Наше право на выбор
30.01.14
Наше право на выбор
30.01.14

XXII  Междyнародные Рождественские образовательные чтения проходили в Москве в этом году в новом формате и на самом высоком ровне. В рамках Чтений состоялись Рождественские парламентские встречи в Общественной палате РФ, в Совете Федераций РФ, в Государственной Думе РФ. Таким образом, уровень обсуждения важнейших проблем, стоящих перед нашим обществом, повысился.

Чтения, бывшие до этого  церковным мероприятием, проходившим с участием приглашенных лиц,  стали подлинно церковно — государственным форумом, на котором представители Русской Православной Церкви, российской  общественности, представители высшего уровня российской власти объединились для обсуждения важнейших вопросов и проблем, существующих в нашем обществе и для поиска путей их решения. Работа Чтений проходила по 18 направлениям, не считая Рождественских парламентских встреч.

Также впервые в составе делегации от Уфимской епархии на Чтениях присутствовали Председатель Cовета по государственно-конфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан Вячеслав Петрович Пятков, его заместитель в Совете — Азат Маратович Фаттахов и представитель Министерства образования РБ, заведующий Кафедрой теории и методики начального образования Сергей Сергеевич Пичугин. Они приняли участие в круглом столе в Общественной палате РФ на тему «Развитие социального партнерства государства, Церкви, семьи и школы. Роль идеала в отечественной педагогической традиции», в открытии Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации РФ, проходивших по теме «700-летие преподобного Сергия Радонежского. Духовно-нравственное образование в регионах. Опыт года в партнерских взаимоотношениях Церкви, власти и общества». Там же в Совете Федераций проходил еще ряд заседаний. О широте затронутых вопросов свидетельствует, например, то, что серьезному обсуждению была подвергнута тема ГМО, разрешение на ввоз которых российское правительство дало осенью прошлого года. Парламентские встречи прошли также и в Государственной Думе РФ. Темами секционных заседаний были: «Соотечественники за рубежом, духовно-нравственное образование, русский язык, просветительская роль храмовых центров», «Совершенствование законодательства в сфере передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения».

По итогам круглого стола в Общественной палате РФ была принята Резолюция, а по итогам всех Рождественских парламентских встреч – Обращение. 

 

Общий состав Уфимской делегации на Чтениях насчитывал 17 человек. В последние годы МРОЧ  претерпели некоторые изменения: они стали короче, количество участников при этом выросло. Например, заявку на участие в Чтениях подали 12 тыс. человек, а на открытии Чтений в Кремлевском Дворце Съездов присутствовало 7 тыс. Это не могло не повлиять на количество докладчиков на секционных заседаниях. Теперь заявки на выступления в секциях для чтения докладов не принимаются, но организаторы сами, на основании анализа работы профильных епархиальных отделов, приглашают докладчиков на секции, чтобы те могли донести до присутствующих свой опыт работы. Это, несомненно, сделало заседания более интересными и продуктивными, избавив слушателей от необходимости выслушивать пространные соображения на общие темы, поделиться которыми всегда найдутся желающие.

Интерес к опыту работы нашей епархии был проявлен  Координационным Центром помощи бездомным при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. На заседание секции, посвященной организации помощи бездомным, был приглашен для чтения доклада и обмена опытом работы настоятель Крестовоздвиженского храма г. Уфы митрофорный протоиерей Роман Хабибуллин. Это третье по счету приглашение протоиерея Романа на данную секцию свидетельствует о признании ценности опыта церковной благотворительности в епархии.

Также на круглом столе в Зале церковных соборов в храме Христа Спасителя для доклада, посвященного православному краеведению, была приглашена методист Отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии, директор епархиальной библиотеки Ирина Николаевна Ентальцева. Она рассказала о мероприятиях, посвященных 135 — летию со дня рождения Нестерова М. В., проведенных в прошлом году Уфимской епархией  совместно с Домом музеем С. Т. Аксакова, Национальным музеем РБ в  БГПУ им. Акмуллы.    

    Чтения – это возможность поделиться не только своими интересными наработками и опытом плодотворной работы, но и рассказать о своих проблемах. Впрочем, нам не пришлось это делать самим, т.к., сам Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий озвучил их с самой высокой трибуны – в Совете Федераций. В своем выступлении, говоря о введении комплексного учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (КУК ОРКСЭ) в российских школах владыка Меркурий отметил, что в Татарстане, Кабардино-Балкарии, на Сахалине, в Бурятии и в Республике Башкорстан нарушается процедура выбора предметов в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Владыка Меркурий назвал и конкретный процент выбравших предмет «Основы православной культуры»  (ОПК) в нашем регионе – 0, 6%. Напомним, что в Кабардино-Балкарии и в Татарстане —  0% , т.е., никто не выбрал ни ОПК, ни «Основы исламской культуры».  Владыка отметил, что  очевидно, в этих регионах живут не какие-то особые люди, а те же, что и в соседних с ними областях, где обеспечивается свободный выбор: «Дело тут не в населении, а в отношении к людям и к решениям федеральных органов власти тех, от кого зависит принятие решений в конкретном регионе, районе, школе».

 Озвученные им цифры были представлены в конце прошедшего года в нашем отчете Синодальному отделу религиозного образования и катехизации. Там же были указаны причины: «Давление школьной администрации на педагогов, неготовность самих учителей вести курс ОПК (мало знаний, заменяют другими уроками) и родителей – выбирать ОПК для своих детей. Слушатели курсов сетовали на почти полное отсутствие в их распоряжении методических разработок, наглядных пособий».  Так же как и были перечислены усилия сотрудников ОРОиК по исправлению данной ситуации с выбором ОПК. Например, в прошедшем году в рамках Соглашения о сотрудничестве между Уфимской епархией и Министерством образования РБ сотрудники ОРОиК Уфимской епархии привлекались Институтом развития образования РБ к участию в работе республиканских курсов повышения квалификации преподавателей средних школ по программе «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС нового поколения. Руководитель ОРОиК митр. прот. Роман Хабибуллин и методист ОРОиК по ОПК Лариса Хабировна Калинина — педагог СОШ № 10 г. Уфы и преподаватель воскресной школы кафедрального собора в честь Рождества Богородицы, методист ОРОиК М. Е. Ларионова посетили 26 районов республики, где выступили перед 1086 педагогами начальных классов с лекциями о предметном модуле «Основы православной культуры».

На средства ОРОиК были напечатаны для безплатной раздачи 1200 методических пособий по ОПК, разработанных методистом Отдела воскресных школ Уфимской епархии К. Е. Муравьевой, 600 экземпляров методического пособия по региональному компоненту ОПК, 300 буклетов «Духовно-нравственное воспитание через православную культуру». Также слушателям курсов было безплатно роздано 1200 экземпляров книг «Новый Завет и Псалтирь», 1000 экземпляров церковной периодической печати — «Уфимские епархиальные ведомости». 

6 и 14 ноября ОРОиК принял участие в работе курсов по ОРКСЭ уже для методистов КУК ОРКСЭ в школах РБ. ОРОиК оказал помощь Институту развития образования РБ посредством безплатного предоставления автобусов в проведении экскурсий по храмам, мечетям г. Уфы.

 Насколько наши совместные с ИРО РБ труды на поприще подготовки школьных педагогов были успешны, станет ясно в течение первого полугодия этого года, когда в школах пройдут родительские собрания и нам объявят процент выбравших «Основы православной культуры».  К сожалению, этот опыт сотрудничества между епархией и ИРО РБ может не получить дальнейшего развития, т.к. курсы проходили по распоряжению и на средства российского Министерства образования. Может быть, даже и сама идея привлечения к участию в них Уфимской епархии принадлежала также Москве.

Впрочем, полной уверенности в том, что процент выбравших ОПК может существенно повыситься, нет. И прежде всего по двум причинам. Первая и основная была озвучена в выступлении митрополита Меркурия – это давление директоров школ (через классных руководителей) на родителей с целью вынудить их к выбору, как правило, «Основ светской этики», вместо «Основ православной культуры». Точнее, родителям просто не дают такой возможности. Это как в ходившем в советские времена анекдоте: «Имею я право? — Имеете! — А могу ли я? — Не можете!»  С той разницей, что родителям, бывает, отказывают даже в признании у них самого права на выбор:  «Не нравится – уходите в другую школу!»

Насколько распространены такие случаи и действительно ли они оказывают определяющее влияние на снижение процента выбравших ОПК (или ОИК) – не подлежит точному определению. Но то, что они действительно не единичны и имеют место – нет сомнений, т.к. об этом свидетельствуют сами родители, предоставившие в наше распоряжение образцы заявлений, распространенные в классах дирекциями школ.

Конечно, родители могут пытаться отстаивать свои права. Некоторые так и делают. Например, в одной школе Уфы и в школе г. Благовещенска администрация уступила родителям и организовала преподавание ОПК. Но далеко не все родители решаются на такой шаг, опасаясь возможных последствий: психологического давления со стороны дирекции школы, преподавателей и т.п. Кроме того, подобный демарш подразумевает как наличие правового сознания у родителей, так и черт характера. Можно предположить такие варианты поведения родителей. Первый – родители молча подписывают предложенный (или уже готовый) вариант заявления, будучи равнодушными к самому предмету. Второй – родители соглашаются с доводами (высказанными педагогами, а это как раз и запрещено делать соответствующими распоряжениями Минобра РФ) дирекции школ. В перечне доводов: отсутствие учебников по ОПК (закупили только по «Светской этике»), нехватка педагогов, опасность пробуждения межрелигиозной розни между детьми. Третий – родители не только соглашаются подписать, но говорят: «Мы решили», — тем самым не признавая факт давления на них как на родителей. Родители не должны с кем-то соглашаться или не соглашаться. Такая ситуация просто недопустима. Они имеют полное право и должны выбрать для ребенка предмет. А школа обязана обеспечить выбор родителей. По этой причине радостные представители от родителей школьников, рапортующие о своем полном согласии с дирекциями школ – как раз публичное доказательство нарушений прав родителей.

Четвертый вариант – родители робко вопрошают о своем желании выбрать ОПК. Но встретив встречные вышеперечисленные доводы, не желая проблем, связанных с переходом в другую школу, где дают возможность изучать ОПК (а таких раз-два и обчелся), соглашаются и подписывают заявление.

И пятый вариант – родители не только заявляют о своем желании, чтобы их дети изучали ОПК, но и прилагают все усилия, чтобы их право на это было реализовано. Они настаивают на том, чтобы школа организовала преподавание ОПК. К сожалению, это – редкие примеры мужества и веры. Но они заканчиваются победой. И им никто не «мстит».

Братья и сестры, в духовной жизни нет мелочей. Святейший Патриарх  приложил великие усилия не для того только, чтобы  наши дети имели возможность в школах изучать ОПК. Они могут это делать и в воскресных школах, и дома, и, может быть, в лучшем качестве. Преподавание ОПК, точнее возможность выбирать ОПК – это публичная возможность (пока в рамках школ) определить своих детей как православных христиан. Курс ОРКСЭ дает нам возможность определиться для себя: что я хочу заложить в основу нравственности своего ребенка? Светскую этику, в учебнике по которой заявляется, что никогда не было писанных нравственных норм: «Моральные нормы (правила) нигде не записаны»? (Основы светской этики. 4-5 кл., Данилюк А. Я. М., 2010, стр. 10). Причем это выделено жирным шрифтом в учебнике! А ведь это значит, что нет вечных нравственных истин, и все относительно. Как пишется в учебнике, «Человек должен сам», то есть без «подсказки» взрослых, без всяких, как в учебнике сказано, «смотрителей за моралью», «читая книги», прийти к выводу о том, что добро, а что зло. И каждая эпоха предлагает свои, новые нормы и свои нравственные идеалы, ведь «в ходе исторического развития менялись … представления о добре и зле» (там же, стр. 14). И современные примеры нравственных идеалов – это кроме родителей и друзей, «космонавты, полярники,  военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи… Стараясь походить на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным» (там же, стр. 17).

Или же я своим выбором ОПК свидетельствую, что вижу вечным нравственным идеалом для своего ребенка пример земной жизни Господа Иисуса Христа, а образцами воплощения его в своей жизни —  жития святых.  Хочу ли я, чтобы моя дочь хотя бы просто знала, что есть такое понятие как «девичья честь» и ее неотъемлемое качество — «скромность»? Что высшее проявление любви – в ее самоотверженности, вплоть до самопожертвования? А ведь без такого понимания любви невозможен патриотизм.

Если же нет, если не пример земной жизни Иисуса Христа будет нашим нравственным идеалом, то будем готовы, что наши дети будут слышать в школе, что есть две крайности – «эгоизм» и «альтруизм», а золотая середина и должное – это «разумный эгоизм — способность человека, преследуя собственные цели, содействовать общему благу» (там же, стр. 30). Но ведь с позиции «разумного эгоизма», декларируемого как добродетель (?), становится ненужным подвиг ленинградских блокадников, да и вообще всякие жертвы со стороны человека на алтарь Отечества. Да что там Отечества – ближних своих. Несомненно, что из-за непонимания супругами того, что любовь невозможна без постоянных взаимных жертв ради любимого, процент разводов России зашкаливает – более 50%.  Мы в мировых лидерах!

Таким образом, выбор родителями  ОПК  — это в определенном смысле есть наше исповедничество в нынешней исторической ситуации.  Исповедничество даже не перед лицом реальных угроз, ведь  угрозы дирекции  ничем не могут закончиться, они пугают, оказывая психологическое давление, – и только. Они не могут не знать, что сами  нарушают все распоряжения своего же министерства. Однако в ситуации реально  существующей свободы выбора православные родители отказываются от публичного признания своей принадлежности к православной культурной традиции. Причем право выбора им предоставляется государством!

Какие последствия будет иметь для нас самих и нашего общества такое привычное и обычное малодушие, и вообще, – может быть, мы преувеличиваем в нашей статье проблему – покажет недалекое будущее.

Вторая причина, влияющая на выбор родителями предмета – это непрозрачность как процесса прохождения родительских собраний, так и самой процедуры выбора предмета, голосования. Это осознали во многих регионах России. Образцом решения этой проблемы может быть г. Москва, где Департамент образования издал документ под названием: «Регламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».  Там, в частности, говорится: «Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Такие действия недопустимы для всех работников образовательного учреждения, органов управления образования, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающее исключительную ответственность родителей за выбор, воспитание своих детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, и его личные интересы».

В нашей Уфимской епархии владыка митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон недавно послал запрос в Министерство образования РБ с предложением об издании аналогичного документа.  Мы с нетерпением будем ждать ответа, ведь родительские собрания в школах, где в третьих классах будет решаться этот важный вопрос, вот-вот начнутся.

ОРОиК Уфимской епархии  

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.