Необходимость участия РПЦ в школьном образовательном процессе – итог I епархиальных Табынских образовательных чтений

5 декабря 2011 года в г.Уфе состоялись Первые епархиальные Табынские образовательные чтения. Подобный формат встреч представителей Церкви, государственной власти, различных религиозных конфессий, деятелей науки и культуры способствует консолидации общества в решении глобальных социально-культурных проблем нашей страны.

Тема чтений «Просвещение и нравственность – забота Церкви, общества и государства» была выбрана в связи с введением в школьную программу спецкурса «Основы религиозной культуры и светской этики».

На конференции выступили: управляющий Уфимской епархией РПЦ, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ В.П. Пятков, первый заместитель председателя ДУМ РБ А. А. Бибарсов, представитель ЦДУМ Тимергалеев Василь хазрат, а также представители Министерства образования РБ, Министерства культуры РБ, Военного Комиссариата РБ, БГПУ им. М. К. Акмуллы, Института Развития Образования РБ, Уфимского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова, представители региональных общественных организаций, СМИ и др.

Пленарное заседание открыл архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. Он сообщил об основной цели конференции - ознакомление с результатами эксперимента по введению в школах 21 региона России курса "Основы религиозной культуры и светской этики". В своем докладе владыка особо отметил важность участия представителей религиозных конфессий при подготовке специалистов для преподавания этого курса в школах.

В своем докладе председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ В.П. Пятков остановился на проблемах нравственной дезориентации и низкого уровня религиозной грамотности молодежи, которые, в свою очередь, создают почву для экстремистских течений в её среде. Вячеслав Петрович подчеркнул, что нынешняя ситуация ставит под угрозу само существование нашего общества. "Нужно вернуть молодежь в общество!" сказал он. В связи с этим государство особо заинтересовано в сотрудничестве с традиционными религиозными конфессиями России, как носителями таких ценностей, которые могут стать ориентиром для нормальной жизни и развития страны. Докладчик рассказал об уже существующем положительном опыте сотрудничества и соработничества государства и традиционных религий России. Коснувшись опыта преподавания ОРКиСЭ, В.П. Пятков высказал мнение о необходимости введения подобных курсов в среднем и старшем звеньях школьного образования, в связи со стрессовой ситуацией, в которой оказываются выпускники школ: такие курсы помогли бы сохранить молодого человека от ловушек экстремистских движений. Докладчик особо подчеркнул важность для государства общих для традиционных религий России ценностных ориентаций любви, дружбы, взаимного уважения. В.П. Пятков также коснулся положительного опыта государственно-межконфессиональных отношений в РБ.

С приветственными словами выступили представители мусульманской уммы Башкортостана. Тимергалеев Василь хазрат, имам-хатыб Первой соботной мечети г. Уфы озвучил приветствие участникам чтений от председателя ЦДУМ, верховного муфтия России, Шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина. Автор особо подчеркнул общность нравственных ценностей традиционных религий, при разности элементов их формирующих, что является важнейшим основанием возможности сотрудничества религиозных конфессий и государства в деле распространения нравственных ценностей в обществе. Бибарсов Аюп Аббасович, первый зам. председателя ДУМ Башкортостана в своем приветственном слове отметил важность возрождения воспитания нравственности в семье. Он также подчеркнул ответственность родителей за детей, а религиозных лидеров за свою паству.

Р.Г. Мазитов, ректор Института развития образования РБ представил доклад "Об организации преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях РБ". Рамиль Гиниятович отметил: "Перед семьей и школой сегодня стоят общие задачи: мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми...", а решить эти задачи помогает курс ОРКиСЭ.

Нужно отметить, что сотрудничество Церкви и государства во многих областях общественной жизни, основанное на принципе взаимного невмешательства, приносит сегодня добрые плоды в сферах социального служения, благотворительности, патриотического воспитания и др. Однако, образование, как сфера сотрудничества, долгое время было предметом споров, результатом которых и стал вводимый курс ОРКиСЭ. Консенсус был достигнут, прежде всего, благодаря тому, что предмет является культурологическим – в нем отсутствуют как описания религиозных практик, так и практические занятия по их усвоению.

Особенностью курса является его модульность – по выбору родителей, учащемуся будет предлагаться тот или иной блок знаний:

-«Основы православной культуры»;

-«Основы исламской культуры»;

-«Основы буддийской культуры»;

-«Основы иудейской культуры»;

-«Основы мировых религиозных культур»;

-«Основы светской этики».

Вместе с тем, возник ряд вопросов в связи с подготовкой преподавательских кадров. Дело в следующем. Понятно, что родители выберут для своего ребенка модуль, соответствующий их мировоззрению (религиозному ли то, или светскому), и понятно, что они захотят, чтобы соответствующие знания преподавались с традиционной для их конфессии точки зрения, а не с точки зрения специалиста, стоящего неизвестно на каких мировоззренческих принципах, или изучившего тематику курса по неизвестно каким источникам. Однако, при подготовке преподавательских кадров взгляд профессиональных носителей  самого мировоззрения (например, священников с высшим духовным/теологическим образованием) не учитывался – их попросту даже не приглашали для встреч с будущими учителями-предметниками.

Итогом I Табынских чтений стало признание целесообразным подписания между Министерством образования РБ и официальными представителями традиционных конфессий РБ, в частности Уфимской епархией РПЦ (МП), соглашения о сотрудничестве в области подготовки преподавательского состава для курса ОРКиСЭ.  

Константин Новиков