Говоря о формировании духовно нравственных ценностей в сложившейся системе современного образования и обучения, хочется остановиться на духовно – нравственной составляющей природе самого урока. Любой урок, а тем более урок православной культуры несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу», определяющую впоследствии суть нашего бытия.
На уроке ОПК дети знакомятся с историческим контекстом православия, что имеет, безусловно, большое значение для сохранения национальных традиций, формирования осознания принадлежности к русскому народу, воспитания любви к своей Родине. Изучая же нравственные основы Православия, дети узнают о том, как на Руси люди относились к родителям, как наши предки защищали русскую землю и стояли за правду, за веру. Духовно – нравственное воспитание дает возможность укрепить тот внутренний стержень, который необходим для противостояния все более растущим в обществе эгоизму, потребительству, жестокости, распущенности, погружению в виртуальный мир…Нравственный урок, коим является урок Православия – урок доброты, любви, доверия, честности.
При личностно – ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка хорошим подспорьем может служить обращение к произведениям искусства, к их духовному потенциалу. Коротко и емко об этом говорит автор первого учебника по предмету «Основы православной культуры» А.В. Бородина: «…время требует от школы приобщения молодежи к лучшим отечественным традициям и к мировой культуре. Но, сохраняя пренебрежительное отношение к религии, такую задачу выполнить совершенно невозможно. И зарубежная, и тем более русская культура, прежде всего ее, наиболее значимые пласты – духовная культура, поэзия, классическая литература – оказываются недоступными для понимания современных школьников.
То же можно сказать и о сокровищнице отечественного и мирового изобразительного и музыкального искусства: все наиболее значимое и для нас, и для других народов мира связано с духовностью, национальным мировоззрением, религиозными представлениями и традициями.
Православная культура насчитывает многие сотни лет. Без знания основ православной культуры невозможно понять произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, оценить духовную музыку, многие классические оперные произведения и произведения зодчества, множество картин художников-классиков, ибо их идеи основаны на библейских сюжетах.
Многие поэты и писатели сравнивали человеческую жизнь с морем. Житейское море очень бурное, и часто в его водах встречается множество разных потоков и течений. Одни из них несут грязь и мусор, другие – теплое и чистое течение. Но есть острова – оазисы, служащие нам утешением, и, безусловно, одним из главных оазисов в культуре является мир классической музыки.
С ее помощью можно передать те чувства и мысли, которые не передашь словами. Классика – тот музыкальный багаж, который остается навечно. В ней изначально заложена духовность и нравственность, она настроена на созидание. В лучших образцах классической музыки композиторы прославляли красоту Божьего мира, оживляя в человека лучшие качества, заложенные в него Творцом.
Музыка несет огромный эмоциональный и духовный заряд. Но заряд может будить как самые высокие переживания, так и противоположные им. Значительная часть современной молодежи слушают так называемый музыкальный ширпотреб, потолком которого в лучшем случае можно назвать мюзиклы и саундтреки. СМИ, к сожалению, никакого выбора нам не оставляют. Но ведь для того, чтобы понять какую либо – музыку, нужно, прежде всего, ее послушать и попытаться уловить ее содержание, идею, смысл. Если наши дети воспитаны на подобных образцах, сделать это бывает порой крайне непросто. Запретить слушать что – либо тоже не имеет смысла. Нужно просто предлагать альтернативу, больше пропагандировать хорошее. Можно найти огромное количество хорошей музыки, и не только классических произведений, написанной специально для детей. Их содержание облечено в более легкую и доступную для детского восприятия форму и способно «зацепить» и заинтересовать маленького человека.
В контекст практически любого урока, содержащегося в образовательном стандарте по предмету «Основы православной культуры» можно включить какое – либо музыкальное произведение.
К примеру, на уроке «Россия – наша Родина» дети могут услышать удивительно красивые народные песни, познакомиться с народным фольклором, колядками. Содержание урока «Культура и религия» можно дополнить прослушиванием музыки величайшего религиозного христианского композитора , который проповедовал звуками, музыкой. Речь идет о творчестве И.С.Баха.
Для слушания можно использовать как вокальные произведения (хоралы, арии, кантаты, отдельные номера из оратории «Страсти по Матфею»…), так и инструментальные сочинения (произведения для органа, скрипки, клавира). Творческое наследие Баха огромно, это музыка, входящая в сокровищницу мировой музыкальной литературы.
Раскрывая такие темы, как «Православие в России» или «Символический язык православной культуры» учитель может дать детям представление о храмовых песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, познакомить учеников с различными видами колокольных звонов. Здесь на помощь приходит музыка русских классиков, в чьем творчество было выражено православное мировоззрение, музыка, стремящаяся донести богословское и нравственное содержание. Это вокальные и инструментальные произведения Г.Свиридова, С.Рахманинова, П.Чайковского, А.Гречанинова, Д.Бортнянского, А.Кастальского и других русских композиторов.
Бах, Гендель, Чайковский, Моцарт, Рахманинов, Гайдн, Вивальди и другие великие композиторы и музыканты….Это люди, которым Бог дал такой необыкновенный дар – так сочетать звуки, чтобы в них отображалась небесная гармония. В заключение хочется привести слова Владыки Волоколамского Иллариона из его интервью передаче «Церковь и мир « на телеканале «Россия»: По учению Церкви, Бог создал человека по Своему образу и подобию. И этот образ Божий в человеке выражается, в том числе, через творчество: когда Господь поселил Адама в раю, Он сказал: «Вот тебе рай, чтобы ты возделывал его» (Быт. 2, 15). Казалось, там уже все было возделано, все было готово, но человек должен быть творцом, он в этот мир приходит не просто, чтобы прожить какой-то отрезок времени и уйти, – он приходит, чтобы что-то привнести в этот мир. Я думаю, в этом заключается абсолютная значимость творческих достижений. И общая задача людей Церкви и людей культуры – пропагандировать наследие великих композиторов, художников, мыслителей, писателей, поэтов, привлекать к этому наследию максимально широкий круг людей.
Мельникова И.Э., преподаватель УГАИ им. Исмагилова, музыкальный руководитель театральной студии «Светлячки» при уфимском кафедральном соборе Рождества Богородицы.