Муравьева К.Е. Методическое обеспечение курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры».
20.12.12
Муравьева К.Е. Методическое обеспечение курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры».
20.12.12

С 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (слайд1) (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

(слайд 2)  Курс  включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и  является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. 

Учебный курс состоит из 4-х блоков:  (слайд 3)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час)
  • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
  • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
  • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

Подробнее рассмотрим методическое обеспечение модуля «Основ православной культуры».

В федеральном перечне учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях по модулю «Основ православной культуры» есть только один единственный учебник и электронное приложение к нему протодиакона Андрея Кураева издательства «Просвещение». (слайд 4)

Православие как одна из мировых религий представлено в учебниках «Основы мировых религий» этого же издательства (слайд 5) и в учебнике под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. (слайд 6)

Как  культурообразующая религия России православие рассматривается в учебниках  Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России (слайд 7)

Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Выбор этих пособий невелик, но в первую очередь, это учебно-методический комплект, рекомендованный Отделом религиозного образования и катехизации Уфимской епархии «Основы православной культуры» прот. Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене. (слайд 8) Именно он является базовой программой для воскресных школ, т.к. является наиболее оптимальным.

В первом классе даются самые элементарные понятия. Во втором дети знакомятся преимущественно с основными праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. В третьем классе дается преимущественно ветхозаветная история. В этом классе рекомендуется в соответствии с календарем уделить часть времени на уроках главным праздникам – Рождеству, Пасхе и другим. В четвертом классе изучается преимущественно новозаветная история. В конце четвертого класса составляется «лента времени» по новозаветной и ветхозаветной истории, а также круг основных праздников, что дает возможность детям еще раз повторить и хорошо усвоить библейскую историю и основные праздники.

В качестве учебного пособия для подготовки уроков ОПК можно использовать и УМК «Основы православной культуры» Шевченко Л.Л., разработанный на 8 лет обучения (слайд 9). А также УМК Бородиной А.В., апробированный в школах Москвы и Московской области. (слайд 10).

Поскольку данный курс новый, а методических пособий для учителей недостаточно, то ОРОиК совместно с Отделом по воскресным школам Уфимской епархии было разработано «Методическое пособие. Основы православной культуры» с поурочными разработками к учебнику прот. Андрея Кураева. (слайд 11).

Будем надеяться, что оно будет не единственное, а впоследствии будут разработаны совместно с учителями ОПК нашей республики и другие пособия. Будем рады плодотворному сотрудничеству.

Спасибо за внимание.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.