Митрополит НИКОН: «80-летие Великой Победы — время нравственного выбора». Доклад на ХIV Епархиальных Табынских чтениях
26.11.24
Митрополит НИКОН: «80-летие Великой Победы — время нравственного выбора». Доклад на ХIV Епархиальных Табынских чтениях
26.11.24

26 ноября 2024 года в г. Уфе состоялся церковно-общественный форум ХIV Епархиальные Табынские чтения «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». На пленарном заседании митрополит Уфимский и Башкортостанский НИКОН выступил с докладом.

Уважаемые участники XIV Уфимских епархиальных Табынских чтений!

С каждым годом все больше лет нас отдаляют от Дня Победы, но как подлинно великое событие увеличение прошедших лет не умаляет для нас его масштаб, наоборот, оно становится для нас все величественней. Не даром же говорится «Большое видится на расстоянии».  Однако, значение празднования Победы не только в том, что этим подтверждается ее историческое значение. Празднование Победы имеет для нас духовное значение. Память о Победе является для нас духовным источником, питающим нашу любовь к Отчизне, наши патриотические чувства, объединяющие нас как ее наследников. Ведь День Победы, по словам Президента В. В. Путина, стал днем «триумфа нашего единого советского народа, его сплочённости и духовной мощи, беспримерного подвига на фронте и в тылу». Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что «подвиг есть исключительно духовное явление, потому что никакие материальные обстоятельства и даже дисциплина воинская не могут быть единственными факторами, которые дают человеку силы идти навстречу смерти, защищая свой народ».

Поэтому  этот день всегда сопровождается всенародным духовным подъемом. Вспомним шествие Бессмертного полка, охватывавшего буквально всю Россию. Вся страна, от Дальнего востока до западных границ, охваченная патриотическими чувствами, поднималась на это победоносное шествие. Эта народная волна катилась по нашему Отечеству с востока на запад, очищая нашу  страну от исторического беспамятства и нравственного бесчувствия либеральной идеологии.

Нам нужен этот источник, питающий нас мужеством,  чтобы  непоколебимо встречать угрозы и вызовы, чтобы отважно идти навстречу смертельной опасности, защищая нашу безопасность, а значит нашу свободу, чтобы побеждать в войнах, которые, к сожалению, являются неотъемлемым содержанием исторического бытия человечества, чему мы с вами являемся в настоящее время свидетелями. Впрочем, и ближайшее будущее не обещает нам спокойных времен. Как сдержанно сказал наш Президент В. В. Путин, выступая 7 ноября текущего года на пленарной сессии XXI ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай»: «следующее двадцатилетие будет не менее, а то и более сложным для человечества ввиду динамики международных процессов».

Однако, существование и неизбежность войн являются не только следствием соответствующей динамики международных процессов. В Основах социальной концепции РПЦ говорится об их духовной причине: «Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани… Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16)».

Конечно, все здравомыслящее человечество стремится к миру и постоянно прилагает усилия к тому, чтобы избежать войн. Но вследствие динамики указанных духовных процессов войны все-таки происходят с печальной регулярностью. И мы радуемся, когда несколько десятилетий их нам удается избегать.  Поэтому, стремясь к миру, все страны вынуждены признавать необходимость подготовки к войнам. Это было сформулировано еще в последнем столетии дохристианской эры в древне — римской пословице. [Си  вис пАкем  пАра  бэлум] «Si vis pacem, para bellum» (лат. — «Хочешь мира, готовься к войне»).

Также и христиане, «неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях». При этом Церковь «не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости». Как писал в своем послании свт. Афанасий Александрийский: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно». Это послание было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах. Соответственно Церковь не накладывала на воинов церковного наказания в виде епитимии, не отлучала пришедших с войны христиан от участия в церковных таинствах. И хотя свт. Василий Великий высказывался о желательности (но не обязательности) трехлетней епитимии для воинов соборный разум Церкви не принял его мнения, как обязательного.

В наше с вами время эта практика получила подтверждение в  Постановлении Архиерейского совещания от 19 июля 2023 года. «В соответствии с многовековой пастырской практикой преподание Святых Христовых Таин может быть ограничено … лишь … в особых случаях, к примеру, когда воином совершены воинские преступления, повлекшие за собой гибель людей». На всем протяжении христианской истории нашего Отечества русских воинов учили избегать напрасного насилия. Например, в своей «Науке побеждать» Александр Суворов писал: «Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник! Они такие ж люди: грех напрасно убить».

Если бы участие в войне было грехом, то Пречистая Божия Матерь не являла бы своих икон нашим войскам, не устрашала бы противников Своими чудесными явлениями. Не было бы явлений воинам святых: ап. Петра, мчч. Бориса и Глеба, не благословлял бы прп. Сергий кн. Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Что касается любых пацифистских идей, то они были всегда чужды Церкви, и, как это отчетливо осознается в переживаемое нами время, являются предательством нашей Родины. Провозглашение пацифистских идей  сегодня — это намеренный удар по российскому солдату, защищающего ценой своей жизни суверенитет Государства Российского. Ведь в значительной степени к нашим воинам относятся Слова Господа нашего Иисуса Христа — «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин 15:13).

Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам. Многих из них Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели, т.е., не за победы в войнах, а за святость жизни. Это  св. мч. Сотник Лонгин, византийские святые влмч. Георгий Победоносец; 40 мчч. Севастийских, Святой великомученик Димитрий Солунский, св. мч. Иоанн Воин, а так же наши святые воины: прп. Илья Муромец, блгв. великий князь Александр Невский, блгв. великий князь Димитрий Донской, святой праведный воин Феодор Ушаков (адмирал Ушаков) и многие другие. В списках православных святых насчитывают 47 воинов, которые были канонизированы Церковью. В ближайшее время в русских святцах может появиться имя еще одного воина. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возобновлен процесс подготовки к возможной канонизации великого российского полководца Александра Васильевича Суворова. Вопрос о его возможной канонизации передан в Синодальную комиссию по канонизации святых.

История свидетельствует, что сама российская государственность созидалась и защищалась, прежде всего, двумя общественными институтами — Армией и Церковью. Они на протяжении всей истории Руси были в этом смысле соработниками. С момента Крещения Руси в 988 году каждый поход княжеских дружин сопровождался молитвой, а со времен Ивана Грозного получили распространение походные храмы для регулярного совершения богослужений в местах стоянок войск. Для духовного окормления бойцов в штате каждого полка Российской армии до революции был священник. Сотрудничество армии и Церкви в России имеет многовековую историю. Христолюбивое воинство во главе с верующим полководцем являло собой идеальный образ русской армии.

Но когда с середины XIX столетия вера постепенно перестала занимать умы людей, то они впали в духовную болезнь – в неверие, которое привело к кровавым революционным событиям 1917 года, к гибели Российской Империи и к началу безбожного периода нашей истории, уничтожившего само понятие христолюбивого воинства.

В свою очередь, после исторической встречи Иосифа Сталина с архиереями 4 сентября 1943 г., за которой последовали  кардинальные изменения в политике взаимоотношений советской власти с Русской Православной Церковью, произошел окончательный поворот вспять колеса Великой Отечественной Войны. И после Курской битвы советская армия уже безостановочно гнала фашистов на запад, что спасло Советское государство от поражения и уничтожения, а наши народы от порабощения.  Поэтому неудивительно, что усилия наших постоянных противников были направлены последние 30 лет на разрушение Армии и разделение Православной Церкви Московского Патриархата.

Но надо сказать, что земная, видимая  Православная Церковь именуется Церковью воинствующей не потому, что она поддерживает Армию и воинов. Поле ее битвы, или по церковно — славянски «брани», находится в мире невидимом, духовном, как и самая главная битва для каждого христианина совершается в его сердце. Ведь подлинной причиной войн является не какое – то  существующее на земле видимое зло или бездушный закон исторического бытия. Причина войн таится в существовании «человекоубийцы от начала» — врага рода человеческого, который увлекает своей злобой людей, разжигая в них греховные страсти. Апостол Христов Иаков рассуждал об этом так:  «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в теле вашем?». Поэтому апостол Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но … против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Духовная брань для каждого христианина – это не земная схватка, но внутренняя борьба со своими страстями длиною целую жизнь. Вся жизнь христианина, по сути, складывается из множества больших и малых духовных битв со своими страстями: осуждением, завистью, ненавистью, безудержным стремлением к обогащению, к власти и т.п.

Страсти с начала бытия сотворенного мира стали причиной того, что венец творения ангельского мира Денница, возмечтав о царственной чести Бога, поднял бунт против него и был низвергнут с небес. Сын Адама и Евы Каин из зависти убил своего брата Авеля. Иуда, страдая недугом сребролюбия, предал в руки врагов Своего Божественного Учителя Иисуса Христа. В приведенных примерах из Священного Писания мы видим, что одни и те же страсти становятся не только причиной восстания на Бога и человекоубийственной ненависти, но и причиной предательств.

Общепризнанно, что  исход каждой войны в значительной степени зависит от того насколько духовно единой и сплоченной будет страна и ее армия. Но с другой стороны известно, что на исход каждой битвы влияет и то, насколько слаба будет «пятая колонна» в стране, а именно группы людей и сил, тайно или явно противодействующие основной политике государства в интересах его противников, т.е., предатели Родины. Предатели – это не только прямая вражеская агентура, количество которой может быть иногда весьма значительно. Как, например, в 1970-80 гг. в СССР по свидетельству агента советской разведки в ЦРУ Олдрича Эймса советское общество во всех своих сегментах было пронизано прямой агентурой США, напрямую сотрудничающей со спецслужбами США. Эймс по этому поводу говорил, что «СССР ему напомнил сыр, в котором дыр было больше, чем самого сыра».  А ведь против Советского Союза работало не только ЦРУ, но и разведки всех крупных стран мира. И это не считая агентов влияния, продвигающих интересы иностранных государств, стран, политических партий и организаций. 24 января 1977 года КГБ в ЦК КПСС был направлен секретный документ под названием «Записка КГБ СССР в ЦК КПСС «О планах ЦРУ по приобретению агентуры влияния среди советских граждан».

Цель у всех этих категорий агентов одна — перевод страны под внешнее управление для ее ослабления и, в конечном счёте, ее разрушение, и переход всех природных ресурсов под контроль Запада.  Но мало того, что Запад создал сеть своих прямых агентов и агентов влияния. Президент Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека недавно сказал: «В середине 1990-х у нас в качестве советников, официальных сотрудников правительства России сидели, как позднее выяснилось, кадровые сотрудники ЦРУ США». И хотя, по словам Президента в начале 90-х он «вычистил всех сотрудников ЦРУ из правительства» в масштабах страны, «вычислить и вычистить» все категории агентов было невозможно. Следствием их работы стало господство либеральных идей в российской экономике, финансах, культуре и СМИ. Под знаменами либеральных идей нашу страну увлекли на путь саморазрушения. Не удивительно, что Президент сказал на пленарной сессии форума Валдай: «Мне бы не хотелось, чтобы Россия вернулась на путь, которым она шла до 2022 года… А это был путь, который был сопряжен со … скрытой, завуалированной интервенцией в отношении нашей страны, направленной на подчинение ее интересам каких-то других стран, которые считали, что они имеют на это право».

24 февраля 2022 г. наша страна встала на путь очищения и исцеления от этих разрушительных либеральных идей и последствий их внедрения. Проведение СВО стало и моментом истины, в котором обнажилась правда о нашем государстве, армии и обществе и пробным камнем для них, т.е., испытанием их прочности, ценности, силы. В этой ситуации государство показало верность ценностям патриотизма, который есть священный долг россиян.  Для нашего общества стало очевидно, что государство взяло курс на избавление от либерализма, которое вследствие проникновения его во все слои нашего общества будет непростым, даже болезненным и может продлиться десятилетия. Стало ясно, что наша Российская Армия быстро обновилась и окрепла, очистилась от недостатков и является, по признанию зарубежных специалистов, сильнейшей армией в мире. Стало ясно, что общество наше хранит в своих сердцах любовь к своей стране и только еще более сплотилось и в самом себе и вокруг нашего Президента и армии.

Осознание того, что мы находимся в ситуации нравственного выбора – это уже признак пробуждения и свидетельство наличия у нас нравственного чувства, это уже начало пути к нравственному прозрению.

В свою очередь для того чтобы смочь совершить нравственный выбор уже  необходимы мужество, отвага и решимость — качества, которыми далеко не каждый человек обладает. Впрочем,  осуществимой эта задача выбора становится, когда мы осознаем, что это не какие – то сами по себе существующие качества, а что мужество – это мужество выбирать самоотверженную любовь к Родине, к своей земле, к своему народу, к России! Потому что отвага – это отвага встать на пути врага нашего Отечества – России! Потому, что решимость — это решимость стойко и непоколебимо быть верными нашим духовным традициям и ценностям до самого конца своих дней!

Т.о., источником, который нас питает мужеством, отвагой и решимостью является горячая любовь к нашему Отечеству! Именно она делает боязливого – мужественным, робкого – отважным, нерешительного – решительным защитником ее!

Празднование Дня Победы – это день, в который мы чтим и преклоняемся перед подвигом величайшей и пламенной, самоотверженной, не щадящей своей жизни любви наших народов к нашей общей Родине. Пусть он станет днем, в который мы, проникнувшись высотой этого подвига, выберем путь подражания их умению любить ее. Любить нашу родную землю, отечественную историю, свой народ и все народы, веками живущие в ней, нашу культуру, наши религиозные традиции и духовные ценности, наши  победоносные вооруженные силы… При наличии такой любви наши национальные, религиозные или социальные различия становятся  нашим достоянием и сокровищем. Как бриллиант, преломляющий обычный «белый свет» в яркое и разноцветное блистание, наши национальные и религиозные отличия расцвечивают любовь к нашей общей России своими неповторимыми гранями, позволяя каждому народу и каждому человеку по-своему воспеть ей славу. Слава России!

Призываю Божие благословение на всех организаторов и участников XIV Уфимских епархиальных чтений. Молитвенно желаю, чтобы они прошли содержательно, сопровождались интересными встречами и плодотворным обменом опытом, и принесли практическую пользу нашему общему делу – укреплению нашего общества в любви к Отечеству.

НИКОН,
митрополит Уфимский и Башкортостанский,
управляющий Уфимской епархией РПЦ МП,
Глава Башкортостанской митрополии.

26.11.2024г.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.