Марина Роговская. Под заступничеством и опекой Божией Матери
11.09.13
Марина Роговская. Под заступничеством и опекой Божией Матери
11.09.13

***

В 100 километрах от Белорецка, на правом притоке реки Белой – Авзянке, лежит забытый миром, умирающий посёлок Нижний Авзян. Затаились между горными грядами несколько десятков почерневших домишек и развалившихся изб. Не слышно детского гомона на улицах, почти не заметно новомодного ремонта на домах.

Много уступил Нижний Авзян своему ровеснику и ближайшему соседу Верхнему Авзяну. А некогда на равных с ним делил как тяжкий железоделательный труд, так и честь иметь к себе внимание знатных и именитых дельцов. Граф Шувалов вместе с Кузьмою Матвеевым в помощь Верхне Авзяно-Петровскому заводу выстроили молоты и горны на реке Авзянке. И с 26 августа 1756 года, под неустанный грохот молотов, потекла история Нижнего Авзяна, которую теперь иначе как грандиозной не назовешь. От пристани на реке Белой уходили баржи с ковким железом до брегов самого Нижнего Новгорода. Тысяча душ приписных крестьян ежегодно прибывала с Казанской губернии на трудовую вахту.

Новый владелец Евдоким Никитович Демидов 22 года управлял Авзяно-Петровскими заводами. Старался расширить производство. По его приглашению заводы посетили академики И. П. Фальк и И. И. Лепехин. А по  смерти перешли заводы сыну Василию.

Пережили Авзянские заводы бурю и месть Пугачёвского восстания. Заново отстроились после опустошительных пожаров. Обо всём этом и многом другом и по сей день красноречиво глаголет внимательному посетителю Нижнеавзянская земля, поскольку, по воле Божией, некогда сошла она с рельсов перестроек и обновлений и запечатлела для нас с вами в разрушенных строениях и нетронутых весях дух и силу безвозвратно ушедшей эпохи.

Как та  деревянная церковь, что стоит на самой  вершине пологого холма в Нижнем Авзяне. И не стоит,  а будто боевая ладья  плывет  по зелёным волнам холмов среди голубых простор. Чудная задумка наших прадедов!  Чудо, что сохранилась  она до наших дней. Это самая старая по возрасту постройка в Белоречье. И мы видим то, что 225 лет назад желали иметь у себя демидовские мастеровые.  Построена в духе классицизма с деревянными колоннами.

Удивительно  то, что  отстроили эту церковь в 1788 г  вместо сожженной  пугачёвскими бунтарями на Базарной площади в Верхнем Авзяне, посвящалась она  Казанской иконе Божией Матери. А когда в 1877 году  на средства крупнейшего российского промышленника и благотворителя Дмитрия Егоровича Бенардаки  возвели  рядом  точную, только  укрупненную  копию этой же церкви  из  камня, то не разрушили  деревянного двойника, а перенесли церковь  в Нижний Авзян, дали ёй вторую жизнь.  В Нижнем Авзяне  престол освящен  в честь Введения во храм Божией Матери, правый придел в честь Вознесения Господня, а левый в честь  Архангела  Михаила.  Некий художник  сохранил для нас натуру  Введенской церкви  с куполами и крестами. Когда в тридцатых годах закрыли приход и спилили кресты, местные жители  видели в ту ночь,  как в  голубом сиянии плачет Божия Матерь на крыльце правого Вознесенского придела.

В 60-е годы при переоборудовании церкви под клуб и библиотеку  сняли с неё  купол и колокольню. И вплоть до 2006 года здание церкви прослужило оплотом культурного просвещения. В надворных постройках работала общеобразовательная школа. А когда просвещать и образовывать никого не осталось, уникальные постройки забросили, и они стремительно пришли  в аварийное состояние.

В истории Нижнего Авзяна много найдём мы белых пятен и неясностей.  Архивные полки ждут  своих ратников.  Но только каплю воображения нужно человеку, чтобы, открыв двери своего  автомобиля и выйдя на подворье Введенского храма, вдруг «не провалиться» в позапрошлый век и увидеть то же самое, что видели наши прадеды: вот — церковная школа и дом священника всё, как и тогда,  на том же  месте. Значимость и широта чувствуется в постройках.  Возле алтаря заметны  захоронения. Как и полагалось,  тут погребено священство. А чуть поодаль могли стоять те самые пушки, из которых по традиции каждый раз  палили на Пасху в сторону пруда.  Вот этими дорогами шёл  многочисленный заводской люд крестным ходом на гору Кресты, где под огромным розовым куполом стоял поклонный крест, и совершались молебны на престольные праздники. Поодаль сохранился целебный источник, где была ранее, а сейчас восстановлена, часовенка. Склоны холмов линейными начертаниями вырисовывают размах и кипение жизни прошедшей эпохи: три тысячи жителей по сравнению с семью десятками на сегодняшний день — есть о чём подумать. Но церковного человека не всем этим покоряет подворье Введенской церкви, а радостью присутствия благодати Божией. Как будь-то очутился в объятиях Самой Владычицы в Её родной обители. А впрочем, так и есть. Введенское подворье не перестало быть вотчиной Божией Матери, хотя безбожное поколение много постаралось, чтобы опустошить и загадить место, почитаемое их прадедами.

***

«В запустении и мерзости», по словам отца Михаила (Федорова) из пос. Тирлян (Башкирия), нашли  казаки Введенский храм Нижнего Авзяна, когда год назад остановились на подворье  с Табынской Иконой. Вычистили храм от нечистот, забили окна, повесили охранный плакат, огородили могилы священников  возле алтаря.  Поставили вопрос о восстановлении Введенского храма и организации  прихода в Нижнем Авзяне. В том же году на Учредительном собрании подворье было предано Уфимской епархии.

Так с приходом казаков- крестоходцев Введенская церковь обрела новую жизнь и значение. На зов помочь своими силами  Введенскому храму откликнулись воспитанники воскресной школы посёлка Межозёрный, казачата из городов Белорецка, Верхнеуральска,  Магнитогорска. Собрались  вместе на подворье Введенского храма в конце июля прошлого года под опекой отца Михаила Фёдорова, атаманов Белорецка и Верхнеуральска. Поставили казачий лагерь по всем правилам:  с полевой кухней, караульной службой,  со строгим расписанием, вечерними, утренними правилами. И, под радостные крики детворы, ожили окрестности, закипела жизнь.  Вывезли горы мусора с подворья храма. Обустроили для жилья один из сохранившихся на подворье  домов. По традиции детских сборов первая половина дня посвящается труду и учебным занятиям.  Вторая соревнованиям  в сноровке и ловкости, казачьим забавам, играм, разучиванию  песен. А на вечерках отдыхает казачий народ, веселится на славу, льются песни, казачьи народные, христианские.  Казаки всегда были мастерами этого дела.

Ежедневно казачата совершали  крестный ход вокруг подворья с иконами и пением.  А на праздник св. Илии пророка,  впервые за 80 лет, распахнулись двери Введенской церкви на молебен.  Пришли местные жительницы, а среди них, 87-летняя Анна Ильинична Исаева. Долго мечтала она об этом дне! Это её богомольный прадед 80 лет назад бросился защищать кресты на куполе храма: «Что вы, мошенники, делаете?! Ваши отцы строили, а вы ломаете!».  Не спал всю ночь и видел, как Пресвятая Богородица выходила в голубом сиянии на крыльцо.

После молебна казаки прошли крестным ходом по Нижнему Авзяну, освятили источники, колодцы, улицы посёлка. А в день перед закрытием лагеря произошло ещё одно знаменательное событие.  На горе Кресты – историческом месте моления нижнеавзянцев был установлен 6-ти метровый  поклонный крест. Эта связь времён и поколений  на всю жизнь запечатлелась в душах  даже  совсем  нецерковных ребят.  Где-то  по стране катился клич крестоповальцев, а здесь на горе Кресты, никто не мог описать происходящие торжество, не иначе, как только словами послов святого князя Владимира: «Мы не знаем, где находились, на Небе или на земле!».

Полились слёзы расставания. Общие подвиги, общие радости,  переживания  сплотили ребят и взрослых в одну семью. Решено  ставить на Введенском подворье полевой лагерь, называемый казачьим семейным, ежегодно в начале августа для казачат Магнитогорска, Белорецка, Верхнеуральска.

Казаки слово сдержали. С 25 июля по 3 августа этого года  прошли 2-е сборы на Введенском подворье. Около 70 человек посетили лагерь за эти дни. Казачата пригласили друзей. Взрослые старались привезти в лагерь всю семью.

Вот мнение нескольких ребят о сборах. Эрик Шарипов, 12 лет г. Белорецк: « Я здесь многому  научился: колоть дрова, как баню делать, воду таскал, узнал некоторые приёмы рукопашного боя, как спички сушить. Узнал, что такое казачество. Мне здесь очень понравилось, на следующий год обязательно сюда приеду, не буду пропускать! Здесь не так, как в других лагерях. Здесь есть труд, а не только одни развлечения, и мне  понравилось именно этим». Алексей Крылов 13 лет, г. Верхнеуральск: « Мне здесь очень нравится.  Здесь я не в первый раз, но узнал много нового. Нашел много новых друзей». Роговская Анастасия, 14 лет, п. Межозёрный: «В таких лагерях я не в первый раз. Узнала много нового и интересного. Приглашаю всех сюда приехать!». Валера Постников,15 лет г. Белорецк: «Приехал первый раз.  Здесь не как в других лагерях, здесь не конфликтуют,  все друг за друга горой!  Хорошие физические  пробежки по утрам и трудотерапия». Богомолов Сергей, 12лет, г. Магнитогорск:  «В лагере первый раз. Здесь один за всех и все за одного, а в других лагерях каждый живёт в разброс и одни «развлекаловки». Здесь всему учат.  Я научился  боевым приёмам, узлы вязать».

Отрадно, что современные чада невольно отмечают те обстоятельства естественные и спасительные для каждого верующего, которые крепко ценили наши славные прадеды,  воспитывая своих детей по законам христианского общежительства. Общий труд, общая молитва, общие переживания, общие радости – та благотворная среда,  которую неравнодушные родители стараются создать для своего ребёнка,  только в ней рождается незаменимые человеческие качества:  послушание,  взаимовыручка, товарищеское  взаимодействие, решительность, ответственность, целеустремлённость, то, чего так не хватает современному ребёнку.  Исконно казаки умели воспитывать своих детей и сами принимали в этом активное участие.  Оберегали детей от чуждых нашей вере и казачьей чести  идей. А мы,  бегая за иномодными  удовольствиями и понимая воспитание, как угождение и обеспечение, обрекаем своего ребёнка на духовное оскудение и одиночество.

Святитель Иоанн Златоуст поучает нас: «Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями — и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга».

Сейчас проблемами воспитания уже многие обеспокоены не на шутку. Открываются и пользуются большой популярностью кадетские казачьи классы. Возрождается традиция кадетского казачества. Пятый год трубят горны общественного молодёжного объединения «Казачий Дозор» под Екатеринбургом, собирая в  полевые лагеря  казачат Курганской, Челябинской, Тюменской  и многих других областей.  Дозоровцы передают  по стране гражданско-патриотическую, нравственно оздоравливающую  эстафету. «Чтобы не жить в разброс!», — как заметил Сергей Богомолов из Магнитогорска, научиться вере православной, возродить добрые традиции доблестных казаков и быть всегда на страже земли Русской!

Не плачь больше, Богородица, на крыльце храма — отстоят казачата веру православную!

епархия-уфа.рф
ФОТОАЛЬБОМ автора

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.