Мария Ларионова. ОРКиСЭ: вопросы и ответы. Доклад на II Тыбынских чтениях
14.12.12
Мария Ларионова. ОРКиСЭ: вопросы и ответы. Доклад на II Тыбынских чтениях
14.12.12

Изучение религиозной культуры в российских школах – явление далеко не новое. Предмет «Основы православной культуры» стал вводиться в таких областях как Самарская, Белгородская, Смоленская, Оренбургская, Калужская, Брянская уже около 10 лет назад в качестве факультатива. Кстати, именно в этих регионах и при введении уже обязательного ОРКиСЭ оказался самый высокий % выбора именно модуля ОПК, что позволяет сделать вывод об успешности прежнего курса.

В 2010-2011 году в 21 регионе прошел эксперимент по ведению ОРКиСЭ. Сначала родители, как положено, выбирали один из 6 модулей, затем в конце года анализировали результаты.

На основании обобщения отчетов по апробации курса ОРКСЭ, можно сделать следующие выводы:

  1. Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью.
  2. Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно.
  3. Педагоги применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге.
  4. Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем).
  5. Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
  6. Созданы региональные и муниципальные рабочие органы, координирующие апробацию курса ОРКСЭ.

Опрос Департамента общего образования Минобрнауки России новый учебный курс способствует формированию этического самосознания и улучшению взаимоотношений детей и родителей. 
«Дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса». На вопрос социологов «Обсуждали ли вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 62 до 100% родителей учеников из разных школ ответили утвердительно.
Результаты соцопроса выявили, между тем, что отношение родителей к новому учебному курсу было неоднозначным и со временем менялось. На первоначальном этапе многие родители настороженно относились к новому предмету: на собраниях более 60% выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки для детей, около 48% были против деления класса на группы по модулям.
К настоящему моменту заметно улучшение отношения родителей к предмету: 95% родителей нравится повышение интереса детей к истории семьи, семейным традициям, 75% участников опроса с удовольствием выполняют совместные проекты.

СЛАЙДЫ

1)    Процентный выбор модулей по итогам апробации курса ОРКиСЭ в 2010-2011 году в 21 регионе

Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики», его выбрали для изучения своими детьми 42% родителей, 30% — «Основы православной культуры», 18% — «Основы мировых религиозных культур», 9% — «Основы исламской культуры». 1%  изучает «Основы буддийской культуры» и  менее 1% — «Основы иудейской культуры».

2)    Есть ли в твоем классе ребята, которые выбрали другие модули курса?

Здесь мы видим очень важный момент – классы спокойно делятся на группы. Ни в одном опросе по эксперименту я не встречала выражений «наш класс выбрал» и тем более «наша школа выбрала».

3)    Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?(Суммаответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Мы видим – предмет преимущественно выбирают именно семьи, исходя из перспектив своего семейного воспитания и интереса самого ребенка.

Главная  задача  преподавания  любой  религиозной  культуры  в школе это то, что собственно заказывает школе семья. Здесь принципиальная

позиция:  не  государство  что-то предлагает  или навязывает,  не  религиозные

организации что-то навязывают, и не педагоги, учителя, школа решают что

изучать, а именно семья школьника. Преподавание религиозной культуры в

школе это помощь семье, поддержка семьи в систематической деятельности

по  формированию  ценностно-смысловой  сферы  личности  ребенка,  его

нравственной  и  поведенческой  культуры  на  основе мировоззрения, морали,

образа жизни, принятых в одной из традиционных религий народов России.

Именно  той,  к  которой  выражает  свою  принадлежность  или

предпочтительное отношение семья. 

Эта позиция четко выражается и самой семьей. Так, в опросе родителей

о том, что явилось для них главной причиной выбора того или иного модуля

ОРКСЭ в 2010 году основной причиной выбора 38,5% назвали «Уклад жизни

семьи,  семейные  традиции».  Напомню,  что  изучение  религиозных  культур

тогда же выбрали   – 38,1% семей (1).   То есть тут почти полное совпадение.

Это  как  раз  та  часть  наших  семей,  которые  определились  в  своем

мировоззренческом  выборе  и  формулируют  заказ  на  определенное

образование и воспитание своих детей в школе в соответствии с этим своим

выбором, своими культурными особенностями.

Почему мы остановились на данных эксперимента? Потому что когда предмет был введен в РБ, все происходило так, как будто не было ни многолетней практики, ни специального экперимента. Многие до последнего не верили и говорили: у нас этого не будет! Со времени прошлых Чтений, пока шла спешная подготовка к введению курса, мне и моим коллегам пришлось участвовать в большом количестве различных круглых столов, конференций и диспутов на тему: что это за новый предмет и зачем его вводить? Пришлось выдержать целую волну возмущения. Поскольку все основные возражения против этого предмета очень похожи, то позволю себе их сгруппировать. Сначала разберем самые горячие и дерзкие возражения.

  1. Церковники хотят всем навязать свою религию. В более грубой форме : попы лезут в школы.  Главная причина подобной позиции – отсутствие информации. Действительно, первоначально, инициатива о введении предметов духовно-нравственного цикла принадлежала МП. Однако ОРКиСЭ –  это уже разработка МИН ОБР, которое является более атеистически настроенным, чем какое-либо другое МИН. Во-вторых, священников в школу никто даже и не думал приглашать. В третьих, навязывания не может быть в принципе – ведь есть 6 модулей и можно выбрать СЭ.
  2. «Религию в школу – ни в коем случае!!! У детей и так хрупкая психика!» можно подумать, что речь идет о водке и наркотиках. Здесь главная причина – общая религиозная безграмотность общества. Люди, ничего не знающие о религии изнутри, а тем более о таком понятии как религиозная культура, просто боятся неизвестности. В их сознании и тоталитарные секты и традиционные религии  — на одном уровне. Вот как раз от этого и хочется детей уберечь! Пусть бы знали, что такое историческое здоровое христианство и здоровый ислам и тогда бы смогли распознать различные извращения. Но уж если человеку кажется, что изучение 10 заповедей может сломать психику ребенка, то пусть выбирает СЭ. Тоже не повод, чтобы быть против ОРКиСЭ.

К сожалению, именно эти 2 возражения практически неизлечимы – ведь они связаны с личной культурой и личным образованием. В эту сферу бесполезно вторгаться с какими-то объяснениями. Но что мы должны и можем сделать все вместе – это дать больше информации родителям. Обсуждать больше не только на конференциях, но в СМИ, в интернете, а главное – на родительски собраниях в школах.

  1. Для чего ребенку нужны знания о религиозной культуре?  Не лишняя ли это нагрузка? В первую очередь эти знания нужны как вероучительное обоснование нравственности. Именно такие темы как добро, совесть, долг, любовь к ближним и к Родине очень нравится детям обсуждать на уроках. Во-вторых, это то, о чем я уже сказала – это прививка от религиозной безвкусицы и от реальной опасности попадания в секту.
  2. Не является ли изучение одной определенной религиозной культуры навязыванием ребенку религиозных взглядов? Некоторые родители, выбираю СЭ, объясняют это страхом навязывания того, что должно быть по идее свободным выбором в более зрелом возрасте. Но опираясь и на исследования по возрастной психологии и на собственный опыт могу сказать: не только знания о религиозной культуре, но и полное погружение в нее, участие в богослужениях и таинствах не гарантирует выбора именно этой религии в более старшем возрасте. Некоторые дети из церковных семей могут уйти – и уходят – свободу выбора человека никто не отменял. Но вот как раз скрывая от ребенка те или иные знания о религии, мы круг его свободного выбора сильно сужаем – не прививая вкуса к высокой духовной культуре, мы толкаем молодого человека в объятия шарлатанов и экстремистов.
  3. Не приведет ли разделения класса на группы по ОРКиСЭ к конфликтам между детьми? На это во время эксперимента обращали самое большое внимание. Не было конфликтов! Более того, изучая свою культуру и зная, что сосед по парте так же изучает свою, ребенок совершенно естественно привыкает к мысли о разнообразии религий и культур в обществе, учится одновременно любить свою культуру и уважать другую и взаимодействовать с теми, кто мыслит и воспитан по-другому, а не шарахаться от них.
  4. Не лучше ли всем изучать одно и тоже, что-нибудь нейтральное, нерелигиозное?

Но Конституция России в статье

13 гарантирует идеологическое многообразие в обществе, и потому никакой

такой единой для всех религии или нерелигиозной идеологии в нашей стране

и в школе быть не может. Разнообразие культурных, духовно-нравственных

традиций в России не сливается в одну традицию в буквальном смысле слова

«традиция». Иначе и не нужны были бы  эти отдельные предметы-модули и

вообще  вся  предметная  область  духовно-нравственной  направленности,

можно  было бы  ограничиться  единым  гражданским  воспитанием  на  уроках

истории  и  обществознания.  Непонимание  этой  ситуации  периодически

провоцирует предложения — «слить» все предметы-модули ОРКСЭ в некий  

единый религиоведческий курс, которое исходит, как правило, от людей, не

идентифицирующих  себя  с  определенной  духовно-нравственной  культурой,

традицией. Но такое слияние абсолютно неприемлемо для религиозной части

общества, потому что в их понимании означало бы фактически возвращение

в  нашу школу  обязательного  атеистического  воспитания  под  видом  такого «общего» и якобы «нейтрального» религиоведения.  

 

На самом деле вопросов гораздо больше. Мы остановились только на самых часто задаваемых.

Теперь перейдем к истории введения ОРКиСЭ в РБ. Первое, из-за чего УЕ забила тревогу – очень малые цифры выбора ОПК. Опросов было 3. На ТЧ в прошлом году была озвучена цифра 1, 8 %.  При следующем опросе уже 3-х классов % немного поднялся. В августе были озвучены уже следующие цифры.

СЛАЙДЫ

4)      Выбор модулей по РБ. Согласно мониторингу ИРО, родители учащихся сделали свой выбор в следующей пропорции: более 67% выбрали курс «Светской этики»; почти четверть – «Основы религиозных культур»; 6,5% — ислам; 2,5% — православие. Оставшаяся часть детей будет изучать основы иудаизма и буддизма.

5)    Выбор по районам рб:

Лидером оказался Учалинский район. Там выбрали ОПК 22% семей.

На втором месте – Благовещенский район, 18 %

На третьем  — Белебей и Белокатайский район – 11 и 12 %

Уфа, как ни странно, оказалась на одном из последних мест

 

СВОБОДА выбора модуля родителями – самая острая на сегодняшний день проблема. И хочется отметить, что во исполнение поручения Президента РФ  Министерство образования и науки Российской Федерации  сделало всё со своей стороны для родителей, чтобы облегчить выбор модуля – это и созданные мультимедийные презентации и текстовой материал и.т.п., но опросы,  проводимые среди родителей воскресных  и светских школ в течение года, с января месяца 2012 года показали, что не все родители знали как делать выбор и если он у них.

1.Родителям  представляли все модули, но под нажимом администрации школы, что педагог всего один, милостливо склоняли родителей всем вместе выбрать один и желательно «Светскую этику» . Аргументы – самые наивные: у нас всего один учитель или: мы уже закупили учебники по СЭ.

2. Родители на собраниях слышали только про один модуль —  «Светская этика»;

3.Родители получали готовые бланки заявлений, где в некоторых школах, уже было подчёркнуто —  «Светская этика»;

4. Родителей вообще не спрашивали, администрация школы решила и всё;

5. Родители до сих пор не знают  о курсе, т.к.  как например, в частной школе «Альфа» г.Уфы вообще не ведётся курс, где директор считает, контингент данной школы «не такой» и этот курс нет необходимости вводить.

В 41ю школу позвонили из РОНО, и сказали, чтоб завтра были списки желающих изучать различные блоки ОРКиСЭ. Директор приняла решение в этом году вообще не оповещать родителей о выборе. Учиться отправили двух учителей начальных классов, и ввели блок СЭ.
Анкета 4а и 4б (всего 43 шт.):
1. а-38, б-2, в-2, г-1.
2. а-31, б-4, в-6, г-2.
3.»писать не надо, всё»; »   тема: добро и зло»;   » то, что надо помогать всем»;   «инсценировать ситуации»;    «то, что не ставят оценки»;    «творческие задания»;    «учат, как правильно себя вести»;     «когда мы смотрим мультики»;    «интересно, не заснёшь!»;    «ад нравится рисовать»;   «ничего».
Анкета учителей:
1-а
2-в
3-а

Метлик  Игорь  Витальевич,  член  Методического  объединения  по

ОРКСЭ, заведующий лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-

нравственных  основ  воспитания  Института  семьи  и  воспитания

Российской  Академии  образования  (ИСВ  РАО),  заведующий  научно-

методическим кабинетом ОРОИК РПЦ. 

 

По  обеспечению  свободного  выбора  предмета-модуля  в  эксперименте

итуация  была  провальной  в  Пензенской  области,  потом  она  была

исправлена. Такая ситуация, когда руководство региона фактически не дало

родителями осуществить свободный выбор конфессиональных модулей  (0%

выбора всех конфессиональных модулей в регионе). Она повторилась в ряде

убъектов, муниципальных  образований  весной  этого  года. Называть  их  не

буду,  данные  эти  общеизвестны. Скажу  только,  что  здесь  не  только  грубое невыполнение  решений  в  системе  образования,  принятых  на  федеральном уровне, но и проявление неуважения, пренебрежения к  своим  согражданам, землякам.  Чиновник,  администратор  органа  управления  образованием, директор школы и даже учитель — не лучше родителей  знают, что надо их детям  изучать  о  религии  в школе. И  кто  думает  иначе —  заблуждаются,  и поскорее надо избавиться от этого заблуждения, высокомерного отношения к своим  согражданам,  на  налоги  которых  мы  все  работаем,  система  общего образования. 

 

Именно эти нарушения явились толком для создания

6)    СЛАЙД  Региональная общественная организация православных родителей и педагогов. Задачи. Направления деятельности.

Региональная общественная организация православных родителей и педагогов Республики Башкортостан  создана в феврале 2012 года, зарегистрирована в министерстве юстиции Российской Федерации 6 августа 2012 года.

Цели организации:

— защите прав и законных интересов детей и родителей (законных представителей) в общеобразовательных учреждениях;

содействие введению в общеобразовательных учреждениях предметов духовно-нравственногоцикла, в том числе «Основ православной культуры» как части «Основ религиозных культур и светскойэтики» с обязательным учетом мнения родителей;

помощь семье в укреплении детско-родительских отношений на основе духовно-нравственных национальных традиций, просвещение родителей, предупреждающее конфликты между поколениями.

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по предметам, затрагивающиминтересы родительского сообщества.

Региональная общественная организация православных родителей  и педагогов Республики Башкортостан  учитывая рекомендации Межведомственного координационного совета по апробации КУК ОРКСЭ и  Башкирским институтом Развития образования о развитии взаимодействия с представителями религиозных организаций и тесным сотрудничеством с родительской общественностью  в течение года вела мониторинг всего, что было связано с данным курсом.

2 вопрос, кто и что выбрал?

Как нам известно, большинство родителей выбрали «Светскую этику», даже многие православные семьи. Анализ показал, что мотивации были следующие: отдавали детей специально на курс светской этики или мировых религий, в связи с тем, что  ребенок уже ходит в воскресную школу, где качество образования  высокое. Вторая причина – недоверие к школьному качеству преподавания. Многие родители говорили о том, что преподаватель всех дисциплин этого курса освоила их всего несколько месяцев назад и если уж отбивать интерес к предмету, то пусть лучше ребенок будет не любить светскую этику, чем основы православной культуры. Многие родители говорили, что если бы курс «Основ православной культуры» вел священник, то отдали бы на этот курс детей с радостью или учительница хорошая, но далека от религии. Третья причина – страх за ребёнка, как выбор отразиться на дальнейшей учёбе в школе и во взаимоотношениями с учителями, если не будем не как все родители класса, а  ведь учиться ещё до 11 класса.

Родители – атеисты, считают, что выбрали модуль «Основы светской этики», потому что,  курс способствует расширению кругозора, духовному и культурному развитию детей, не будет деления детей по национальной принадлежности. Но как мы знаем, каждый классный руководитель с 1 по 11 класс в начале учебного года разрабатывает «План воспитательной работы в классе», там есть и духовое, и культурное, и патриотическое, и ЗОЖ и многие другие направления и классные часы по всем этим направлениям воспитательной работы, поэтому получается «Масло масляное» и второе, национальность и вероисповедание – это разные вещи и русский, автоматически не станет изучать православие, а татарин – ислам.

 

7)    СЛАЙД

 

3. Мониторинг занятий

В течение октября и ноября месяце  родители проводили опрос обучающихся в 4-х классах детей, педагогов и родителей в общеобразовательных учреждениях г.Уфы. Я назову, те школы, которые серьёзно отнеслись к данному вопросу и предоставили возможность провести опросы – это № 1, 2, 7, 23, 42, 46, 85, 94, 155. Гимназии № 39 и 91, также были не против опроса, но часть школ, не решились на проведение опроса, ссылаясь, что нужно разрешение Министерства образования   — это № 3, 16, 22, 108, 119 или как сказала директор школы № 4 «Мы этими делами не занимаемся».

В целом от 57% до 100% (в различных школах) родителей  и наш опрос показал, что курс детям нравится.

—     90% родителей  положительно относятся к новому курсу, но отмечают, что курс светской этики не даёт такого многообразия информации как мировые религии мира, таким образом,  культура религий остаётся в стороне;

—     86%  детям нравится  и интересно изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики»;

—     15% родителей оценивают впечатления своих детей от  уроков как неоднозначные;

—     70% родителей считают необходимым изучение курса;

—     4% родителей не видят толка в данном предмете; 15% не готовы оценить значимость курса;

—     9 %  ответили, что изучаемый курс де­тям не нравится;

—     50 % родителей  обсуждают со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса;

 

НО: Почему нравится: большинство: 1) нравится изучать легенды, мифы и сказания!!!

2 место – историю возникновения религий  3 место – расширяет кругозор

4 место – воспитывает в нас добро, честь, справедливость.

Но тем не менее, хочется отметить, что Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

Все родители отметили, что учебное пособие по выбранному модулю «Основы светской этики» носит воспитательный, нравственно-развивающий характер, но цель, то есть ознакомление с мировыми культурами религии так и не произойдёт и пройдёт мимо. Напомню, что данный курс стал результатом двухлетнего эксперимента, проведённого в 21 регионе страны и показал большую эффективность преподавания основ религиозных культур в формировании нравственности детей, межнациональной и межрелигиозной терпимости. Но если мы изучаем светскую этику, о какой межрелигиозной терпимости идёт речь. Ведь культуру религий мы не изучаем.

Надеемся, что этим не воспользуются другие люди, которые познавательно и интересно ознакомят с мистикой, сектами различных форм и содержаний.

Во всех регионах проводился мониторинг виде анкетирования, интервьюирования учителей, родителей (законных представителей), обучающихся, с целью выявление проблем при проведении апробации курса, удовлетворённости учителей, детей, во втором полугодии мы продолжим свою работу в этом направлении, тем более, что Рособрнадзор предлагает в 2013 году провести проверку квалификации преподавателей, подтверждённый документом, но на сегодняшний день учителя школ Ленинского района преподают, но документы ещё на руках не имеют, хотя сданы разработки уроков и заплачены деньги за «корочку», как сообщает Москва РИА — Новости от 6 декабря.

 Веруем и надеемся, что педагоги и администрации школ Республики на следующий год проведут опросы родителей на должном уровне и учтут те недочёты, которые были в этом учебном году. Значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая к свободе выбора каждого человека.

Слайд-шоу

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.