4-го июня 2015 г. иерей Павел Деминский, настоятель Св.Троицкого храма, село Охлебинино (8-е, Иглинское, благочиние), по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА, в сослужении соборного диакона Димитрия Калинушкина, совершил литию о всех погибших, на месте трагической железнодорожной катастрофы***, которая произошла вблизи села Улутеляк в 1989г.
В этот день на месте аварии прошла гражданская панихида, организованная администрациями г.Аши Челябинской области и Иглинского района Республики Башкортостан. По окончании которой и была отслужена заупокойная лития у поклонного креста по всем погибшим. По ее окончании отец Павел обратился к родственникам погибших со словами утешения в столь тяжёлую для них минуту памяти.
диак. Димитрий Калинушкин
фото свящ. Павла Деминского
***
4 июня 1989 года в Башкирии произошла самая крупная и самая страшная железнодорожная катастрофа в СССР – под Улу-Теляком в Иглинском районе произошёл взрыв двух пассажирских поездов, которые следовали по маршрутам «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Эта трагедия унесла жизни пятисот семидесяти пяти человек, среди них – сто восемьдесят один ребёнок. Шестьсот двадцать три человека навсегда остались инвалидами. Так как же произошла эта трагедия, и кто же в ней был виноват?
Через Башкирию проходит трубопровод «Западная Сибирь—Урал—Поволжье». По этому трубопроводу шёл лёгкий углеводород. И именно на этом трубопроводе в одной из труб образовалась довольно большая – почти два метра – щель. Из этой щели стал выходить газ, который постепенно скапливался в низине. Казалось бы, как этот газ мог привести к взрыву двух поездов, которые следовали по Транссибирской магистрали, расположенной в девяти километрах от трубопровода.
Всё дело в том, что обнаруживший утечку газа персонал не стал искать причину того, почему давление газа в трубопроводе вдруг упало, а наоборот, они увеличили подачу газа для того, чтобы выровнять давление. Из щели, которая теперь достигла размера почти три метра, газ, а это был бутан и пропан, стал выходить ещё быстрее, и очень скоро в ближайшей низине образовалось озеро легковоспламеняющегося газа. Хватило бы одной искры для того, чтобы произошёл взрыв. И эта искра не заставила себя долго ждать…
В поезде «Адлер – Новосибирск» было 18 вагонов, в поезде «Новосибирск – Адлер» — 20. Общее число пассажиров – 1284, из них 383 ребёнка. Однако, сколько на самом деле в поезде было детей не знает никто, ведь детям до пяти лет билеты не выдавались. 4 июня 1989 года в один час пятнадцать минут ночи прогремел мощный взрыв. По некоторым данным взрыв произошел от искры, которая вылетела из токоприёмника одного из локомотивов, по другой – кто – то выбросил в окно тамбура окурок, по третьей – поезда просто поприветствовали друг друга звуковым сигналом…
Ударной волной с железнодорожных путей было сброшено 11 вагонов, семь из них сгорели полностью, от них ничего не осталось, а оставшиеся вагоны полностью выгорели внутри, от них остался только железный остов. В одном из вагонов находилась челябинская хоккейная команда «Трактор». Эта юношеская команда только начинала своё восхождение к вершине Олимпа. В последних матчах талантливые молодые парни завоёвывали только золото, и тренер решил наградить ребят заслуженным отдыхом – поездкой в Адлер. Но эти десять молодых парней даже не успели проехать свою родную Челябинскую область…
Мощность взрыва двух поездов под Улу-Теляком сравнима с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме. Взрывной волной выбило все стёкла в городе Аша, который находится в десяти километрах от места трагедии, а пламя было видно за сто километров.
По словам очевидцев, которые практически сразу после взрыва прибыли на место трагедии, вокруг было просто месиво из человеческих тел. Когда спасатели пытались выносить людей на безопасное место, у них в руках оставалась их сгоревшая кожа. Многие люди горели заживо, и им ничем нельзя было уже помочь. У многих пострадавших было обожжено 70 – 80 % тела. Таких людей довозили до ближайших больниц, и они умирали там, а вот тех, у кого было сожжено всё тело, оставляли на месте. По законам медицинской сортировки они не были транспортабельными и помощь, самую минимальную, им оказывали на месте. Больше старались помогать тем, у кого есть реальные шансы на жизнь. Оторванные руки, ноги, головы, окровавленные сожжённые тела, вспоротые животы, и детские игрушки… На всё это было невероятно страшно смотреть.
В 1992 году на месте аварии был сооружён восьмиметровый мемориал, у которого ежегодно проводится день памяти всех погибших в этой страшной трагедии.
Материал подготовил на основе открытых источников свящ. Павел Деминский