Никон (Васюков), митр. Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека. Доклад на ХII Епархиальных Табынских чтениях
08.11.22
Никон (Васюков), митр. Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека. Доклад на ХII Епархиальных Табынских чтениях
08.11.22

Уважаемые Азат Маратович, Талгат Сафич,  Айнур — хазрат, Ваши Преосвященства, владыки Николай и Спиридон, уважаемые члены президиума, дорогие гости, отцы и матушки, браться и сестры!

Искренне рад приветствовать вас на ХII Табынских чтениях Башкортостанской митрополии. В этом году мы расширили формат проведения нашего форума: XII Табынские чтения объединяют все четыре епархии Башкортостанской митрополии, научное сообщество, а также молодежные и общественные движения нашей республики на одной площадке. Такой масштаб мероприятия позволяет привлечь к соработничеству б?льшее число людей неравнодушных и радеющих о сохранении важнейших духовно-нравственных, культурных, семейных ценностей и прочих основополагающих принципов существования нашего народа. Сегодня мы вновь собрались вместе на нашем церковно-общественном форуме для обсуждения вопросов, связанных с важнейшими тенденциями, происходящими в современном обществе. Эти вопросы определяют проблемное поле нашей конференции и непосредственно касаются жителей нашей Республики, всей России, а также и зарубежного сообщества.

Мы благодарны Администрации Главы Республики Башкортостан, министерству образования республики за организационную и техническую помощь в проведении XII Табынских чтений. Мы вновь отмечаем, что согласие между государственными и церковными органами, взаимопомощь в решении общих задач стали особенно характерны для государственно-церковных отношений в нашей Республике в последние годы. Это наглядно проявилось в совместном преодолении пандемии, а также и в настоящих непростых условиях, в которых живет и развивается наше Отечество.

По благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в текущем году тема XII Табынских чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Излишним будет говорить о насущности вопросов, предложенных для рассмотрения. Вызовы и угрозы человечеству существовали всегда. Те печальные явления, которые мы сегодня называем глобальными проблемами человечества или «новыми вызовами», на самом деле не являются чем-то исключительно новым, большинство из них сопровождают человечество на протяжении тысячелетий. Но в последние годы они приобретают универсальный характер и именно сегодня так остро они нуждаются в осмыслении. В силу стремительного развития науки и техники масштаб этих проблем кратно увеличивается, а информированность о них становится практически повсеместной, поэтому каждый думающий человек не может позволить себе оставаться в стороне.

Нынешняя ситуация в мире характеризуется крайним напряжением и нестабильностью. Кризисы наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности человечества. Это климат и природная среда, мировая экономика и международная политика, рост социального напряжения и воздействие на человеческое общество научно-технического прогресса. Сегодня политическое, экономическое и социальное напряжение в мире достигает предельных значений, для его снижения нужен диалог, выработка совместных путей по выходу из глобального кризиса. Необходим трезвый и ответственный взгляд на происходящие глобальные процессы.

Угрозой для современной цивилизации сегодня являются рукотворные риски, созданные самими людьми. Это геополитические проблемы, связанные с усилением социально-экономической и политической нестабильности, системное усиление противостояния государств – политических оппонентов, утрата доверия основных мировых игроков друг к другу, неуважение ими базовых дипломатических принципов. Поэтому, как никогда, остро стоит проблема оценки происходящих событий, понимание дальнейших тенденций развития. Анализ состава и содержания современных проблем развития цивилизации показал, что количество этих проблем за последние десятилетия существенно возросло. Сегодня можно выделить не менее 50 принципиальных проблемных пунктов, которые можно сгруппировать по трем основным направлениям:  «Природа»,  «Общество», «Человек».

В начале XXI века под эгидой Организации Объединённых Наций мировыми лидерами была сформулирована программа, отмечающая основные цели нового тысячелетия. Среди этих целей были обозначены ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, сокращение детской смертности, борьба с заболеваниями, охрана материнства, обеспечение экологической устойчивости и формирование партнерства в целях развития бедных стран. Тем не менее, несмотря на все старания, статистика говорит о сохранении неравенства и неравномерности развития.

Слова святителя Иоанна Златоуста о страсти сребролюбия, произнесенные в IV в., продолжают оставаться актуальными доныне: «…те, которыми овладела безумная страсть и любовь к собиранию богатства, истощают на это все свои силы и никогда не насыщаются, потому что сребролюбие есть ненасытное пьянство, и как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большею распаляются жаждою, так и эти (сребролюбцы) никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, … пока не низринутся в самую бездну зла» (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседa XXII).

Христос ставит нравственное совершенствование и в конечном итоге спасение человека в прямую зависимость от деятельного служения обездоленным: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). По выражению святителя Григория Богослова, превосходнейшую часть любви должна составлять «…любовь к бедным, жалость и сострадательность… Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое» (Свт. Григорий Богослов. Слово 14. О любви к бедным).

В своей совокупности экономическое неблагополучие и экологические проблемы создают высокие риски для всего человечества. Миллионы людей по всему миру страдают от недоедания, болезней, различных форм дискриминации и последствий экологических проблем. Гуманистические же ценности, способные стать на пути разрушительных процессов и имеющие христианские корни, обесценены. Начало этому процессу было положено в эпоху Просвещения, когда ее идеологи, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, провозгласили человека «…абсолютной и конечной ценностью, а его благо – критерием справедливости общественного устройства»[1].

В сформировавшемся секулярном обществе, где человек становится «мерой всех вещей», человек сам решает для себя, что для него значимо, сам выстраивает иерархию ценностей. В результате такого индивидуального произвола не только происходит девальвация самого понятия «ценность», но возникают и неизбежные конфликты в обществе.

Конечно, одним из самых серьезных вызовов современности, на наш взгляд, следует считать сложившееся восприятие действительности современными людьми. Это вопросы, связанные с восприятием мира как такового, себя в этом мире и в отношении с другими людьми, всеми, кто формирует круг общения человека. Это и проблема выбора авторитетов и ценностных ориентиров, которые в современных реалиях достаточно размыты и сугубо субъективированы. Уходит в прошлое понятие «служение», уступая место холодному расчету и деятельности, максимально не связанной с несением ответственности. Мейнстримом становится тенденция само-пиара и обращение к спекулятивным формам деятельности. В среде молодого поколения становится максимально востребовано упрощенное восприятие жизни, т.н. «клиповое» мышление, а вопросы, требующие напряжения воли, зачастую выносятся за скобки актуальности. Ярким примером этому может послужить известное всем выражение, которое до последнего времени выражало порицание непорядочному поступку: «стыд потерял». На смену этому выражению пришло другое, а именно: «страх потерял». А ведь подмена стыда страхом довольно показательное явление, объясняющее смену парадигмы ментальности современного человека. Даже при первом рассмотрении становится ясно, что страх – нечто внешнее, страх – это фактор,  не меняющий самого человека в его сути. Страх вызывает желание избежать наказания, и больше – страх разрешает и понуждает избежать наказания, и при этом все равно поступить плохо, т.е скрыть свои безнравственные поступки и принципы от общественного или иного порицания.

Совсем по-другому формируется самовосприятие человека, если регулятивом его действий оказывается совесть – внутренний законодатель, с которым человеку бывает трудно пойти на компромисс, который как неподкупный судья выносит приговор, и его невозможно избежать. Христианская аскетика рассматривает совесть, как «глас Божий», звучащий в сердце человека и оберегающий его от стремления к ложным целям. Это тот самый естественный нравственный закон, с рождения присущий каждому человеку.

Приведенный пример «страха» и «совести» – не единственный, он лишь иллюстрирует тенденцию подмены понятий в мышлении современного человека.

Тема соотношения внешних условий и внутреннего совершенствования человека была подвергнута осмыслению в русской религиозной философии конца XIX – начала XX в. Семен Франк так писал в работе «Задачи и существо христианской политики»: «Путь, приводящий к максимально эффективным и прочным результатам, есть путь изнутри наружу, от личной жизни к общественной, … через нравственное воспитание личности…»[2].

Философ и историк Лев Карсавин писал: «Церковь не чертит политической программы и не дает конкретных указаний, какой политический и социальный строй нужен, как кто должен поступить в данном случае. Это все – дело человеческой свободы. Церковь лишь воспитывает и просветляет совесть для того, чтобы человек мог воспользоваться своею свободою по-христиански…»[3].

Любая человеческая деятельность должна иметь нравственные ориентиры. Сами по себе материальные блага не делают человека счастливым. Более того, сосредоточенность лишь на материальном преуспеянии приводит к нравственной деградации личности. Христос предостерегает нас: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). Церковь призывает воспринимать богатство как дар Божий, который дан человеку не только ради него самого, но прежде всего ради ближних. Те, кто получает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность – быть внимательными к нуждам других людей и таким образом исполнять волю Божию.

Мы с радостью отмечаем растущее в светском обществе понимание того, что передовые технологии и достижения науки не способны заменить участия, душевной поддержки и сопереживания нуждающимся. Особая задача Церкви — свидетельствовать об этих ценностях, которые в современном обществе не менее актуальны, чем сто и двести лет назад. Каким станет наше общество в будущем, зависит от того, какой системе ценностей оно последует. История преподает нам очередной урок обострения межгосударственных отношений, упадка нравственности, утраты ценностных ориентиров, но до конца мироздания человек остается обладателем богоподобной свободы. В Священном Писании есть такие слова: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор.30:19). Эти строки свидетельствуют о том, что Господь ждет именно нашего свободного решения. Церковь, совершая миссию проповеди Царства Божия, завещанную ей Христом, не оставляет надежды, что прекрасный идеал евангельской любви как высшая из христианских ценностей, привлекая к себе человеческие сердца, сможет сохранить и преобразить жизнь мира.

Очень надеюсь, что наш церковно-общественный форум – XII Табынские чтения внесут свой вклад в преодоление вызовов и угроз сегодняшних дней. Желаю всем плодотворной работы и творческого вдохновения.

[1] Кирилл (Гундяев), митр. Обстоятельства нового времени // Церковь и время. 1999. № 2 (9). С. 79–88

[2] Франк С.Л. Свет во Тьме. Издательство Белорусского экзархата. Минск,2011. С.390

[3] Карсавин Л. Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства / Путь.— 1927.— № 6 (январь).— С.37.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.