ними флиртовать, смотреть соответствующие фильмы со сценами блуда, посещать сайты и т.д и т.п.
В случае же, если они же сами беспомощны перед блудными искушениями и с готовностью предаются блудным мыслям, чувствам, а то и поступкам, то они смогут лишь также беспомощно мямлить о необходимости пользоваться противозачаточными средствами. А уж аргумент «потерпи до 18 лет, а потом блуди с кем хочешь» – не выдерживает критики и он не способен удержать подростка от блуда.
Т.о., если хочешь чтобы твои дети не блудили в раннем возрасте или в старших классах, или до брака то возроди в своем сознании ценность целомудрия и воспитывай своих детей в целомудрии. А самое главное, сам веди себя целомудренно.
И еще, наверное, самое важное условие того, что дети все-таки послушают своих родителей. Это взаимное доверие. Доверие детей к родителям зиждется на таком опыте общения с родителями, в котором нет фактов насилия и унижения. Дети, доверяя нам, открывая навстречу нам свои чистые и беззащитные сердца, надеятся, что мы их не оскорбим, не причиним им душевную боль, не поступим с ними по злому. В этом есть беззащитность любви. Именно поэтому любящий человек стремиться не просто уважать любимого, но быть нежным и трепетным, чтобы не поранить открытое навстречу ему сердце. Поэтому, родителям нужно бережно обращаться с душевным миром своих детей, культивировать неподдельный интерес к их переживаниям, мечтам, отношениям со сверстниками. Чтобы они не боялись делиться своим миром с ними. Однако, любовь и нежность в общении не подразумевает равнодушие и потакания греховным чувствам и мыслям детей. Родитель просто обязан, не жестоко, без унижения и оскорблений, но твердо обозначить для ребенка свою нравственную позицию в этой ситуации, высказать свое отношение к этим мыслям и чувствам. Но при этом проявить встречное доверие к ребенку, выраженное в уважении к его свободе, веря в его способность к нравственным деяниям. Ведь перед Ее Величеством Свободой человека останавливается даже Сам Бог. Но Он не может избавить человека от последствий греха. Мы свободны в мыслях и поступках, но не свободны от ответственности за них. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». (Галатам 5:13).
Ситуация с ранней половой жизнью подростков и старшеклассников такова, что мы не имеем права наблюдать за этим, как за процессом, пытаясь помешать ему отдельными мероприятиями. Против нас, да и против всего человечества, реализуется проект. Соответственно и нам не избежать того, чтобы создать встречный проект, направленный на нравственное оздоровление нашего общества. Например, в США, где очень сильны и активны религиозные общества, с начала 21 века развернулось «Движение чистых сердец», вовлекающие всех девушек желающих сохранить девственность до брака. Считается, что каждая шестая девушка в США давала обет целомудрия до брака. Это говорит о том, что целомудрие стало популярно в американском обществе. Может быть нам вспомнить девиз «Догоним и перегоним Америку!»?
Впрочем, такой проект уже существует от сотворения мира и человека. Это проект – Замысел Божий о человеке, изложенный в Его учении и Его заповедях. Нам остается только актуализировать его, и тогда уже не только бюджетные вложения будут помогать нам решать эту ужасную проблему, но помощь свыше будет нам содействовать».
Руководитель Уфимского епархиального отдела религиозного образования и катехизации митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин