Мельникова И.Э. Классическая музыка в контексте предмета «Основы православной культуры»
14.12.12
Мельникова И.Э. Классическая музыка в контексте предмета «Основы православной культуры»
14.12.12

Говоря о формировании духовно нравственных ценностей в сложившейся системе современного образования и обучения, хочется остановиться на духовно – нравственной составляющей природе самого урока. Любой урок, а тем более урок православной культуры несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу», определяющую впоследствии суть нашего бытия.

На уроке ОПК дети знакомятся с историческим контекстом православия, что имеет, безусловно, большое значение для сохранения национальных традиций, формирования осознания принадлежности к русскому народу, воспитания любви к своей Родине. Изучая же нравственные основы Православия, дети узнают о том, как на Руси люди относились к родителям, как наши предки защищали русскую землю и стояли за правду, за веру. Духовно – нравственное воспитание дает возможность укрепить тот внутренний стержень, который необходим для противостояния все более растущим в обществе эгоизму, потребительству, жестокости, распущенности, погружению в виртуальный мир…Нравственный урок, коим является урок Православия – урок доброты, любви, доверия, честности.

При личностно – ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка хорошим подспорьем может служить обращение к произведениям искусства, к их духовному потенциалу. Коротко и емко об этом говорит автор первого учебника по предмету «Основы православной культуры» А.В. Бородина: «…время требует от школы приобщения молодежи к лучшим отечественным традициям и к мировой культуре. Но, сохраняя пренебрежительное отношение к религии, такую задачу выполнить совершенно невозможно. И зарубежная, и тем более русская культура, прежде всего ее, наиболее значимые пласты – духовная культура, поэзия, классическая литература – оказываются недоступными для понимания современных школьников.

То же можно сказать и о сокровищнице отечественного и мирового изобразительного и музыкального искусства: все наиболее значимое и для нас, и для других народов мира связано с духовностью, национальным мировоззрением, религиозными представлениями и традициями.

Православная культура насчитывает многие сотни лет. Без знания основ православной культуры невозможно понять произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, оценить духовную музыку, многие классические оперные произведения и произведения зодчества, множество картин художников-классиков, ибо их идеи основаны на библейских сюжетах.

Многие поэты и писатели сравнивали человеческую жизнь с морем. Житейское море очень бурное, и часто в его водах встречается множество разных потоков и течений. Одни из них несут грязь и мусор, другие – теплое и чистое течение. Но есть острова – оазисы, служащие нам утешением, и, безусловно, одним из главных оазисов в культуре является мир классической музыки.

 С ее помощью можно передать  те чувства и мысли, которые не передашь словами. Классика – тот музыкальный багаж, который остается навечно. В ней изначально заложена духовность и нравственность, она настроена на созидание. В лучших образцах классической музыки композиторы прославляли красоту Божьего мира, оживляя в человека лучшие качества, заложенные в него Творцом.

Музыка несет огромный эмоциональный и духовный заряд. Но заряд может будить как самые высокие переживания, так и противоположные им. Значительная часть современной молодежи слушают  так называемый музыкальный ширпотреб, потолком которого в лучшем случае можно назвать мюзиклы и саундтреки. СМИ, к сожалению, никакого выбора нам не оставляют. Но ведь для того, чтобы понять какую либо – музыку, нужно, прежде всего, ее послушать и попытаться уловить ее содержание, идею, смысл. Если наши дети воспитаны на подобных образцах, сделать это бывает порой крайне непросто. Запретить слушать что – либо тоже не имеет смысла. Нужно просто предлагать альтернативу, больше пропагандировать хорошее. Можно найти огромное количество хорошей музыки, и не только классических произведений, написанной специально для детей. Их содержание облечено в более легкую и доступную  для детского восприятия форму и способно  «зацепить» и заинтересовать маленького человека.

В контекст практически любого урока, содержащегося в образовательном стандарте по предмету «Основы православной культуры» можно  включить какое – либо музыкальное произведение.

К примеру, на уроке «Россия – наша Родина» дети могут услышать удивительно красивые народные песни, познакомиться с народным фольклором, колядками. Содержание урока «Культура и религия» можно дополнить прослушиванием музыки величайшего религиозного христианского композитора , который проповедовал звуками, музыкой. Речь идет о творчестве И.С.Баха.

Для слушания можно использовать как вокальные произведения (хоралы, арии, кантаты, отдельные номера из оратории «Страсти по Матфею»…), так и инструментальные сочинения (произведения для органа, скрипки, клавира). Творческое наследие Баха огромно, это музыка, входящая в сокровищницу мировой музыкальной литературы.

Раскрывая такие темы, как «Православие в России» или «Символический язык православной культуры» учитель может дать детям представление о храмовых песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, познакомить учеников с различными видами колокольных звонов. Здесь на помощь приходит музыка русских классиков, в чьем творчество было выражено православное мировоззрение, музыка, стремящаяся донести богословское и нравственное содержание. Это вокальные и инструментальные произведения Г.Свиридова, С.Рахманинова, П.Чайковского, А.Гречанинова, Д.Бортнянского, А.Кастальского и других русских композиторов.

Бах, Гендель, Чайковский, Моцарт, Рахманинов, Гайдн, Вивальди  и другие великие композиторы  и музыканты….Это  люди, которым Бог дал такой необыкновенный дар – так сочетать звуки, чтобы в них отображалась небесная гармония. В заключение хочется привести слова Владыки Волоколамского Иллариона из его интервью передаче «Церковь и мир « на телеканале «Россия»: По учению Церкви, Бог создал человека по Своему образу и подобию. И этот образ Божий в человеке выражается, в том числе, через творчество: когда Господь поселил Адама в раю, Он сказал: «Вот тебе рай, чтобы ты возделывал его» (Быт. 2, 15). Казалось, там уже все было возделано, все было готово, но человек должен быть творцом, он в этот мир приходит не просто, чтобы прожить какой-то отрезок времени и уйти, – он приходит, чтобы что-то привнести в этот мир. Я думаю, в этом заключается абсолютная значимость творческих достижений. И общая задача людей Церкви и людей культуры – пропагандировать наследие великих композиторов, художников, мыслителей, писателей, поэтов, привлекать к этому наследию максимально широкий круг людей.

Мельникова И.Э., преподаватель УГАИ им. Исмагилова, музыкальный руководитель театральной студии «Светлячки» при уфимском кафедральном соборе Рождества Богородицы.

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.